Статья «Методическое сопровождение работы преподавателей-наставников с молодым специалистом»

1
0
Материал опубликован 5 October 2021

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-НАСТАВНИКОВ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.

​​​​​​​ Методическое сопровождение – это комплекс мер, направленный на поддержку педагогов, обладающих разным уровнем квалификации. Именно такое определение использовалось раньше в научной литературе. С течением времени образовательный процесс и вся педагогическая система существенно усложнились. Сегодня повсеместно идет модернизация учебной деятельности, внедряются различные образовательные технологии. У участников процесса появляются новые возможности и абсолютно новые потребности. Все это приводит к существенному усложнению содержания методического сопровождения деятельности преподавателей.

Одной из первостепенных задач, не просто привлечение молодых специалистов, но и (что еще существеннее) удержание их на педагогическом поприще. Мы знаем, что если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъема и эйфории начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной самостоятельности как в профессиональной, так и в личностной.

Основная задача – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Цель работы с молодыми специалистами: создание условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Молодым специалистом в Белгородской области в целях настоящего закона признается выпускник профессиональной образовательной организации и (или) образовательной организации высшего образования в возрасте до 30 лет включительно, получивший соответствующий документ об уровне образования и квалификации, принятый в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, на работу в образовательную организацию Белгородской области не позднее чем через один год после получения соответствующего документа об уровне образования и квалификации (в указанный период не включаются: время прохождения военной службы по призыву и период по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет). (Ст.20, п.2 Закон Белгородской области от 31.10.2014 N314 "Об образовании в Белгородской области" (принят Белгородской областной Думой 23.10.2014))

При приеме на работу молодого специалиста администрация ОГАПОУ «БМТК» знакомит с коллективным договором, с правилами внутреннего распорядка, уставом учреждения и др. Молодой специалист пишет заявление о приеме на работу и работодатель заключает с ним трудовой договор. Директор колледжа издает приказы о приеме на работу и о социальном пособии молодым специалистам (если есть необходимость)

Далее работу с молодым специалистом направленную на их профессиональный рост и успешное вхождение в профессию, надо осуществлять комплексно:

через деятельность школы молодого педагога;

через реализацию наставничества;

через проведение профессиональных педагогических конкурсов;

через информационно – методическое сопровождение вхождения в профессиональную деятельность

Методическое сопровождение работы преподавателей-наставников с молодыми педагогами осуществляется согласно Положению о наставничестве и организуется на основании Приказа директора ОГАПОУ «БМТК» «О закреплении наставника за молодым педагогом», Плана работы Школы Молодого педагога.

Для молодых педагогов в колледже организовывается работа Школы молодого педагога, которая рассчитана на 3 года обучения:

Первый год обучения «Знания и умения педагога – залог успеха обучающихся»

Второй год обучения «Самостоятельный творческий поиск»

Третий год обучения «Выбор индивидуальной педагогической линии»

Руководит подготовкой, организацией и работой школы молодого педагога методист. Его роль заключается в планировании работы Школы, в подготовке и организации заседаний, в анализе, корректировании и подведении итогов работы.

Перед первым заседанием Школы методист выявляет затруднения молодых специалистов, которые они испытывают в профессиональной деятельности через собеседование, наблюдение, а также анкетирование.

Исходя из практики работы, чаще всего молодые специалисты испытывают затруднения:

в ведении документации;

в составлении программы, календарно-тематического плана;

в планировании и анализе учебного занятия;

в адаптации в новом коллективе и умении взаимодействовать, как с молодыми, так и с опытными коллегами, с администрацией, студентами и с родителями и др.

Также методисту важно знать не только профессиональные затруднения каждого молодого специалиста, но и его сильные стороны, уровень его педагогической квалификации, его возможности, особенности, склонности и увлечения.

Это позволит определить содержание и формы психологической, методической помощи, в которой он нуждается, которые наиболее соответствую его способностям, опыту и навыкам. Собранный в результате анкетирования, собеседований и наблюдений материал, является основой для планирования работы методического объединения.

Надо отметить, что особенностью деятельности Школы молодого педагога является то, что она объединяет молодых специалистов, закончивших учебные педагогические заведения, но и молодых специалистов, не имеющих педагогического образования, опыта работы с детьми. Более того они все могут работать в разных направленностях, реализуемых в многопрофильном учреждении среднего профессионального образования.

Обычно на занятия Школы выносятся 1-2 выступления по запланированной теме, которые обсуждаются и по которым
разрабатываются определенные рекомендации, памятки. Иногда на занятия, в качестве выступающих приглашаются наставники, более опытные педагоги колледжа.

Исходя из практики работы с молодыми специалистами, самыми востребованными памятками для них являются: «Алгоритм подготовки учебного занятия»; «Технологии проведения учебных занятий»; «Схема самоанализа учебного занятия»; «Схема самоанализа воспитательного мероприятия» и др.

Работу по адаптации молодых специалистов в новом коллективе и
умении взаимодействовать, как с молодыми, так и с опытными коллегами, с
администрацией, студентами и с родителями и др. выстраивает психолог
колледжа, который также принимает активное участие в работе
ШМП, проводит семинары тренинги, индивидуальные
консультации.

Также успешность молодого педагога зависит от его
сотрудничества с его наставником. Наставником молодого педагога
может быть наиболее подготовленный педагог колледжа, обладающий высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющий опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в педагогической деятельности, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседании методического совета и утверждаются директором учреждения.

Перед началом работы наставникам выдается памятка по работе с молодым педагогом и пакет документов для молодого педагога и наставника, который включает в себя:

у молодого специалиста:

План профессионального становления молодого специалиста (состоит из 3 разделов:

раздел 1: вхождение в должность,

раздел 2: работа в должности (учебная работа, методическая работа)

раздел 3: воспитательная работа)

рабочий лист «Посещение учебных занятий у педагога-наставника»

у педагога-наставника:

план работы наставника по адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности;

рабочий лист «Посещение учебных занятий у молодого специалиста»

заключение по итогам адаптации к педагогической деятельности молодого специалиста

Для обратной связи молодым специалистам предлагается опросник по
работе с наставником.

В методическом сопровождении нуждаются не только молодые педагоги, но и их наставники, деятельность которых должна идти со временем.

Современные реалии вынудили внести небольшие коррективы в методическую работу колледжа.

Так пандемия показала необходимость проведения консультативных семинаров по работе в дистанционном формате.

Т.о., были организованы и проведены семинары для педагогов колледжа:

организация и проведение учебного занятия в ZOOM;

создание дистанционного курса на портале Google Класс;

создание интерактивных листов с помощью сервиса Liveworksheets;

создание интерактивных тестов в сервисе onlinetestpad

и др.

90% педагогов прошли различные курсы, организованные порталом Единый урок.

И еще одно затруднение, решение которой в последнее время становится также актуальной из-за высокой загруженности педагогов, это встречи – встречи молодого педагога с наставником, посещение молодым педагогом ШМП, посещение педагогом колледжа методических семинаров.

Для разрешения этих проблем, в период пандемии, методическая служба на портале Google, создала Виртуальный Методический кабинет, на котором выкладываются материалы с методических и консультативных семинаров, с занятий ШМП, диагностические материалы для выявления затруднений педагогов колледжа.

А в будущем планируется начать работу над Бережливым проектом «Оптимизация процесса взаимодействия преподавателя-наставника с молодым педагогом»

Главная цель системы методического сопровождения – это повышение профессионального уровня педагогического работника. Проблема недостаточной квалификации преподавательского состава не теряет актуальности и сегодня. Работа с молодыми специалистами, оказание им помощи в их профессиональном росте и успешном вхождении в профессию является одним из важных направлений работы с педагогическими кадрами колледже. Успех такой работы зависит как от самого молодого педагога, так и от целенаправленно организованной деятельности в учреждении, реализуемой методистами, наставниками, психологом.

7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.