12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузина Людмила Вениаминовна32
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
3

Статья «Методика преподавания физики для детей с ОВЗ»

Методика преподавания физики для детей с ОВЗ

В последние годы отмечается рост числа детей, испытывающих затруднения в освоении программного материала. Значительную часть детей из этой группы составляют обучающиеся с ОВЗ с задержкой психического развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование, это сказано в Конституции РФ и Законе «Об образовании». В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены следующие понятия:

– обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

– инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Актуальность инклюзивного образования подтверждают данные статистики Министерства образования РФ: каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растёт на пять процентов. А это значит, что количество учащихся, к которым необходимо применить особый индивидуальный подход, сохранив при этом право и возможность ребенка обучаться совместно со сверстниками, будет и в дальнейшем увеличиваться.

Социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования. Главная проблема – удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что детям с нарушениями здоровья необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей. 
Обучение физике детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В последнее время возрастает роль физики в жизни общества. На первый план выходят практические навыки владения предметом. Жизнь в современном мире невозможна без Интернета (общение, работа), а знание физических основ необходимо для полноценной деятельности в этой сфере. Сейчас активно формируется опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с нормально развивающимися учащимися. В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика, поэтому процесс должен быть так организован, чтобы удовлетворить потребности ребенка с ОВЗ.

Физика, как школьный предмет, занимает верхнее место среди учебных предметов по трудности. Сложность преподавания физики требует от учителя выполнения одновременно ряда ролей: ученый (глубокое знание предмета), педагог (умение преподнести знания каждому ученику), артист (высшая степень коммуникативной компетентности). Каждая из названных ролей, безусловно, реализуется при проведении любого урока. При этом каждый этап урока должен быть продуман с учетом особенностей обучающегося с ЗПР, а также особенностей класса.

Обучающийся с ЗПР – это особая ответственность, требующая постоянного индивидуального подхода к нему со стороны учителя, так как усвоение программного материала по предмету осложняется психологическими особенностями ребёнка: пониженной активностью мыслительной деятельности, недостаточностью процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленностью памяти, внимания. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью приводит к потере работоспособности.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Поэтому учитель должен уметь применять различные методы и формы по отношению к каждому конкретному ученику, используя творческий подход и современные технологии, из которых на первый план выходят коррекционно-развивающие.

Разработка алгоритмов при обучении физики направлена на то, чтобы снять возникшие затруднения и позволить ученику с ОВЗ изучать предмет наравне со здоровыми сверстниками.

Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей.

Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, все эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У таких детей гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая деятельность, с трудом и в меньшей степени формируются учебные интересы и навыки. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у таких детей мало сбалансированы, ребенок либо возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с одноклассниками, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, плаксив и тревожен. Эти дети очень быстро попадают в ряды хронически неуспевающих. У учителя возникает вопрос: как учить такого ребенка? Как учитывать особенности здоровья каждого конкретного ребенка?

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.

Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для достижения целей и задач пользуется следующими методами:

приемы, используемые для сообщения новых знаний – это приемы объяснения, рассказа, демонстрации;

приемы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков;

беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;

методы работы с техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и прочее.

Каждый из методов имеет индивидуальную направленность.

Она включает:

подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями для детей с ОВЗ;

максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;

частую повторяемость формулируемых действий;

предварение пропедевтикой изучения нового;

постоянную опору на чувственный опыт учащихся;

руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.

Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с их родителями (законными представителями), важно знать все особенности развития ребенка.

Обучая ребенка с ЗПР, необходимо учитывать то, что спрашивать с него выполнения требований, предъявляемых к классу, не стоит. Он не сможет выполнить задание за то же время, что и весь класс, не сможет показать высокий уровень знаний. Но он справится с индивидуальным заданием на контрольной работе, если на предыдущих уроках он использовал алгоритмы решения задач, применял схемы для построения устного ответа. Сложно рассчитывать на то, что учащийся с ЗПР даст развернутый ответ на поставленный вопрос, отвечая устно. Но создать ситуацию успеха для такого ребенка можно, если задавать вопрос, который соприкасается с бытовыми знаниями учащегося.

Особое внимание также необходимо обратить учителю на подбор домашнего задания для учащегося с ЗПР. Домашнее задание должно быть посильным, в тот же момент должно способствовать достижению базового уровня предметных результатов. И если домашнее задание предполагает решение физических задач, то целесообразно дать ребенку пошаговый алгоритм, инструкции для их решения, подобные тому, что использовались на уроке. Возможно, при самостоятельном решении задач в классе предложить учащемуся решить ранее разобранные задачи, но теперь самостоятельно или в группе.

При выполнении домашнего задания, связанного с решением задач, обучающиеся с ЗПР, как правило, затрудняются в определении логических связей между поставленными вопросами и ответами на них. Преодолеть данное затруднение помогают промежуточные вопросы и краткие ответы ученика на эти вопросы. В пособии Л. И. Орловской «Как научиться решать задачи по физике» приведено решение боле 150 задач, в которых в форме диалога ученика подводят к способу решения задачи, пониманию ее физического смысла. Также целесообразно предложить обучающимся с ЗПР памятку, в которой имеются краткие сведения по изучаемой схеме.

Возможно использовать только вопросы к задаче, направляя ученика.

Также можно использовать данный материал в виде брошюры-раскладушки. Отвечая на поставленные вопросы, учащийся имеет возможность проверить себя, открывая следующую страничку и сравнивая свой ответ с правильным ответом. Данный вариант способствует выработке навыков самоконтроля.

При реализации инклюзивного образования остро встает вопрос включения обучающегося с ЗПР в работу, выполняемую в классе. Использование подобных вопросов-подсказок позволяет организовать, например, работу в парах. Так можно предложить обучающимся проверить решение одноклассника, сравнивая его с решением, приведенным в образце.

В процессе образовательной деятельности, при работе с учащимися с ЗПР, учителю необходимо учитывать следующие особенности данной категории детей:

– недостаточное понимание инструкций, учебных заданий, что требует дополнительных, часто пошаговых инструкций со стороны педагога;

– трудности овладения учебными понятиями – терминами;

– трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

– недостаточное развитие связной речи.

Умение работать с информацией – базовое умение современного человека. Навык чтения формируется у учащихся с начальной школы. На уровне начального общего образования обучающиеся овладевают навыком чтения, учатся выделять главную мысль текста, составлять его план. При переходе в среднее звено объем и сложность предлагаемых в учебниках текстов возрастают. Однако формирование навыков работы с информацией у обучающихся с ОВЗ требует внимания со стороны учителя. При формировании умения выделять в тексте главное можно выделить несколько этапов, занимающих различные временные интервалы для разных учащихся:

1. Умение вчитываться в текст, находить в нем ответы на вопросы по тексту, умение извлекать необходимую информацию из рисунков, таблиц и графиков.

2. Формирование умения самостоятельно выделять главные мысли в предлагаемом тексте с помощью планов обобщенного характера.

3. Умение самостоятельно определять тип текста, круг основных вопросов в нем и соответствующий тексту план построения ответа.

4. Формирование умения самостоятельно работать с комбинированным текстом, включающим вопросы нескольких типов, например, материал о явлениях и величинах, его характеризующих, о принципе действия прибора и областях его применения. Задача данного этапа заключается в том, чтобы при поддержке учителя формировать умение анализировать текст, делить его на самостоятельные части, определять, что в каждой части главное, и для каждой части строить план ответа.

Составление опорных схем, сравнение физических величин и явлений по заданным критериям (например, при заполнении таблиц) формирует у учащегося с ЗПР навыки работы с печатными текстами. Устные ответы, с использованием плана для описания физической величины, явления или физического закона, формируют его коммуникативные навыки. В связи с этим при устных опросах необходимо использовать возможности развития коммуникативных навыков, спрашивая ученика с ЗПР после ответов нескольких обучающихся, формулировать вопросы таким образом, чтобы вопрос предполагал ответ, содержащий термины, опирающиеся на запас знаний об окружающем мире. Также возможно использование упражнений, которые требуют минимального заполнения, например, заданий с пропущенными словами/предложениями. Такого рода задания позволяют планировать этапы урока, сохраняя за учащимися возможность выполнения самостоятельных индивидуальных заданий за время, предусмотренное для всего класса.

Решение физических задач – неотъемлемая часть урока физики, способствующая повторению, закреплению и проверке знаний учащихся. Формирование навыка решения задач для обучающихся с ЗПР сопровождается четким пошаговым алгоритмом их выполнения. Часто алгоритм решения задач конкретизируется с использованием дополнительных вопросов для понимания сути задачи, внимание обучающихся акцентируется на известных величинах и искомой величине, используются подсказки для обозначении физических величин, в выборе формул, необходимых для решения задач, для перевода единиц измерения в систему СИ.

При подборе и составлении задач по физике для обучающихся с ЗПР учителю необходимо учитывать, что данная категория обучающихся при решении расчетных задач испытывает затруднения при выполнении вычислений, поэтому часть заданий должна быть направлена на формирование вычислительных навыков, как устных, так и письменных. Опыт работы с учащимися с ЗПР показывает, что умение проводить правильные вычисления с помощью калькулятора также требует внимания со стороны учителя.

Общие педагогические методы и приемы не используются изолированно, только в необходимом сочетании. Применяя тот или иной метод, как ведущий его необходимо подкреплять одним-двумя дополнительными. Например: на начальных этапах обучения ведущим методом может быть наглядно-практический, а дополнять его может беседа.

Далее ведущим методом становится беседа, а наглядно-практический как дополнительный.

Ценность того или иного метода достигается лишь в том случае, если он:

а) ведет не только к усвоению знаний и способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие школьников;

б) делает обучение максимально доступным и посильным для обучающихся на основе учета их познавательных возможностей на различных возрастных стадиях, обеспечивая вместе с тем условия для упражнения школьников в преодолении препятствий и трудностей, необходимых для развития у них морально-волевых качеств и творческой активности;

в) обеспечивает высокий уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала;

г) приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков и привычек систематической работы по самостоятельному приобретению знаний;

д) предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы;

е) способствует максимальной активизации учебной деятельности школьников.

Усвоение учебного материала обуславливает темп речи учителя. Если учитель говорит быстро, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание быстро снижается, работоспособность падает. Ученик уже ничего не слушает и не слышит, он выключается из работы.

Любой урок – это, прежде всего, общение. Особенность организации работы с детьми с ОВЗ в том, чтобы коррекционно-развивающая направленность урока была не одним моментом или видом работ, а всем уроком, его содержанием, психологической атмосферой и добрым отношением друг к другу. Пусть дети работают каждый в своем темпе, каждый с учетом своих возможностей и приходят к концу урока к общим выводам и итогам. Наиболее продуктивная форма работы на уроке   в среднем и старшем звеньях – коллективная. Когда школьники имеют возможность с помощью учителя обсудить какой-то вопрос или задание все вместе, или более сильные ученики, обучающиеся по основной общеобразовательной программе разъясняют материал детям с задержкой развития.

Любой ребенок нуждается в индивидуальном подходе, дети с ЗПР – тем более. Терпение, настойчивость, доброжелательность учителя позволят через определённое время сказать: ЗПР – это всего лишь временная задержка в развитии.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.