Статья «Использование средств логоритмики при формировании звукослоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи»
Аннотация. Статья посвящена вопросам применения средств логоритмики при формировании звукослоговой структуры слова у дошкольников. Описано, что применение средств логоритмики в коррекционной работе логопеда с дошкольниками может стать эффективным средством для формирования звукослоговой структуры слова.
Ключевые слова: логоритмика, звукослоговая структура слова.
Система работы по обучению ребенка родному языку направлена на формирование у детей четкой, грамматически правильной, логичной, лексически обильной речи. Ребенок с хорошей устной речью легко вступает в общение с окружающими, понятно выражает свои мысли и желания. Отставание же в речевом развитии оказывает негативное влияние на становление полноценной личности. Дети с речевыми отклонениями, начинающие осознавать недостатки своей речи, становятся робкими, молчаливыми, вспыльчивыми.
Среди многообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста выделяется проблема формирования звукослоговой структуры слова. Под звукослоговой структурой слова понимается характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и вида образующих его звуков и слогов.
Как показывает практика логопедической работы, в дошкольном возрасте основная работа введется по коррекции звукопроизношения, а формирование навыков правильного звукослогового оформления слова остается без должного внимания. Недостаточный уровень сформированности звукослоговой структуры слова у детей затрудняет усвоение словарного запаса и грамматического строя речи, снижает желание общаться, способствует появлению грамматических ошибок, аграмматизмов. В дальнейшем нарушается овладение языкового анализа и синтеза, а, следовательно, нарушается письменная речь, которая препятствует в последующем усвоение школьной программы[1].
Многие авторы практического характера отмечают, что для успешного овладения звукослоговой структурой слова необходимо развивать у детей психологические сферы, сенсорные и моторные звенья речевого процесса, предопределяющие становление звукослоговой структуры слова. (З. Е. Агранович, Г.В. Бабина, С.Е. Большакова, Л.С. Ванюкова, Г.Г. Голубева, Т.А. Ткаченко, Н.С. Четвертушкина, Н.Ю. Шарипова и др.).
Часто встречающей ошибкой при произнесении звукослоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи является уменьшение стечений согласных и слогов, что подтверждает несформированность артикуляционной основы. Поэтому в коррекционной работе по формированию навыков правильного звукослогового оформления у детей с недоразвитием речи особое внимание отдается развитию общей, мелкой и артикуляционной мотрики.
Также распространенной ошибкой является смешение и увеличение числа слогов, что указывает на недостаточное развитие слухового восприятия. Поэтому в коррекционно-развивающей работе развитию сенсорных способностей уделяется немаловажное значение[3].
Согласно современным научным исследованиям, логопедическая ритмика является сильнейшим коррекционно-развивающим зарядом для развития психофизиологических функций, в том числе и речевой функции человека. Разнообразные средства логоритмики уже долгое время используются в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные нарушения развития.
Логоритмика занимает важное место в системе коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения речи. Она направлена на:
- развитие слухового внимания и двигательной памяти;
- совершенствование фонематического, музыкального слуха;
- развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;
- знакомство с многообразными движениями, пространственной ориентацией тела;
- формирование и развитие слуховой, зрительной и двигательной координации;
- развитие чувства ритма;
- воспитание оценивать свои движения и речь[2,4].
Занятия с использованием средств логоритмики проводятся с использованием подвижных игр, выполнений ритмических движений, упражнений по речевой инструкции и зрительному показу.
Формирование и развитие у детей с недоразвитием речи двигательных звеньев влияет на сенсомоторный уровень, создает базу для преодоления речевых нарушений. Из этого следует, что логоритмика не устраняет, а ускоряет процесс формирования отставших от возрастной нормы психофизиологических функций, которые важны для формирования речи [2].
Таким образом, работа по формированию звукослоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи становится более успешной при использовании логопедом разнообразных средств логоритмики, которая положительно воздействует на речевое, эмоциональное и психофизиологическое развитие ребенка. Развитие психомоторных сфер на занятиях логоритмики происходит на непроизвольном, неосознанном уровне. Обширное использование средств логоритмики в коррекционной работе с детьми с недоразвитием речи приносит детям положительные эмоции, дает уверенность в своих силах, повышает самооценку, что очень важно при работе с детьми с недоразвитием речи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб. : Детство-Пресс, 2001. – 48 с.
2. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет / А. Е. Воронова. – М., 2006. – 144 с.
3. Голубева, Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников / Г.Г. Голубева – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 176 с.
4. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи / Г.Р. Шашкина. – М. : Академия, 2005. – 192 с.