Статья «Методическое пространство — условие развития профессионализма педагога»

1
0
Материал опубликован 13 November 2021 в группе
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА

Федянина Г.С.,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад п. Томаровка

Яковлевского городского округа»

Белгородская область

gulnara.fedyanina@yandex.ru


Аннотация. В статье представлены условия, созданные в дошкольной образовательной организации по развитию профессионализма педагогов в методическом пространстве. Рассматриваются различные формы работы по созданию методического пространства и профессиональному развитию педагогов. Описаны результаты деятельности по организации непрерывного образования педагогов.

Ключевые слова: методическое пространство, педагогическая компетентность; самообразование; личностно-профессиональное развитие.


Быстрый темп жизни, динамика общественного развития определяют необходимость улучшения и расширения методического пространства для развития профессионализма современного педагога. Личность педагога сегодня выступает в качестве основного фактора обновления системы образования. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, стремящихся постоянно совершенствовать свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве. Одним из действенных путей повышения профессионального мастерства педагога является методическая работа.

Как отмечает М.М. Поташник: «Методическое пространство - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете - повышение качества и эффективности образовательного процесса» [1]. Она включает: подготовку методических разработок, методических рекомендаций, учебно-методических пособий, материалов: выступлений на конференциях, семинарах, методических объединениях, разработка учебных игр, пособий, активных форм обучения.

В МБДОУ «Детский сад п.Томаровка Яковлевского городского округа» (далее ДОУ), созданы условия для профессионального роста педагогов. Используются разнообразные формы работы: самообразование; деятельность образовательных центров - методических объединений, творческие групп; семинары-практикумы, система наставничества, регулярные выступления на конференциях, семинарах и многое другое для непрерывного образования педагога.

Планируется работа по созданию методического пространства для педагогов направлено на возможность совершенствования и творческой реализации личностного и профессионального потенциала в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями каждого педагога. Важным при этом представляется сохранение и развитие положительного опыта учреждения, его традиций в деятельности методической службы. Участие педагогов в методической инновационной деятельности способствует в конечном итоге формированию личной педагогической системы и индивидуального стиля педагогической деятельности.

Методическая работа в системе образования выполняет следующие функции:

- является важным фактором повышения профессиональной компетентности педагогических кадров;

- содействует развитию творческого потенциала педагогов;

- является одним из важных компонентов в системе управления учебно-воспитательным процессом [2].

- оказывает научно-методическую; организационно-методическую; информационную; аналитико-экспертную; образовательную и консультативную помощь начинающим и опытным педагогам .

Различные формы работы по созданию методического пространства и профессиональному развитию педагогов ДОУ представлены в табл. 1.

Таблица 1

Формы работы по личностно-профессиональному развитию педагогов в ДОУ

Уровень

Формы

Индивидуальный

Самообразование педагога

Реализация индивидуального творческого плана (педагог сам планирует сценарии профессионального становления, их вариативность зависит от базового образования, особенностей профессиональной деятельности).

Составление индивидуального маршрута повышения квалификации

Уровень образовательного учреждения

«Школа педагогического мастерства» (Открытые занятия, развлечения, родительские собрания, мастер-классы, тренинги, семинары и прочее).

Методические объединения (по возрастным группам, по образовательной деятельности)

Наставничество над молодыми педагогами и специалистами.

Творческие группы на уровне ДОУ

Организация в ДОУ методических конкурсов (Тематические постеры, спортивные уголки, картотеки по видам деятельности, уголки театрализованной деятельности, народные куклы в «Белгородских» костюмах и прочее)

Муниципальный


Организация и проведение мастер классов, открытых занятий, развлечений, семинаров по обмену опытом, выступления на муниципальных методических объединениях

Участие в профессиональных, методических и творческих конкурсах, выставках, акциях муниципального образования

Участие в деятельности общественных организаций

Обобщение и распространение педагогического опыта

Участие в обучающих семинарах

Участие в работе жюри

Участие в социальных проектах и акциях

Региональный

Федеральный

Курсы повышения квалификации

Педагогические чтения

Научно-практические конференции

Участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства (на региональном или всероссийском уровнях)

Перед организацией методического пространства стоит задача помочь педагогам углубить различные аспекты его профессиональной подготовки и способствовать саморазвитию личности педагога. Поэтому работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы предшествует глубокий анализ деятельности и ее влияние на рост педагогического и профессионального мастерства педагога [3].

В образовательной организации созданы условия для повышения уровня знаний, профессиональных компетенций педагогов. В частности, создана творческая группа педагогов, в функции которой входит оказание методической помощи:

- в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны методических объединений ДОУ, районных МО, региональных курсов повышения квалификации;

- в изучении, обобщении и внедрении в практику передового опыта, связанного с реализацией проектных, инновационных методик;

- в помощи по овладению новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Методическая работа педагогов ДОУ строится на основе годового плана. Каждое МО работает над единой методической темой, тесно связанной с методической темой ДОУ, имеет свой план работы.

В конце учебного года старшим воспитателем и заведующим оценивается результативность достижений каждого педагога и его воспитанников, и разрабатываются рекомендации для педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень.

Для обеспечения качественной организации образовательной деятельности педагогического коллектива ДОУ необходимо:

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (наличие дидактического материала, использование на занятиях технических средств обучения, презентаций, обучающих видеофильмов, наглядности),

использование инновационных методик преподавания (активные методы обучения, проектные технологии) [4],

наличие авторской программы.

За последний 2020-2021 учебный год стало очевидным, что дистанционное обучение - достаточно эффективная и порой единственная технология организации образовательного процесса в образовательных учреждениях. Дистанционное обучение предоставляет педагогам возможность освоения разного рода программ, основанных на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Методическое пространство в дистанционном образовании оказывает позитивное влияние на повышение творческого и интеллектуального потенциала не только педагогов, но и воспитанников. Воспитанники детского сада, совместно с родителями регистрируются на таких образовательных сайтах, как «Инфоурок», «Совушка», «Высшая школа делового администрирования», «Единый урок», «Педсовет» и многие другие, на которых, принимают участие в онлайн викторинах, конкурсах. Дети и родители получают огромный опыт дистанционного обучения, и возможность поучаствовать в творческих, исследовательских конкурсах. Воспитанники имеют огромное количество побед в региональных и всероссийских конкурсах и викторинах.

Результаты деятельности по организации непрерывного образования педагогов МБДОУ «Детский сад п. Томаровка» за 2020-2021 учебного года представлены публикациями педагогов:

- на «Международной научно-практической конференции «Научное и образовательное пространство: перспективы развития»;

- во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование - современные методики и технологии обучения и воспитания», «Мир дошколят»;

- по итогам заочной региональной научно-практической конференции «Современная цифровая образовательная среда в регионе».

Педагоги представляли свои методические разработки и делились опытом:

- на региональном информационно-методическом семинаре «Планирование образовательной деятельности в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»; (3 педагога)

- на научно-практической конференции «Помощь дошкольникам с аутизмом: ожидания, реальность. Возможности»; (2 педагога)

- на онлайн-семинаре «Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания в ДОУ»; «Игровые технологии в дошкольном образовании» (3 педагога);

- на учебно-методическом семинаре по теме: «Внутренняя система оценки качества дошкольного образования: от проектирования до инструментов»;

- на муниципальных методических объединениях специалистов и воспитателей возрастных групп ежеквартально с выступлением и показом открытых мероприятий.

Активно участвовали в Межрегиональных заочных конкурсах БелИРО:

- конкурс видеороликов для воспитателей, инструкторов по физкультуре «Нестандартные формы проведения занятий»: 1место и 2 место;

- конкурс видеороликов «Физминутка в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании»: победители и призеры;

- «Лучшие педагогические практики в сфере образования», участники;

- межрегиональный заочный конкурс социальных видеороликов «Спортивная Россия без допинга» - победители и призеры (2 место).

Организация научно-методической работы является одним из важных направлений программы развития и призвана способствовать активизации деятельности педагогов. Работа по созданию методического пространства в дошкольном учреждении для педагогов позволяет:

- создать условия для формирования новых образовательных потребностей педагогов, побуждающих к работе по достижению более высокого уровня своей компетентности в избранной отрасли знаний, стремлению к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, расширению кругозора, формированию общей, профессиональной и методологической культуры;

- достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности;

- достичь высокой удовлетворённости родителей качеством оказываемых образовательных услуг;

- обобщать и распространять опыт по данному направлению среди коллег других образовательных учреждений.


ЛИТЕРАТУРА:


Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ/ Л.Н. Атмахова,- Екатеринбург- 2006 - с. 177. РГБ ОД, 61:06-13/2450

Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении /И.В.Никишина, - Волгоград – 2006, «Учитель»

Зайцева, О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева, Вестник ТГПУ. – 2009. – Выпуск 7 (85). – C. 106–109.

Приходько Е. В. Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] / Е. В. Приходько, - Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 509-511.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации