Методика использования музыкальной наглядности при формировании активного иноязычного словаря у учеников старших классов

0
0
Материал опубликован 21 November

Методика использования музыкальной наглядности при

формировании активного иноязычного словаря у учеников старших

классов

Автор: Шапошникова Екатерина Владимировна

МАОУ «Гимназия №12», г. Новосибирск


Музыка и пение, обладая большой художественной силой, являются эффективным средством воспитания нравственно-эстетической личности в процессе обучения иностранному языку.

Анализ работ, посвященных исследованию проблем использования музыки в процессе обучения иностранным языкам, позволяет сделать вывод о том, что эта тема не является новой. В настоящее время всё большее количество исследователей как в России, так и за рубежом обращается к изучению нетрадиционных средств обучения иностранным языкам, в частности, таким, как живописи, творческой фотографии, аутентичной песни.

Поскольку происходит снижение интереса школьников (особенно это заметно на старших этапах обучения) к изучению иностранному языку, возросла актуальность использования нетрадиционных средств обучения иностранным языкам, в частности, живописи, аутентичной песни.
Одной из наиболее эффективных методик является методика использования музыкальной наглядности.

Как свидетельствует теория и практика преподавания иностранных языков, перспективным и эффективным на уроках иностранного языка является использование в качестве опоры музыкальной наглядности, в частности современного популярного песенного материала. Выбор современной зарубежной музыки обуславливается его познавательной ценностью, адекватным отражением жизни, культуры и быта, образа мыслей жителей стран изучаемого языка. Кроме того, использование музыкального материала на занятиях способно усилить мотивационный фактор, создать благоприятный психологический климат на уроке, повысить эффективность учебной деятельности школьников.

Рассматривая проблему психологических резервов оптимизации обучения иностранному языку, И.А. Зимняя называет использование на занятии современной музыки, песен, популярных у молодёжи ритмов среди ряда других условий формирования познавательной потребности обучающихся [2].О.В. Кудравец отмечает, что песни помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как они включают новые слова и выражения [4].

Известно, что музыка, обладая большой художественной силой и популярностью среди молодежи, может являть собой эффективный тип опор в процессе изучения иностранных языков вообще и в обучении иноязычной лексике в частности. Примечателен еще и тот факт, что в современных песнях чаще всего используется наиболее употребительная и актуальная для носителей языка, что также определяет преимущества использования музыкального материала на занятиях по овладению иноязычным лексическим материалом.

Текст песни – это ситуативный сценарий, где слова представлены не изолированно, а в контексте, что позволяет освоить не только конкретное значение слова, но и целиком понятие, обозначаемое им. Кроме того, в тексте песни лексика вводится внутри единой лексической формы: такой материал легко запоминается, трансформируется, и активизируется в речи [5].

Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе.

Сформулируем методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

- песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувств языка, знания его стилистических особенностей;

- в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В некоторых странах издаются песни для обучения наиболее распространенным конструкциям. Они написаны в современном ритме, сопровождаются текстом с пояснительными комментариями, а также заданиями (цель которых — проверка понимания и обсуждение содержания);

- песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т. д.;

- песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;

- песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.

Стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодежи песни. Можно предложить самим учащимся принести их на урок в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали ребят к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне, ее содержанию и исполнению. Политические песни могут вызвать разговор о международной ситуации, о социальных проблемах общества; лирические песни явятся поводом к беседе о взаимоотношениях людей.

Песне, как и любому другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, т. е. передача заложенного ее автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые прежде всего информируют читателя (или слушателя), т. е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память.

Через песни раскрываются душа народа, его культура, и учитель выступает как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности. Прослушивание и пение песен эффективны дальнейшей работе над английским произношением. Это может быть:

1) целенаправленная тренировка какого-либо звука в песне;

2) пение песни с целью исправить спонтанно допущенную кем-либо из учащихся ошибку при произнесении гласного или согласного звука;

3) просто пение как совершенно необходимый на уроке момент релаксации.

Одним из условий успешного использования песенного материала является его отбор и типологизация. Песенный материал как один из элементов национально-культурного компонента должен отражать страноведческую специфику и обладать культурологической ценностью.

Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала используемых песен.

Ю. Комарова и Л. Бирюлина предлагают следующие критерии отбора песенного материала на уроках иностранного языка в старших классах:

1)критерий аутентичности;

2)критерий положительного эмоционального воздействия музыки– отобранный в связи с данным критерием музыкальный материал влияет как на мотивацию, так и на эмоциональную сферы учащихся;

3)критерий наличия проблематики – т.е. содержание проблемы, актуально для молодых людей. В случае неудовлетворенности данного критерия эффективность работы с музыкальной наглядностью значительно снизится;

4)критерий методической ценности музыкального материала для формирования и совершенствования навыков и умений в соответствии с программой обучения – это один из наиболее важных при отборе музыкально наглядности, т.к. тексты отобранных песен должны соответствовать тематике занятий [5].

Ю. Комарова и Л. Бирюлина утверждают, что при отборе музыкального материала следует учитывать особенности музыкального восприятия учащихся. Для этого следует использовать общемузыкальные критерии отбора песен: четкий, ритмический рисунок, ритмообразующий темп (без длительных партий – проигрышей), благозвучный характер вокальной партии, тип аккомпанемента (низкие частоты бас-партии не должны превалировать над средними и высокими частотами).

Наиболее предпочтительным на уроках английского языка с целью формирования лексических навыков является музыкальный материал, отобранный в соответствии с критерием четкого ритмического рисунка и темпа, входящего в промежуток от анданте (неспеша) до аллегро (живо).

Отбирая музыкальный материал в соответствии с собственно вокальной партией, нужно учитывать, что сопрано и бас хуже всего определяются на слух. Наилучшими в плане восприятия как мелодии, так и текста являются - из женских тембров, - меццо-сопрано, альт и контральто, из мужских – тенор и баритон.

Наконец, при отборе музыкального материала следует учитывать жанровый и стилевой критерий принадлежности песни. Самым оптимальным вариантом считается рэп-речитатив, так как рэп зарифмован, ритмичен, однако скорость чтения речитативов достаточно велика, и зачастую рэп-речитативы не укладываются в ритм, нарочно сбивается темп, пропадает рифма, и требуется много усилий и повторений чтобы воспроизвести эти речитативы самостоятельно. Кроме того, рэп обычно содержит в себе много ненормативной лексики, что делает невозможным его использование в учебном процессе.

Поп-музыка удовлетворила бы все требования к музыкальному материалу, используемому на уроках – мелодичная, с отсутствием низких частот, ритмичная, с четким исполнением вокальной партии. Но следует отметить смысловое разнообразие песен (в основном, связанное с любовной тематикой), а также неактуальность такой музыки для учащихся старших классов, согласно данных опроса, проведенных Комаровой и Бирюлиной.

Остается весь спектр рок-стилей, являющихся наиболее популярными среди современных молодых людей. Следует отметить, что данный музыкальный стиль имеет свои недостатки, например нестандартная «кричащая» манера вокального исполнения, а следовательно, невнятность произношения и преобладание низких частот. Но, не смотря на наличие в абсолютном большинстве альтернативных песен громкого вокала, за счет положительного эмоционального заряда музыки текст таких песен оказывается достаточно понятным и актуальным для образовательных целей.

Примерная последовательность работы с песней включает в себя следующие этапы:

1) краткое вступительное слово о песне (ее характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т. д.), установка на первое восприятие песни;

2) первое музыкальное предъявление песни; знакомство с музыкальной стороной песни: особенностями мелодии, ритма, деления на музыкальные фразы;

3) проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя). На более продвинутом этапе или в более подготовленных в языковом отношении группах полезно обращать внимание учащихся на способы выражения той или иной мысли средствами иностранного языка;

4) фонетическая отработка текста песни;

5) повторное прослушивание песни; работу на данном этапе целесообразно проводить с опорой на текст;

6) чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации, всю работу также рекомендуется проводить с опорой на текст песни;

7) разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы песни, а также ее аккомпанемента.

Лексико-грамматический материал песен целесообразно вводить с некоторым опережением программы с той целью, чтобы при введении нового материала учащиеся легко узнавали его. Это существенно облегчит введение, закрепление и использование лексико-грамматического материала песен в соответствующих речевых ситуациях.

Подводя итог всему изложенному, следует отметить, что при подготовке к работе с музыкальным материалом в целях совершенствования иноязычных навыков и умений учащихся следует учитывать задачи и специфику каждого этапа их формирования и предлагать обучаемым упражнения на достижение этих целей.

Выбранный песенный материал должен включать в себя проблему, актуальную для современного поколения, иначе эффективность работы с музыкальным материалом снизится, несмотря на художественную и эстетическую ценность данного материала.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что использование песен на уроках английского языка обогащает учащихся знаниями страноведческого характера, даёт возможность узнать про культуру страны, язык которой изучается, способствует развитию музыкального слуха, а также эстетическому воспитанию учащихся.

Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.

Музыкальная наглядность на уроке английского языка оживляет преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико– грамматического материала.

Ниже приведен план-конспект урока по данной коммуникативной теме c использованием музыкальной композиции “Nobodys Home



Searching for your place in life

Avril Lavigne “Nobody’s Home”

Урок начинается с традиционного приветствия (“ Good morning (afternoon),children!”) и вопросов организационного характера (What is the date today? How are you today? Who is on duty today? ).

На следующем этапе урока задача учителя – плавно перейти к введению новой ввести темы.

Учитель: Today we are going to speak about searching for you place in life. How do you understand this theme?

(данный вопрос мотивирует учеников на диалогическую речь, кроме того, он развивает логическое и критическое мышление учеников - то есть способность размышлять над поставленной проблемой)

Ученики: It means to find the place where you belong.

Учитель: Right you are. It is very difficult to young people to find the place where you belong, is it? Why? (ученики отвечают, что очень сложно найти свое место в жизни, потому что люди сами не знают, чего хотят, многие люди одиноки и мечтают о собственной семье, друзьях, но не могут этого получить и т.д. )

Учитель: So, we found out that this problem is very actual today for everybody. It is especially touched upon in different songs as the singers and bands like to sing about problems in our life.

Today we will get acquainted with a song “Nobody’s Home” by Avril Lavigne. But first lets do some tasks (учитель раздает ученикам распечатки с заданиями к песне).

Поскольку выше было отмечено, что любая работа с песенным материалом начинается с введения общей информации об исполнителе, первое задание построено таким образом, что учащиеся читают информацию об Avril Lavigne и переводят ее. Таким образом ученики знакомятся с музыкальным стилем исполнителя и примерной тематикой его песне, что помогает им в дальнейшей работе с предложенным песенным материалом.

1)Some information about the singer. Read and translate it.

Avril Ramona Lavigne is a Canadian singer-songwriter, fashion designer, and actress. Her parents supported her love of singing, and by the age of 15, she had appeared on stage with Shania Twain and recorded with independent singer-songwriter, Stephen Medd. While singing country songs at a bookstore in Kingston, Ontario, Lavigne was discovered by Cliff Fabri, a music manager whose connections gave her a job working in New York Reid. She was offered a two-album deal worth more than $2 million, and Lavigne accepted. When she was 17 years old, Lavigne broke into the music scene with her debut album, Let Go, released in 2002. Signed as a singer, Lavigne was pitched with songs written by others. She dismissed them, however, and insisted on writing music herself.

"Nobody's Home" is Avril Lavigne's third single from her second album “Under My Skin”. "Nobody's Home" tells us about the outcasted, homeless girl trying to get off the streets. She wants to go home, but nobody waits there for her.

Второе задание нацелено на снятие трудностей при прослушивании песни. Оно заключается в сопоставлении незнакомых выражений с их объяснением на английском языке и дальнейшем переводом на русский. Данный вид упражнений развивает языковую догадку и интуицию учеников.

2)Read the words and their definitions and translate them into Russian

to be broken inside 1) to become less successful than other people

to be rejected 2) not to be accepted or liked by other people

to fall behind 3) to be extremely weak mentally or physically because you suffered a lot

Третье задание так же направлено на сопоставление слов из первой колонки со словами из второй так, чтобы получились словосочетания. Данное задание также направлено на развитие языковой догадки и памяти.

3)Match the words in list A with words in list B so that to make a word combination

A                                                                        

B

to make                                                                      

mind

to feel                                                                       

broken inside

to hide                                                                       

the feelings

to loose                                         

mistakes

to be                                                                           

that way

Четвертое задание ставит перед собой целью отработку фразы “I would feelif…”, которая встречается в песне. Также это задание подразумевает мотивацию на диалогическую речь и межличностное взаимодействие учеников.

4)Ask your classmates as many questions as you can using the scheme “How would you feel if…” Their answer should start from the words “I would feel…”

Пятое задание подразумевает собственно прослушивание выбранной песни, после чего ученики должны ответить, являются ли данные ниже утверждения правильными или неправильными. Утверждения сформулированы иначе, чем в песне. Таким образом учитель проверяет, как ученики поняли смысл песни.

5)Listen to the song “Nobody’s Home” and tell if the statements below are true or false

1) The main character is very lonely

2)She doesn’t want to return home

3)She was left alone and she can’t understand why

4)he singer sympathizes with the main character of the song

5)The main character is happy living alone in the streets

Avril Lavigne

Nobody's Home



I couldn't tell you why she felt that way,

She felt it everyday.

And I couldn't help her,

I just watched her make the same mistakes again.

What's wrong, what's wrong now?

Too many, too many problems.

Don't know where she belongs, where she belongs.

She wants to go home, but nobody's home.

It's where she lies, broken inside.

With no place to go, no place to go to dry her eyes.

Broken inside.

Open your eyes and look outside, find a reasons why.

You've been rejected,

and now you can't find what you left behind.

Be strong, be strong now.

Too many, too many problems.

Don't know where she belongs, where she belongs.

She wants to go home, but nobody's home.

It's where she lies, broken inside.

With no place to go, no place to go to dry her eyes.

Broken inside.

Her feelings she hides.

Her dreams she can't find.

She's losing her mind.

She's fallen behind.

She can't find her place.

She's losing her faith.

She's fallen from grace.

She's all over the place.

Yeah,oh

She wants to go home, but nobody's home.

It's where she lies, broken inside.

With no place to go, no place to go to dry her eyes.

Broken inside.

She's lost inside, lost inside...oh oh yeah

She's lost inside, lost inside...oh oh yeah

После прослушивания песни, ученики выполняют шестое задание, в которой они должны ответить, какую картину описывает им певица. Ответы могут быть такими – “the main character is alone”, “she can’t find the place where she belongs”, “she is broken inside “. Данное задание так же направлено на развитие устной речи учащихся и на проверку понимания содержания песни.

6)Read the song aloud and say what picture of world does the singer present to us?

В седьмом задании ученики должны поразмышлять над вопросом, кем приходится певица главной героине песни, находятся ли они в близких отношениях друг с другом?

Данное задание развивает критическое мышление учащихся, способствует развитию навыков говорения.

7)Read the text of the song once more. What do you think, who is the singer? Is she in close interrelations with the main character? Explain your opinion.

Восьмое и девятое задания подразумевает работу в парах и в группах. Ученики учатся высказывать свое собственное мнение по предложенной проблеме, обосновывать его, выслушивать точки зрения других учеников, соглашаться или не соглашаться с ними, предлагать свой выход из сложной ситуации, что развивает навыки говорения и навыки групповой работы.

8)Think of the past of the main character. Work in pairs, share your opinions about the reasons which lead the girl to such a life. Discuss them with the whole class.

9)Suggest the way-out for the main character. What should she do to find the place where she belongs?

Десятое задание является заключительным, оно включает в себя ритмическое чтение текста песни и исполнение ее хором.

10)Read the text of the song rhythmically. Listen to the song once more. Sing with Avril Lavigne in low tone. Then sing together in full voice.

Список литературы:

1.Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2004. - №1. - С. 3-8.

2.Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

3.Качалов Н.А., Житкова Е.В. Особенности обучения иноязычному общению на основе использования средств музыкальной наглядности// Вестник ТГПУ, 2008 . - № 2. – С. 2 – 4.

4.Кудравец О.В. Музыка и песни на уроках немецкого языка // Иностранные язки в школе. - 2001. - № 2. – С. 2-4.

5.Комарова Ю.А., Бирюлина Л. Использование музыкальной наглядности в формировании активного иноязычного словаря учащихся старшей школы//Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам: Сборник, методическое пособие. – Санкт-Петербург: издательство KARO, 2007. - с. 183.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.