Статья «Методика преподавания в объединении Бисероплетение. Ещё один опыт»
Усовершенствование взаимодействия с детьми - дорога каждого педагога. Это очень! важно сегодня, потому, что меняется поколение родителей, (а требования к педагогу растут) и вопрос о заинтересованности их детей в труде стоит живо.
Помимо самой работы детей, методика преподавания в любом объединении имеет важное значение. Пожалуй, её можно разделить на общую и индивидуальную, для взаимодействия с одарёнными детьми. Дети начальной школы, в особенности малыши, - благодарные труженики. Но что даёт им радость и желание бежать на кружок? Что их привлекает? В нашем кружке они определены так.
Практически на каждом последующем уроке идёт усложнение конструкции поделки (дополнительная деталь, цветное конструирование). Таким образом, ребёнок вовлечён в исследование неизвестного. А выполненная работа подвигает его на новую деятельность. Он с нетерпением ждёт встречи с новой поделкой.
Интерес возможен благодаря тому, что поделка создаётся за урок. Это важное условие, но сложное для педагога, выверенное.
Предлагаемый выбор цвета ребёнку даёт насладиться свободой творчества (Паук – сплошная шахматная доска, а у стрекозы крылья в цвет любимой команды «Зенит»).
Свободное разрастание дополнительных деталей, которые можно придумать самому. (Смотришь, а у ёжика появилось яблочко на иголках). Известно, что если мозг начинает думать, то ему в дальнейшем такой процесс нравится.
Стрессоустойчивость нашей деятельности состоит в правилах:
- наши пальчики более ловкие, чем проволока, мы сами достаточно умны, чтобы «починить» изделие в случае поломки (порванная проволока, ошибка в выполнении правила низания);
- у нас есть мужество и сила воли вернуться в своих действиях и начать сначала;
- надо подумать, находясь в данной отправной точке, какое решение принять;
- надо помнить, что есть педагог, который всегда готов прийти на помощь.
Погашение соревновательности и лидерства ведёт к равноправному участию кружковцев. Для нас важен и ценен каждый член кружка, причём, как хороший мастер, так и мастер с хулиганским характером, поскольку даёт нам возможность порассуждать о поступках с выводом для всех, а главное увидеть в одногруппнике и добрые черты, учиться не осуждать, следить, главным образом, за собой.
Участие в выставках для детей начальных классов – сегодня обыденное дело. Конечно, дети очень любят получать грамоты, особенно призовые места, особенно первое. Принадлежность детей к важной работе способствует подрастанию крылышек их собственной значимости. Отсюда и счастье (соучастие).
Свобода перемещения по кабинету, поиск и обеспечение необходимыми материалами в процессе работы даёт дополнительную уверенность маленьким мастерам.
Тематические уроки, разгадывание загадок дают пищу для ума. К тому же наш кружок - клуб всегда интересных собеседников.
Всегда хочется искренне похвалить маленьких тружеников, которые вызывают уважение. И каждого есть за что.
Прослушивание во время работы сказок и детских песен с пластинок. (Запись 80-х годов ХХ века).
Индивидуальные занятия со способными ребятами проходят как бы в четырёх направлениях.
Во-первых, свободная тема. Дети, уже примерно к третьему занятию, просят сделать что-то своё. Навыков мало, первоклассники, как всегда, торопятся. Результатом «своего», как правило, становится беспорядочное нанизывание бисерин. При этом ребята получают хороший опыт, а именно: результативнее действовать по правилам, проявлять усидчивость и даже мужество в труде («без труда не выловишь и рыбку из пруда»).
Во-вторых, задание на придумывание. Для учащегося оно ограничивается темой и наличием определённого бисерного материала. Итогом становится основа для деятельности его одногруппников, которые уже в свою очередь фантазируют с цветом, размером и формой. Особенно ценна такая поделка тем, что ребёнок всегда успевает завершить её за урок, придумывая по ходу производства. Чтобы давать задания на придумывание, педагог должен создать базу навыков нескольких техник. При этом сделать это вовремя, чтобы не ослабел интерес. Этот момент очень важен.
В-третьих, часто так бывает, что дети понимают объяснение сложного материала легче из уст своих сверстников. Способные ученики, закончив свою работу, становятся помощниками для других. В процессе работы создаются мастер классы для небольших групп. В таком совмещении учёбы и наставничества приходит понимание, что успех – это и ответственность. Через занятость и доброе отношение к окружающим нивелируется хвастовство и надменное отношение к друзьям.
В-четвёртых, присутствует метод «закручивания гаек». При кажущейся свободе необходимо настраивать на получение результата труда, а именно, доведение начатого дела до конца. Используются всевозможные способы, в соответствии с учётом особенностей характера каждой личности. Необходимо учить их побеждать самих себя, подниматься по ступенькам препятствий к победе. И когда ребёнок стоит на пьедестале личных соревнований с работой в руках, сам понимает, какая это мощная сила – борьба.
В-пятых, это планка успешного талантливого ребенка. В своей деятельности до такой планки, надо продвигать всех ребят. Тем более, что хвалить способного ученика за то, что его моторика развита лучше, чем у других – не верно. Каждому ставится в заслугу его качество в труде (старательность, желание и усилия закончить работу), предвнесение чего-либо нового, наконец, смелость прийти попробовать себя, потрудиться; ребёнок поборол лень, подрос на целую ступеньку мужества и тому подобное. Ведь, как показывает практика, к концу года программы, да и в течение следующих лет, те, кто ярко показал себя в начале, не всегда доходят до второго года программы. Поэтому не стоит обозначать для себя «ведущих мастеров». Бывает, когда дети, пропустив год, вливаются в кружок увлечённо, мощно. А есть ребята, у которых много, что не получалось сразу и лились слёзы но, благодаря своему упорству, смогли сделать дело, и аккуратно, и продолжили дальнейшее обучение, в результате победы своей слабости. Вот это одарённость! Это смело показывать всем. И у каждого учащегося есть та грань, которая важна и для самого ребенка, и для окружающих, приоткрывая которую мы даём ему дополнительную уверенность. Пусть даже эта черта не относится к процессу изготовления фигурки. Важно всех "подрастать" до уровня успешного ученика.