Публикация «Методы и приёмы развития креативного мышления на уроках русского языка»
Районное МО учителей русского языка и литературы. Февраль 2022
Тема выступления: Методы и приёмы развития креативного мышления
на уроках русского языка
Подготовила: Тимофеева Лариса Рудольфовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Елбанская СОШ, Маслянинского района Новосибирской области
Последнее время очень многое изменилось в образовании, активно говорят об инновационном обучении. И это не случайно: изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы самостоятельно.
Любой менеджер, принимая на работу, предъявляет ряд деловых и трудовых качеств, среди которых можно выделить следующие:
быть инициативным;
легко обучаться;
быстро переучиваться;
быть творческим и компетентным в своем деле.
Иными словами, все хотят, чтобы работник обладал ВЫСОКОЙ КРЕАТИВНОСТЬЮ.
Креативностью называется умение создавать что-то новое, отклоняясь от шаблонов и общепринятых схем. С помощью креативности появляются новые идеи, схемы действий, предметы и многое другое. Благодаря такому мышлению человек может легко найти выход из затруднительной ситуации или в нужный момент обхитрить соперника в бизнесе. Поэтому развитие креативности является важным пунктом для людей, желающих стать успешными.
Необходимо помнить, что существует разница между креативом и творчеством. Творчество – это процесс создания какого-либо предмета искусства, в то время как креативное мышление имеет более широкую направленность и действует в повседневной жизни при воплощении элементарных муторных задач.
Чтобы выпускники школы смогли самостоятельно принимать решения, устоять в новом темпе жизни, необходимо формировать в них умение мыслить креативно.
Все упражнения для развития креативного мышления должны быть направлены на то, чтобы ученик учился отбрасывать общепринятые понятия и связи, а взамен строил нечто новое, раньше неизвестное даже ему.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по формированию креативного мышления на уроках русского языка.
Из приёмов, направленных на развитие креативного мышления учащихся, на своих уроках применяю следующие методы:
метод мозгового штурма,
изобретение по аналогии,
постановка проблемного вопроса (создание проблемной ситуации),
визуализация,
игра,
построение ассоциативных связей.
Метод мозгового штурма. СЛАЙД 2.
В начале урока по подготовке к сочинению-описанию картины даю задание, которое способствует глубокому восприятию картины и готовит учащихся к устному и письменному описанию увиденного, с использованием изученного ранее языкового материала. СЛАЙД 3.
Например, при подготовке к написанию сочинения в жанре репортажа по картине Григорьева «Вратарь» в 7 классе я прошу ребят найти на картине существительные, прилагательные, глаголы, причастия и причастные обороты, деепричастия и деепричастные обороты. Все предложенные учащимися примеры записываем в черновики как рабочие материалы к сочинению.
Метод изобретения по аналогии. СЛАЙД 4.
Основным инструментом обучения при этом методе являются аналогии, которые служат связующими звеньями между новой и хорошо знакомой информацией. Аналогии дают учащимся возможность связывать усвоенные ранее факты и личный опыт с информацией, которую они усваивают в данный момент. СЛАЙД 5.
При подготовке к сочинению по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители», определяя жанр картины, учащиеся отвечают на такие вопросы:
«Можно ли дать однозначный ответ на вопрос, в каком жанре написана картина?» Свой ответ обоснуйте. (Нет, т.к. здесь представлены элементы пейзажа за окном, портрета мальчишек, интерьера комнаты, натюрморт (букет ромашек)).
Создавая свое сочинение по этой картине, каким типом речи вы можете воспользоваться. Свой ответ объясните. (Любым – описание увиденного на картине; повествование с элементами описания от лица мальчишек; повествование или описание с элементами рассуждения о том, какое впечатление произвело творчество художника на мальчиков).
Метод постановки проблемного вопроса (создание проблемной ситуации). СЛАЙД 6.
Как правило, проблемный вопрос содержит в себе противоречие и направлен на поиск причин и раскрытие причинно-следственных и других связей.
Считаю очень важным развивать у школьников умение самостоятельно формулировать подобные вопросы. СЛАЙД 7.
При изучении темы «Н и НН в наречиях» в 7 классе в начале урока ребята пытаются самостоятельно ответить на вопрос: Сколько букв Н вы напишете в предложенных вам наречиях? СЛАЙД 8.
Можно дать следующее задание: Сформулируйте проблему, представленную на слайде, в виде вопроса, на который мы должны будем дать ответ на уроке. В данном случае – это выбор Н и НН в разных частях речи.
Метод визуализации. СЛАЙД 9.
Это процесс создания образов в воображении. Визуализация задействует оба полушария головного мозга. Левое полушарие «видит» символы, буквы, слова, а правое – конкретные предметы.
Как правило, такое задание даётся на дом, как не совсем обычное. СЛАЙД 10.
Задание 1: нарисуйте причастия, отразив в рисунке связь этой части речи с глаголом и прилагательным.
Задание 2: нарисуйте деепричастие, отразив в рисунке его связь с глаголом по отношению к основному и добавочному действию, выраженному ими.
Метод игры. СЛАЙД 11.
Этот метод направлен на вовлечение каждого ученика классного коллектива в коммуникативно-познавательный творческий процесс. В процессе игры вслед за активным включением эмоциональных сфер психики учащегося следует включение интеллектуальных и волевых сфер.
Как вариант реализации этого метода провожу игру-соревнование «Разведчики» на протяжении всего учебного года при работе со словарными словами на этапе контроля. СЛАЙД 12. Учащиеся на таких выступают в роли разведчиков, которым необходимо запомнить «шифровки», в роли которых выступают тексты словарных диктантов. Результаты фиксируются в таблице, ориентированной на воинские звания РФ в порядке возрастания. СЛАЙД 13. Повышение воинского звания можно добиться успешным написанием словарных диктантов. «5» - повышение в звании на 2 ранга, «4» - на 1 ранг, «3» - звание остаётся прежним, «2» - звание понижается на 1 ранг.
Метод построения ассоциативных связей. СЛАЙД 14.
Этот метод способствует не только речевой активности, но и речемыслительной деятельности, протекающей на ассоциативной основе. Он позволяет выявить степень быстроты словесных реакций школьников, преобладающий тип мышления (логический или образный), способствует выработке умения быстро находить наиболее уместное в данном случае языковое средство, способствует креативному мышлению, поскольку, чем шире ассоциативные поля и длиннее ассоциативные ряды, тем богаче речь говорящего и шире, создаваемые художественные образы. СЛАЙД 15.
Как вариант реализации этого метода можно использовать задание «Гербарий», когда учащиеся создают текст, используя предложенные материалы. Например: Осложните предложения обособленными определениями, объясните расстановку знаков препинания.
Снег.
Хлопья Метель, вьюга Снежинки Сосульки В общем | Липкие, мягкие хлопья. Тяжёлые хлопья. Вьюжная пелена. Вьюга кидается хлопьями. Мягкое скольжение снежинок. Висят стеклянной бахромой. Рыхлые груды снега. Косой снег. Звонкий, нетоптаный снег. Белая труха. Снеговая пыль. Горсти мелкого сухого снега. Словно усыпанный алмазной пылью. Рыхлеет снег. Заиграл радужными брызгами. СЛАЙД 16. |
Задание «Помогите «вылечить» «заболевшие» предложения» (объясните, в чем заключаются речевые ошибки, исправьте их).
На нём были штаны с отцовского плеча, вернувшиеся с фронта.
Гуси, перестав щипать траву, легли на нее, распластав крылья и укрывая под ними своих выродков.
Можно предложить выбрать в рабочем кабинете или за окном любой предмет и подобрать к нему 5 подходящих эпитетов или прилагательных, а после - 5 абсолютно неподходящих эпитетов и прилагательных. СЛАЙД 17.
Таким образом, важную роль при формировании креативного мышления учащихся на уроках русского языка играют:
тщательный отбор содержания учебного материала;
серьёзная работа над формулировкой заданий;
профессионализм учителя-предметника, постоянно поддерживаемый нетрадиционным и необычным уроком, так называемым «Уроком бабочки». СЛАЙД 18.
Притча
Бабочка, которой человек помог выбраться из кокона, так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и тогда она смогла бы летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы в дальнейшем она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни.
Потамошнева Наталья Алексеевна