12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
дьячкова Татьяна валерьевна297
Дьячкова Татьяна Валерьевна-учитель начальных классов МАОУ" Гимназия56"г.Ижевск.
Россия, Удмуртская респ., Ижевск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Современные технологии и приёмы, используемые на уроках русского языка для развития креативного мышления.

Дьячкова Татьяна Валерьевна, Удмуртия, г.Ижевск,

МАОУ «Гимназия 56», учитель начальных классов.

Нам кажется, что люди плохо знают и свои возможности, и свои силы: первые они преувеличивают, вторые преуменьшают."

Ф. Бэкон

Понятие «креативность» ввёл в 50 годах 20 века Джой Гилфорд. Под этим понятием он объединил такие качества личности, которые обеспечивают человеку возможность создавать новое, оригинальное.

Креативность от латинского creatio - «созидание, сотворение»

Креативное мышление является одной из составных частей функциональной грамотности, наряду с математической, читательской, естественно- научной, финансовой.

Таким образом, развитие креативного мышления очень актуальная тема современной педагогики.

Мы часто слышим креативность – это творчество. Но!

Творчество- это деятельность, а креативность- способность к этой деятельности. Однако, одного внутреннего потенциала недостаточно. Необходимо еще наличие определённых индивидуальных психологических качеств, которые обеспечат человеку решительность, целеустремлённость, потребность в креативной деятельности.

Как любая способность креативность представляет собой совокупность индивидуально- психологических особенностей личности:

- когнитивных (связаны с развитием познавательных процессов: творческое мышление, внимание, память, восприятие, воображение)

-эмоциональных (позитивный настрой, сила эмоций, самооценка)

-волевых (поддержание активности, только в результате упорного труда создаются гениальные произведения).

"Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов."

В. Белинский

Что нам, учителям, со всем этим делать? Понять? Простить? Конечно, РАЗВИВАТЬ!

Психологи давно доказали, что все способности можно развивать в любом возрасте.

Творческий потенциал есть у всех. У кого-то он проявляется в большей, а у кого-то в меньшей степени. Все и всё родом из детства! Возможно, не для всех в детстве были созданы благоприятные условия для развития и реализации своего творческого потенциала.

Таким образом, креативность- выработка, оценка, совершенствование идей, направленных на получение нового результата (краткий психологический словарь «Феникс» 1998г.)

Чтобы развивать креативность у детей, мы сами должны быть творческими.

Креативность- несущая конструкция всей педагогики.

Вспоминается одна из притч.

«Идет путник по дороге, его останавливает стражник и говорит: «Мой хозяин желает знать, кто ты, куда идешь и зачем?» Путник спрашивает у стражника: «А сколько платит тебе твой хозяин?» «500 золотых!» – невозмутимо произносит стражник. «Я буду платить тебе в три раза больше, 1500 золотых, если каждое утро ты будешь задавать мне эти три вопроса – Кто я? Куда я иду? И зачем?».

Каждый урок- это белая полоса, которую мы совместно с учениками раскрашиваем в различные цвета. Только от нас зависит, как мы ее раскрасим!

Не секрет, что русский язык не является фаворитом наших ребят. Монотонность и однообразие утомляет их. Сам процесс письма вызывает мышечное утомление. Этому, к сожалению, способствуют и наши учебники. Проанализировав учебники русского языка 1-4 классов, можно сделать вывод, что заданий, способствующих развитию креативного мышления, очень мало. Большинство из них сводится к «придумай, сочини.» Отсюда возникает необходимость самостоятельной доработки заданий к упражнениям в учебниках русского языка.

Помните, как в анекдоте про слово ШЁЛ…

«Мама заставила ребёнка написать 100 раз слово ШЁЛ, чтобы отработать написание этого слова. Ребёнок всё сделал и написал маме записку: «Мама, я все написал, пошОл гулять.»

Эта история наглядно показывает результат выполнения упражнений из учебника русского языка.

Нас меняет не результат, а то, какие усилия мы приложили, чтобы это получить. Если мы сталкиваемся с трудностью, преодолеваем ее, в результате мы становимся сильнее, мудрее и в следующий раз разрешаем подобную ситуацию намного быстрее.

Один из этапов урока-работа со словарными словами. Этот этап способствует развитию креативности у учащихся. Например, при работе со словарным словом «карандаш», я использую такой приём. Каждому из учеников раздаю белые полоски бумаги.

- Какими словами мы можем описать этот предмет.

- Что мы можем с ним сделать?

-Давайте вместе отогнём уголки этой полоски.

- На какой предмет он стал похож? (карандаш)

Что вы знаете о слове «карандаш»?

(Образовано от тюркского слова. Образовано слиянием двух слов: «кара»- чёрный, «даш»-камень).

- Оживите свои карандаши (раскрасить, составить диалог)

- Составить букву А (одному не получится)

Нарисовать свой карандаш.

После такой работы каждый ученик запомнит написание этого слова.

Вы скажите, что это долго! Но надо помнить, что всё, что выполняется с эмоциональной привязанностью приносит больше пользы.

Очень часто на уроке я использую технологию сторителлинга- технология развития связной речи. Для этого нужны всего лишь кубики. На каждую грань кубика наклеивается картинка (символ, если детки постарше) с изображением определённого объекта. Кубиков одновременно можно использовать от 4-9 штук. Ученики выходят, поочередно кидают кубики и соответственно выпавшим картинкам начинают повествовать свою историю.

Картинки можно периодически менять. Особенно эффективно кубики можно использовать при проведении итоговых уроков по темам.

Замечательно зарекомендовал себя приём «облако из слов». При

При использовании этого приёма, ученики, используя заданные слова, составляют тексты.

При изучении нового материала всегда выручает прием составления учениками опорного конспекта. В этом случае ученик по ходу беседы делает пометки, рисунки, схемы , помогающие ему воссоздать новый материал.

Использование на уроках изографов, составление и разгадывание их, увлекает ребят, способствует запоминанию написания слов и, конечно, способствует развитию креативного мышления.

Одним из любимых видов работы –сочинение загадок, синквейнов, сказок. В конце каждого года составляем сборники творческих работ учеников. В первом классе сборник докучных сказок, второй класс- сборник загадок, третий класс- сборник сочинений по временам года.

Отдельным этапом идёт научно – практическая работа. В ходе этой деятельности мы выяснили, что является слаще хрен или редька, познакомились с историей возникновения фразеологизмов, разобрали использование числительных в сказках А.С. Пушкина, окунулись в фольклор нашего народа.

На уроках русского языка я часто использую музыкальное сопровождение, по возможности уроки проводим вне аудитории. Так в первом, втором классах- интегрированный урок по составлению предложений, текстов.

Отдельного внимания заслуживают групповые виды работ, направленные на рефлексию, создание различного вида схем, таблиц, игр-бродилок.

Таким образом, русский язык- урок, который способствует развитию креативного мышления, как составной части функциональной грамотности. Игровые технологии, применяемые на уроках русского языка, способствуют поддержанию интереса к предмету, развитию учеников.















Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.