МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

0
0
Материал опубликован 20 October в группе

СТАТЬЯ

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку в школе

Аннотация: статья посвящена рассмотрению методик игровых технологий, которые используются при обучении иностранному языку в школе. Проанализированы различные виды игр, при обучении иностранному языку, определена роль игровых технологий в образовательном процессе. Автором акцентируется внимание на значении игр как мотивационного инструмента, который способствует преодолению языковых барьеров, а также, выработке стимулирующего активного применения учениками языкового материала. Также, внимание уделяется процессу адаптации игровых технологий к возрастным и психологическим критериям обучающихся, в том числе, их влиянию на развитие творческого потенциала, как учителя, так и для учеников. В данной статье рассмотрены различные взгляды педагогов о динамике применения игровых технологий на практике, а также изучены примеры эффективных игровых технологий и заданий, которые способствуют усвоению лексико-грамматического материала по английскому языку в условия общеобразовательной школы.

Ключевые слова: игровые технологии, иностранный язык, языковая среда, комплексный подход, интеграция.

Abstract: the article is devoted to the consideration of the methods of gaming technologies that are used in teaching a foreign language at school. Various types of games are analyzed when teaching a foreign language, the role of game technologies in the educational process is determined. The author focuses on the importance of games as a motivational tool that helps to overcome language barriers, as well as the development of stimulating active use of language material by students. Also, attention is paid to the process of adapting gaming technologies to the age and psychological criteria of students, including their impact on the development of creative potential, both for teachers and students. This article examines the different views of teachers on the dynamics of the use of gaming technologies in practice, as well as studied examples of effective gaming technologies and tasks that contribute to the assimilation of lexical and grammatical material in English in a comprehensive school.

Keywords: gaming technologies, foreign language, language environment, integrated approach, integration.

На современном этапе, в условиях введения нового ФГОС применение игровых технологий является актуальным и необходимым, так как они не только способны соответствовать требованиям современного образовательного процесса, но и могут способствовать формированию необходимых компетентностей, в целях успешной социализации учеников в многоязычной и мультикультурной среде. ФГОС акцентирует внимание на создании условий для формирования компетентностей у учащихся, в том числе и коммуникативной. Игровые технологии принадлежат к наиболее эффективному инструменту, который способствует развитию у школьников необходимых навыков общения иностранным, и в том числе, дают возможности преодолевать языковые барьеры, активизировать необходимый процесс, направленный на лучшее усвоение нового материала. ФГОС также ориентирует на необходимость индивидуального подхода к обучению иностранному языку, учитывает возрастные особенности учеников. Игры легко адаптируются к разным уровням подготовки и интересам учеников. Данный критерий делает процесс обучения значительно индивидуализированным. Все возрастающую роль начинает играть интеграция различных видов деятельности на уроках иностранного языка. ФГОС также поддерживает идею комплексного подхода к обучению, который включает в себя работу навыками речи, развитие критического мышления и креативности. Игровые технологии, также, способствуют вовлечению учеников в активный процесс, при этом, помогая развивать не только навыки языкового общения, но и общие учебные умения.

В предпринятом исследовании проведем детальный анализ классификации игровых технологий, на примере 2-х УМК для начальной школы - «Enjoy English» для третьего класса, редакция М.З. Биболетовой, а также - «Английский язык. 3 класс» редакция В.П. Кузовлева.

Игровые технологии, согласно УМК «Enjoy English» под редакцией М.З. Биболетовой представляют основополагающую роль в формировании коммуникативных компетенций учеников 3 класса. К одному из эффективных методов, который применяется в данном учебнике – это ролевые игры, которые дают возможность ученикам производить моделирование реальных жизненных ситуаций с использование английского языка. Данная технология способствует не только процессу освоения лексико-грамматического материала, но и, позволяет погрузиться в англоязычную языковую среду, где дети способны применять на практике полученные знания в игровой форме. Это дает возможность детям повысить уровень их мотивации, а также получить уверенность в практическом использовании английского языка. В данном комплексе также применяются различные игровые задания: кроссворды, головоломки и песни, которые развивают логическое мышление и усиливают интерес к обучению иностранного языка. Данные игровые подходы способствуют лучшему закреплению материала в увлекательной форме, облегчая процесс его усвоения и делая обучение наиболее эффективным и непринуждённым.

В УМК для 3-его класса под редакцией В.П. Кузовлева используется также широкий спектр игровых технологий, однако они отличаются другой направленностью. Основной акцент здесь уделен дидактическим играм, которые являются инструментом для систематизации знаний, а также, формирования языковых навыков посредством использования структурированных игровых упражнений. Игровые технологии наиболее строго подчинены образовательным целям и направлены на повторение и закрепление уже изученного англоязычного материала. В УМК Кузовлева особое внимание уделяется коллективным игровым заданиям, которые направлены на развитие навыков сотрудничества и работы в группе.

В УМК «Enjoy English» М.З. Биболетовой акцент сделан на использование ролевых игр, способствующих погружению в языковую среду и развитию коммуникативных навыков, посредством ситуационного моделирования. Игры, представленные в данном УМК наделены гибкой структурой, и позволяют детям активно использовать изученный материал в процессе игры, при этом, стимулируя развитие творческого мышления и спонтанного использования языка. В УМК В.П. Кузовлева все внимание акцентируется на дидактических играх, которые систематизируют полученные знания. Упражнения в игровом формате в данном УМК обладают большей структурированностью и чёткой направленностью на достижение образовательных целей. Несмотря на меньший акцент на ролевые игры, игровые технологии в УМК Кузовлева развивают навыки работы в группе и сотрудничества, и являются важным аспектом формирования коммуникативных компетенций, игры помогают сделать занятия более интересными.

Let’s play «Word train» - игра ориентирована на расширение и улучшение лексического запаса. Обучающимся раздаются карточки с подписанными словами, и задача ученика - составить как можно больше правильных предложений в англоязычном формате, и при этом, применять новые слова или грамматические конструкции. Данное игровое упражнение учит детей правильно выстраивать предложения и использовать уже изученный материал.

Игра «Role play». В ходе данной ролевой игры обучающиеся разыгрывают диалог с воображаемым другом, который живет на границей. Данное игровое упражнение помогает практиковать устную речь и учит процессу взаимодействия на английском языке в разных жизненных ситуациях. В нашем случае тема разговора – это обсуждение различных стран и городов, где проживают собеседники.

Игровое упражнение Let’s play «My region». В игре ученики делятся на 2-е группы. Каждой из групп необходимо как можно больше рассказать о регионе своего проживания, при этом, используя изученный лексический и грамматический материал. Данный игра стимулирует использование изученных слов и конструкций в процессе разговорной речи и развивает навыки командной работы.

Игровое упражнение «Let’s play «Number games». Задача данной игры заключается в том, чтобы школьники быстро находили на доске названные учителем цифры. Данное упражнение помогает развивать навыки восприятия чисел на слух, возможность их распознавать, при этом, формируя математические и лингвистические компетенции.

«Let’s play «Alphabet Race». Основа данной игры заключается в том, чтобы ученики называли максимальное количество слов, которые начинаются на заданную букву алфавита. Для того, чтобы усложнить задачу, можно озвучить вслух, чтобы данные слова относились к определенной тематической группе, к примеру, животные или предметы в классе. Данное игровое упражнение помогает активизировать словарный запас учеников, развивая способность быстро находит и озвучивать нужные слова.

УМК «Английский язык. 3 класс» В.П. Кузовлева предлагает широкий спектр игр, в том числе ролевые игры, викторины, кроссворды, загадки и ребусы. Учебник наполнен иллюстрациями, которые помогают лучше понимать смысл заданий, что особенно полезно для визуальных учеников. В учебнике отсутствуют подробные правила для некоторых игр, это не вызывает особого недостатка. К преимуществу данного учебника относится то, что большинство заданий и игр - на английском языке. Упражнения погружает школьников в языковую среду, способствуя развитию навыков аудирования и понимания письменной речи. К недостаткам можно отнести: необходимость постоянного применения всех компонентов УМК, к которым относятся: учебник, рабочая тетрадь, книги для чтения. Задания постоянно чередуются между этими источниками, что требует переключения с одного ресурса на другой, что мешает концентрации на определенной задаче, и замедляет процесс понимания и достижения целей урока.

УМК «Enjoy English. 3 класс» М.З. Биболетовой принадлежит к одному из самых популярных в российских школах благодаря своей простоте и эффективности. Игровые технологии, которые используются в данном УМК, основаны на ролевых играх, способствуют вовлечению в учебный процесс, с наиболее успешным усвоением лексико-грамматического материала. Включение эмоциональных и игровых элементов позволяет сделать процесс изучения языка более естественным и интересным. Предлагаемые игры и технологии соответствуют возрастным особенностям учеников младших классов. Учебный процесс принадлежит к комплексному обучению, которое предполагает одновременное развитие необходимых речевых навыков: говорения, слушания, чтения и письма, что способствует весьма углубленному усвоению материала и использованию его на практике.

Рассмотрим игровые задания, которые представлены в данном учебнике:

Игра «Представь себя великаном». Детям необходимо назвать продукты, которые они могли бы съесть в большом количестве, как если бы они были великанами. Данное упражнение помогает закрепить лексику, связанную с едой.

Игровое упражнение «Тебе предстоит идти на пикник». Школьникам предлагается «собрать» рюкзак, и положить в него только самые необходимые продукты для пикника. Данное задание развивает навыки выбора нужных слов и планирования, закрепляя уже изученную лексику.

Игровое упражнение «Поиграй с Джимом и Джилл в звездочетов». В рамках этой игры ученики должны сосчитать новые звезды, которые «открыли» герои данного учебника. Это игровое упражнение помогает школьникам закрепить числительные и позволяет развить внимание.

Игра «Расскажи динозаврику Дайно, что надо делать, чтобы быть здоровым». Ученики должны рассказать персонажу учебника, что нужно делать для поддержания здоровья, при этом, использовать лексику на тему здорового образа жизни.

«Поиграй в игру «Интервью». В данном игре дети должны разделиться на пары, где один играет роль ведущего программы, а другой человек - известного актера. Ведущий игры должен задавать вопросы актеру о том, что он умеет и знает, в том числе, какие у него увлечения, какое время года он предпочитает, какой подарок он хотел бы получить и т.д. Данное упражнение развивает навыки устной речи, задавания и ответа на вопросы.

В учебнике «Enjoy English. 3 класс» игровые задания не сопровождаются строгими правилами. Однако, формулировки к играм достаточно четкие: они ясно указывают роли и действия, которые должны выполнять учащиеся, что делает игровой формат наиболее доступным для понимания и выполнения даже без подробных инструкций.

В педагогических кругах в последнее время активно обсуждается вопрос о частоте применения игровых технологий на уроках иностранного языка. Педагоги и методисты постоянно спорят о том, насколько оправдана частота применения игровых технологий при обучении. Одни полагают, что игры относятся в основном к развлечению и средству для снятия напряжения у учеников, которое только незначительно способствует процессу обучения. Но, присутствует и иная точка зрения, в которой игры относятся к важному инструменту обучения, который дает возможность развивать творческий потенциал.

Игровые технологии являются неотъемлемой частью современного урока иностранного языка, особенно при учете уровня владения языком и стадии обучения учащихся. Игровые технологии в процессе обучения иностранному языку должны быть обязательным элементом уроков. Игры мотивируют школьников к обучению языка, помогая преодолеть языковые барьеры и, на примерах показывают, что знание и владение иностранным языком - не просто теория, а также и практический навык. Игры должны быть органично интегрированы в учебный процесс как средство не только для снятия напряжения, но и для достижения целей обучения. Использование игровых технологий позволяет педагогам развивать творческий потенциал школьников, вовлекая их в образовательный процесс, эффективно закрепляя весь пройденный материал.

Список литературы ​​​​​​​

1. Губанова П. Ю., Тупикова С.Е. Технология обучения в сотрудничестве как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2019. С. 30-36.

2. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средн. школы. М., 2018.

3. Калимулина О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе. 2019 №3. С. 17-20.

5. Леонтьев А. Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. М., 2019

6. Никитина Г.А., Носова Е.А. Коллаборативное обучение как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. Материалы докладов VI Международной Интернетконференции. Саратов, 2019. С. 293-298.

7. Рамазанова В Б Использование игровых технологий в отечественной и зарубежной практике преподавания языков // Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам ДГПУ, Махачкала, 2019 - С 42-47

8. Соловова Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М., 2019.

9. Терпухова О. Н. Игры на уроках в 3 классе. // Иностранные языки в школе. 2021. №4. C. 2-65.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.