Статья «Теория и практика дистанционного обучения в разрезе занятий объединения бисероплетение»
Одна из составляющих частей современного образования – дистанционное обучение детей. Как будто понятно: есть задание, которое решается самостоятельно и результат, который ученик может показать. А как строится работа объединения, основанного на работе пальчиков с бисерным материалом? Что теряется в процессе такой деятельности? Приобретается ли что-то новое? А может идеально сочетать обучения как «живое», так и дистанционное?
Педагоги ОДОД сразу могут определить потери от дистанционной деятельности своего объединения. И первая из них - педагога рядом нет и ученик не получает помощь сразу же, когда возникают вопрос или сложности в изготовлении поделки.
В юном возрасте ребёнок не мотивирован на индивидуальную работу, более мотивирует его коллектив. Учащийся не только быстрее включается в процесс творчества, но и работает с удовольствием со всеми. Ребёнок находится в одном общеинтересном кругу и в нём может посоветоваться с одногруппниками, получить помощь и сам её оказать, выступив в роли участника мастер-класса.
В раннем возрасте, к тому же, неотъемлемой составляющей деятельности детей является соревновательность.
Потерян обмен опыта навыками: утрачивается различие в способах изготовления поделки, то есть ребёнок мог видеть другие способы в изготовлении (а такие различия изобретают сами дети): и набора бисеринок, и прочтение схемы.
Исчезает элемент совещательности: наблюдая вариативность исполнения, ученик обобщает, делает выбор, принимает рещение создания образа по-своему. При этом включается изобретательность и в его видении создаётся лучшее.
Таким образом, вне школы, становятся неиспользованными всевозможные шансы труда учащегося в коллективе. И огорчает то, что когда заканчивается урок, педагог не видит глазки детей, наполненные радостью, успехом, торжеством труда, победой и благодарностью. Закрываем, образно говоря, дверь в комнату «живого» урока…
Проходят дни. Открываем дверь в комнату урока дистанционного. Самостоятельность - первое, с чем встречается ученик. Он сам в себе: он организует себя, заставляет себя. Возникает самокопание как важный и нужный элемент любой деятельности. В этом случае ребёнок имеет право внести своё, пофантазировать при создании композиции.
«Посетить» кружок можно в любое удобное время; и можно выбрать понравившуюся фигурку.
Создаётся дополнительное время в самостоятельном процессе изготовления изделия. А, именно, подготовка к работе: подборка материалов, ребёнок обдумывает, делает выбор. Работает воображение. Это - зазор для того, чтобы не перегореть, не передумать.
И, конечно, начинается тесное взаимодействие со старшими. Они уделяют время для совместного обсуждения, сосредоточения. Рождается деловой подход к созданию изделия: от схемы до изучения материала; расширяется кругозор. Не только педагог, но и родные вносят свои коррективы, делятся художественными предпочтениями. Приобретаются материалы желаемой цветовой гаммы для создания поделки, что, несомненно, развивает вкус, художественное видение палитры: от основных цветов к переходным оттенкам и их сочетание. Создаются композиции, частью которой становится бисерное изделие, сочетаясь с другими материалами - всё это отражается в фотографиях детских поделок.
Такое соработничество приводит к значимости занятия, выбранного ребёнком, усилению его роли в жизни семьи, уважению к труду маленького мастера. Он раскрывается для родных в совместном творчестве.
В этом случае родители приобретают, ведь во время совместной работы можно беседовать о своём детстве, об истории семьи. А это как возможность стать ближе и понятнее для ребёнка, так и сохранение семейных традиций. Общие интересы сближают родных, делая ярче восприятие мира.
Положительные эмоции в детском коллективе не так проскакивают, как в тот семейный досуг, когда старшие рядом; ощущение радости более сильное. И через фото эта радость передаётся, когда законченная фигурка лежит на детской ладони.