Методика развития пространственных представлений дошкольников
Методика развития пространственных представлений дошкольников
Предложите ребёнку выполнить несколько заданий:
Показать правую, левую руку, ногу, правое, левое ухо.
На столе перед ребёнком располагают игрушки следующим образом: в центре – мишка, справа – уточка, слева – заяц, впереди – кукла, сзади – лиса и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: «Где сидит мишка? «Какая игрушка стоит перед мишкой» «Какая игрушка позади мишки?» «Какая игрушка стоит слева от мишки?» «Какая игрушка справа от мишки?»
Ребёнку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: «Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?»
Ребёнка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре – круг, слева – квадрат, выше круга – треугольник, ниже – прямоугольник, над треугольником – 2 маленьких кружка, под прямоугольником – маленький кружок. Задание ребёнок выполняет последовательно.
Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребёнка на расстоянии 40 – 50 сантиметров от него и предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.
Ребёнку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.
Наблюдайте за ребёнком в ходе выполнения заданий, определите, как зависят особенности восприятия пространства от точки отсчета, удалённости объектов и т.д.
Упражнения для развития
пространственных представлений детей
Упражнение «Найди клад»
В комнате спрятали игрушку или конфету. Ребёнок должен найти её, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: сделай два шага вперёд, один направо…. и т.п.). Найдённая ребёнком вещь дарится ему.
Составление ребёнком планов (комнаты, квартиры и т.д.).
Родитель рисует план, по которому ребёнок должен найти предмет в комнате или квартире.
Упражнение «Угадай, что загадали»
Для игры необходимы три игрушки крупного размера, например: кукла, медведь, заяц.
Ребёнок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку, ребёнку предлагает угадать какую.
Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребёнок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.