Статья «Методическое пространство — условие развития профессионализма педагога»
Федянина Г.С.,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад п. Томаровка
Яковлевского городского округа»
Белгородская область
Аннотация. В статье представлены условия, созданные в дошкольной образовательной организации по развитию профессионализма педагогов в методическом пространстве. Рассматриваются различные формы работы по созданию методического пространства и профессиональному развитию педагогов. Описаны результаты деятельности по организации непрерывного образования педагогов.
Ключевые слова: методическое пространство, педагогическая компетентность; самообразование; личностно-профессиональное развитие.
Быстрый темп жизни, динамика общественного развития определяют необходимость улучшения и расширения методического пространства для развития профессионализма современного педагога. Личность педагога сегодня выступает в качестве основного фактора обновления системы образования. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, стремящихся постоянно совершенствовать свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве. Одним из действенных путей повышения профессионального мастерства педагога является методическая работа.
Как отмечает М.М. Поташник: «Методическое пространство - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете - повышение качества и эффективности образовательного процесса» [1]. Она включает: подготовку методических разработок, методических рекомендаций, учебно-методических пособий, материалов: выступлений на конференциях, семинарах, методических объединениях, разработка учебных игр, пособий, активных форм обучения.
В МБДОУ «Детский сад п.Томаровка Яковлевского городского округа» (далее ДОУ), созданы условия для профессионального роста педагогов. Используются разнообразные формы работы: самообразование; деятельность образовательных центров - методических объединений, творческие групп; семинары-практикумы, система наставничества, регулярные выступления на конференциях, семинарах и многое другое для непрерывного образования педагога.
Планируется работа по созданию методического пространства для педагогов направлено на возможность совершенствования и творческой реализации личностного и профессионального потенциала в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями каждого педагога. Важным при этом представляется сохранение и развитие положительного опыта учреждения, его традиций в деятельности методической службы. Участие педагогов в методической инновационной деятельности способствует в конечном итоге формированию личной педагогической системы и индивидуального стиля педагогической деятельности.
Методическая работа в системе образования выполняет следующие функции:
- является важным фактором повышения профессиональной компетентности педагогических кадров;
- содействует развитию творческого потенциала педагогов;
- является одним из важных компонентов в системе управления учебно-воспитательным процессом [2].
- оказывает научно-методическую; организационно-методическую; информационную; аналитико-экспертную; образовательную и консультативную помощь начинающим и опытным педагогам .
Различные формы работы по созданию методического пространства и профессиональному развитию педагогов ДОУ представлены в табл. 1.
Таблица 1
Формы работы по личностно-профессиональному развитию педагогов в ДОУ
Уровень | Формы |
Индивидуальный | Самообразование педагога |
Реализация индивидуального творческого плана (педагог сам планирует сценарии профессионального становления, их вариативность зависит от базового образования, особенностей профессиональной деятельности). | |
Составление индивидуального маршрута повышения квалификации | |
Уровень образовательного учреждения | «Школа педагогического мастерства» (Открытые занятия, развлечения, родительские собрания, мастер-классы, тренинги, семинары и прочее). |
Методические объединения (по возрастным группам, по образовательной деятельности) | |
Наставничество над молодыми педагогами и специалистами. | |
Творческие группы на уровне ДОУ | |
Организация в ДОУ методических конкурсов (Тематические постеры, спортивные уголки, картотеки по видам деятельности, уголки театрализованной деятельности, народные куклы в «Белгородских» костюмах и прочее) | |
Муниципальный | Организация и проведение мастер классов, открытых занятий, развлечений, семинаров по обмену опытом, выступления на муниципальных методических объединениях |
Участие в профессиональных, методических и творческих конкурсах, выставках, акциях муниципального образования | |
Участие в деятельности общественных организаций | |
Обобщение и распространение педагогического опыта | |
Участие в обучающих семинарах | |
Участие в работе жюри | |
Участие в социальных проектах и акциях | |
Региональный Федеральный | Курсы повышения квалификации |
Педагогические чтения | |
Научно-практические конференции | |
Участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства (на региональном или всероссийском уровнях) |
Перед организацией методического пространства стоит задача помочь педагогам углубить различные аспекты его профессиональной подготовки и способствовать саморазвитию личности педагога. Поэтому работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы предшествует глубокий анализ деятельности и ее влияние на рост педагогического и профессионального мастерства педагога [3].
В образовательной организации созданы условия для повышения уровня знаний, профессиональных компетенций педагогов. В частности, создана творческая группа педагогов, в функции которой входит оказание методической помощи:
- в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны методических объединений ДОУ, районных МО, региональных курсов повышения квалификации;
- в изучении, обобщении и внедрении в практику передового опыта, связанного с реализацией проектных, инновационных методик;
- в помощи по овладению новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.
Методическая работа педагогов ДОУ строится на основе годового плана. Каждое МО работает над единой методической темой, тесно связанной с методической темой ДОУ, имеет свой план работы.
В конце учебного года старшим воспитателем и заведующим оценивается результативность достижений каждого педагога и его воспитанников, и разрабатываются рекомендации для педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень.
Для обеспечения качественной организации образовательной деятельности педагогического коллектива ДОУ необходимо:
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (наличие дидактического материала, использование на занятиях технических средств обучения, презентаций, обучающих видеофильмов, наглядности),
использование инновационных методик преподавания (активные методы обучения, проектные технологии) [4],
наличие авторской программы.
За последний 2020-2021 учебный год стало очевидным, что дистанционное обучение - достаточно эффективная и порой единственная технология организации образовательного процесса в образовательных учреждениях. Дистанционное обучение предоставляет педагогам возможность освоения разного рода программ, основанных на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Методическое пространство в дистанционном образовании оказывает позитивное влияние на повышение творческого и интеллектуального потенциала не только педагогов, но и воспитанников. Воспитанники детского сада, совместно с родителями регистрируются на таких образовательных сайтах, как «Инфоурок», «Совушка», «Высшая школа делового администрирования», «Единый урок», «Педсовет» и многие другие, на которых, принимают участие в онлайн викторинах, конкурсах. Дети и родители получают огромный опыт дистанционного обучения, и возможность поучаствовать в творческих, исследовательских конкурсах. Воспитанники имеют огромное количество побед в региональных и всероссийских конкурсах и викторинах.
Результаты деятельности по организации непрерывного образования педагогов МБДОУ «Детский сад п. Томаровка» за 2020-2021 учебного года представлены публикациями педагогов:
- на «Международной научно-практической конференции «Научное и образовательное пространство: перспективы развития»;
- во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование - современные методики и технологии обучения и воспитания», «Мир дошколят»;
- по итогам заочной региональной научно-практической конференции «Современная цифровая образовательная среда в регионе».
Педагоги представляли свои методические разработки и делились опытом:
- на региональном информационно-методическом семинаре «Планирование образовательной деятельности в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»; (3 педагога)
- на научно-практической конференции «Помощь дошкольникам с аутизмом: ожидания, реальность. Возможности»; (2 педагога)
- на онлайн-семинаре «Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания в ДОУ»; «Игровые технологии в дошкольном образовании» (3 педагога);
- на учебно-методическом семинаре по теме: «Внутренняя система оценки качества дошкольного образования: от проектирования до инструментов»;
- на муниципальных методических объединениях специалистов и воспитателей возрастных групп ежеквартально с выступлением и показом открытых мероприятий.
Активно участвовали в Межрегиональных заочных конкурсах БелИРО:
- конкурс видеороликов для воспитателей, инструкторов по физкультуре «Нестандартные формы проведения занятий»: 1место и 2 место;
- конкурс видеороликов «Физминутка в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании»: победители и призеры;
- «Лучшие педагогические практики в сфере образования», участники;
- межрегиональный заочный конкурс социальных видеороликов «Спортивная Россия без допинга» - победители и призеры (2 место).
Организация научно-методической работы является одним из важных направлений программы развития и призвана способствовать активизации деятельности педагогов. Работа по созданию методического пространства в дошкольном учреждении для педагогов позволяет:
- создать условия для формирования новых образовательных потребностей педагогов, побуждающих к работе по достижению более высокого уровня своей компетентности в избранной отрасли знаний, стремлению к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, расширению кругозора, формированию общей, профессиональной и методологической культуры;
- достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности;
- достичь высокой удовлетворённости родителей качеством оказываемых образовательных услуг;
- обобщать и распространять опыт по данному направлению среди коллег других образовательных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА:
Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ/ Л.Н. Атмахова,- Екатеринбург- 2006 - с. 177. РГБ ОД, 61:06-13/2450
Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении /И.В.Никишина, - Волгоград – 2006, «Учитель»
Зайцева, О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева, Вестник ТГПУ. – 2009. – Выпуск 7 (85). – C. 106–109.
Приходько Е. В. Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] / Е. В. Приходько, - Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 509-511.