12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна43794
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»

МКУДО Оричевский Дом творчества

Методики для проектов в экологическом лагере

Подготовила Е.А. Панагушина -методист

Экологический проект

Биологические особенности растений земляники лесной, произрастающих в разных экологических условиях

Опишите освещённость, температуру воздуха, влажность, особенности почвы в разных экологических условиях произрастания (лес, вырубка, поляна) земляники лесной.

Отметьте виды растений, произрастающих рядом с земляникой лесной, насекомых опыляющих землянику.

Определите у растений земляники лесной, произрастающих в разных условиях обитания: длину черешков, площадь листовой пластинки, количество усов, величину самого длинного уса, количество молодых особей на усах, количество цветоносов, цветков, соцветий.

Сделайте вывод о том, как влияют экологические условия на внешнее строение растении, на величину и вкус плодов.

Экологический проект

Сравнение внешнего вида

клевера белого и клевера красного

Сравнить внешний вид клевера белого и клевера красного. Опишите признаки растений этих близкородственных видов:

соцветие,

размер,

количество соцветий у одной особи,

длина цветоноса,

количество цветков в соцветии,

размер цветка,

окраска венчика,

особенности строения лепестков,

чашечка,

размер цветоножки;

длина черешка,

форма листовой пластинки, окраска,

жилкование;

стебель, тип стебля, его длина.

Проследите за опылением цветов. Опишите условия среды обитания.

Сделайте вывод о сходстве и различии в строении этих двух видов.

Экологический проект

Описание внешних признаков

строения дерева или кустарника

Опишите растение по плану:

Приблизительная высота растения,

длина окружности ствола на уровне 1 м, кора – шероховатость, трещины, чечевички, цвет (сделайте рисунок коры);

боковые побеги – опушенность, окраска, чечевички, форма листового рубца;

почки (вегетативные и цветочные) – расположение, размер, окраска, покрытие, количество почечных чешуй;

листья – расположение, способ прикрепления к стеблю, форма листовой пластинки, жилкование, цвет;

соцветия, цветок – размер, окраска, количество чашелистиков, лепестков венчика, пестиков, тычинок;

плоды, семена – вид плода, размер и цвет семени, форма, количество семян в плоде.

Отметьте процессы роста и развития растения:

начало изменения окраски листьев, время опадения листвы;

изменение окраски и покрытия почек, изменение окраски однолетних побегов, время закладки почек, набухание почек весной, раздвижение почечных чешуй, появление первых листьев, изменение во времени их окраски, размера, покрытия;

время цветения, изменение цветка при распускании (от бутона до полного размера), начало образования плодов и семян, период их созревания (изменение величины, окраски).

Опишите внешний вид (если это возможно) всходов данного растения, зарисуйте, Зарисуйте внешний вид облиственного растения.

Опишите место произрастания данного растения (лес, поляна, парк, сквер и т.д.); условия обитания (освещенность, влажность, ветреность, особенности почвы, сопутствующие виды деревьев, кустарников, травянистых растений);

Осмотрите листья дерева или кустарника, найдите погрызы, вздутия, галлы, мины. Постарайтесь определить или описать насекомых, живущих или питающихся здесь, сфотографируйте или зарисуйте их.

Осмотрите побеги и ствол растения, опишите, сфотографируйте (зарисуйте) повреждения, а также находящиеся на растении яички, личинки, куколки, взрослых насекомых.

Опишите внешний вид гнезд птиц (если они имеются на данном растении), зарисуйте, сфотографируйте их.

Определите способ опыления цветков данного растения, способы распространения плодов и семян.

Экологический проект

Демографическая ситуация

своего села.

В Кировской области наблюдается депопуляция численности населения, т.е. смертность в 2,1 раза превышает рождаемость.

 

Разработайте проект демографической ситуации в Кировской области.

Для этого

оцените демографическую ситуацию родного села, своей местности, показатели рождаемости и смертности населения за последние 5 лет.

Динамику изменения численности населения за указанный период.

Показатели социально-экономических, экологических условий жизни населения

Сравните основные показатели с данными по России.

Определите причины роста смертности населения Кировской области, снижения рождаемости, сокращения доли занятых в производстве, ухудшения качества здоровья населения.

Продумайте комплекс мер по решению демографических проблем, помня о том, что на 40-50% продолжительность жизни человека зависит от здорового образа жизни, оформите их в форме рекомендаций главе администрации вашего района, губернатору области.

Экологический проект.

Изучение автотранспортной нагрузки микрорайона школы.

Проведите изучение автотранспортной нагрузки в микрорайоне школы и обработайте данные.

Для этого:

Постройте и проанализируйте графики суточной и недельной динамики движения автотранспорта в микрорайоне школы.

Определите среднюю за период наблюдения интенсивность транспортного потока (авт\час).

Оцените интенсивность автотранспортной нагрузки в микрорайоне школы, если известно, что санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне не более 200авт\час.

Предложите пути снижения негативного влияния автотранспортной нагрузки в микрорайоне школы.

Экологический проект Изучение естественной освещенности класса

Оборудование:

Рулетка, калькулятор.

Ход работы:

1. С помощью рулетки измерьте высоту и ширину окон.

2. Рассчитайте общую площадь окон в классе.

3. Рассчитайте площадь застекленной части окон S (10% общей поверхности приходится на их переплеты).

4. Измерив длину и ширину класса, рассчитайте площадь пола.

5. Подсчитайте световой коэффициент (СК) по формуле: s- площадь окон, S1 -площадь пола

СК=S/S1

6. Определите коэффициент заглубления К, т.е. отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса.

Высота верхнего края окна над полом - 3,3 м, ширина класса – 6 м

К=3,3 м/6м=0,55

Полученные результаты занесите в таблицу

Помещение

Световой коэффициент

Коэффициент заглубления

Санитарно-гигиенические нормы

1/6

1/2

Расчетные данные

   

8. Сделайте вывод о соответствии полученных коэффициентов санитарно-гигиеническим нормам, учитывая следующую информацию:

а) Световой коэффициент для учебного помещения должен составлять не менее 1/6 площади пола; коэффициент заглубления – не менее ½.

Примечание: Следует также учитывать отражающую способность окрашенных поверхностей стен. Она составляет для белой поверхности - 80%, для светло-желтой – 60%, для светло-зеленой – 40 %, для светло-голубой – 30%, для темно-голубой – 6%. Загрязненные стены отражают в 2 раза меньше света, чем только выкрашенные или вымытые.

Экологический проект Исследование освещенности рабочего места методом люксметрии

Цель работы:

Познакомиться с методикой работы на приборе Люксметр Ю 116, оценить состояние экологической среды в школьных помещениях по уровню освещенности и соответствию их санитарно-гигиеническим нормам.

Оборудование:

Люксметр Ю116 с фотоэлементом и набором насадок.

Выполнение работы:

1. При работе на реальном приборе необходимо проверить, находится ли стрелка прибора на нулевом делении шкалы. Подсоединить фотоэлемент.

2. Если величина измеряемой освещенности неизвестна, начинать измерения нужно с установки на фотоэлементе насадок К, Т.

При нажатии правой кнопки, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, пользуйтесь для отсчета показаний шкалой 0-100.

При нажатии левой кнопки, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 30, следует пользоваться шкалой 0-30.

Показания прибора в делениях по соответствующей шкале умножают на коэффициент пересчета шкалы (см. таблицу) в зависимости от применяемых насадок.

Например, на фотоэлементе установлены насадки К, Р, нажата левая кнопка, стрелка показывает 10 делений по шкале 0-30. Измеряемая освещенность равна

10*100=1000 Лк.

3. Если при насадках К, М и нажатой левой кнопке стрелка не доходит до 5-го деления по шкале 0-30, измерение производите без насадок, т.е. открытым фотоэлементом.

Таблица 1

Диапазон

измерений,

Лк

Одновременно применяемые две насадки на фотоэлементе

Коэффициент

пересчета шкалы

5-30

17-100

Без насадок

1

50-300

170-1000

К,М

10

500-3000

1700-10 000

К,Р

100

5000-30 000

17 000-100 000

К,Т

1000

4. Измерение с помощью люксметра освещенности классной доски и поверхностей парт в различных рядах при естественном и искусственном освещении класса.

Полученные результаты занесены в таблицу и осуществлена проверка на соответствие уровней освещенности санитарно-гигиеническим нормам.

Таблица 2

Место проведения измерений

Вид освещения (естественное, искусственное, комбинированное)

Уровень

освещенности,

Лк

Минимально допустимый уровень освещенности, Лк

Соответствие

санитарно-гигиеническим нормам

Поверхность парты

1-ого ряда от окна

Естественное

(солнечный день)

30*1000=30 000

(К,Т)

300

Да

Поверхность парты

2-ого ряда от окна

Естественное

(солнечный день)

15*100=1500

(К,Р)

Да

Поверхность парты

1-ого ряда от окна

Естественное

(пасмурный день)

30*10=300

(К,М)

Да

Поверхность парты

2-ого ряда от окна

Естественное

(пасмурный день)

50*1=50

Нет

Поверхность доски

Естественное

(солнечный день)

10*1000=10000

(К,Т)

500

Да

Поверхность доски

Естественное

(пасмурный день)

40*10=400

(К,М)

Нет

Поверхность доски

Естественное

(пасмурный день) + искусственный свет

11*100=1100

(К,Р)

Да

Экологический проект Определение химического состава почвы 1. Обнаружение сульфатов в почве

Определение химического состава почвы чаще всего начинается с анализа водной почвенной вытяжки, т.к. хорошо растворимые соединения почвы в первую очередь поглощаются растениями.

Преимущественное накопление микроэлементов происходит в верхней части корнеобитаемого слоя почв.

Избыток растворенных в почве солей (более 0,2% от массы сухой почвы) создает повышенную концентрацию соответствующих ионов в почвенном растворе, а это снижает ее плодородие. Такими солями являются, например, хлориды натрия, магния, кальция, карбонат и сульфат натрия.

Цель работы:

Познакомиться с методикой определения наличия в почве сульфатов.

Материалы и реактивы:

Образцы почвы; концентрированный раствор соляной кислоты HCl; 20%-ный раствор хлорида бария ВаСl2; дистиллированная вода; мерный цилиндр; пробирки; воронка; фильтровальная бумага.

Ход работы:

Подготовка водной вытяжки почвы:

1. Возьмите 25 г почвы, поместите в колбу, добавьте 50 мл дистиллированной воды.

2. Взболтайте содержимое колбы, дайте отстояться в течение 5-10 мин.

3. Еще раз взболтайте и после отстаивания профильтруйте.

4. К 5 мл почвенной вытяжки прилейте несколько капель концентрированной соляной кислоты и 3 мл 20%-ного раствора хлорида бария.

5. Если почва содержит сульфат-ион, то появляется белый тонкодисперсный, или, как говорят, молочный осадок сульфата бария. О концентрации его в почвенной вытяжке можно судить по степени прозрачности полученной смеси (густой осадок, мутный или почти прозрачный раствор).

Уравнение качественной реакции на сульфат- ион:

BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl

2. Определение наличия хлоридов в почве

Определение химического состава почвы чаще всего начинается с анализа водной почвенной вытяжки, т.к. хорошо растворимые соединения почвы в первую очередь поглощаются растениями. Преимущественное накопление микроэлементов происходит в верхней части корнеобитаемого слоя почв.

Избыток растворенных в почве солей (более 0,2% от массы сухой почвы) создает повышенную концентрацию соответствующих ионов в почвенном растворе, а это снижает ее плодородие. Такими солями являются, например, хлориды натрия, магния, кальция, карбонат и сульфат натрия.

Цель работы:

Познакомиться с методикой определения наличия в почве хлоридов.

Материалы и реактивы:

Пробы почвы; 10% раствор азотной кислоты HNO3; 1,5% раствор нитрата серебра AgNO3; дистиллированная вода; мерный цилиндр; пробирки; воронка; фильтровальная бумага.

Ход работы:

Подготовка водной вытяжки почвы.

1. Возьмите 25 г почвы, поместите в колбу, добавьте 50 мл дистиллированной воды.

2. Взболтайте содержимое колбы, дайте отстояться в течение 5-10 мин.

3. Еще раз взболтайте и после отстаивания профильтруйте.

4. Отлейте в пробирку 5 мл почвенной вытяжки, добавьте несколько капель 10%-ной азотной кислоты и по каплям 1,5% раствор нитрата серебра.

5. Если хлориды присутствуют, то образуется хлопьевидный, белый осадок хлорида серебра, который на свету темнеет и не растворяется в азотной кислоте. Уравнение протекающей реакции выглядит так:

AgNO3 =NaCl = AgCl + NaNO3

6. Если признаком реакции при анализе образца будет хорошо различимый белый творожистый или хлопьевидный осадок, то данный образец содержит десятые доли процента хлорид ионов.

Если раствор только мутнеет, т.е. теряет прозрачность, то в почве содержатся сотые и тысячные доли процента хлорид ионов.

3. Определение рН почвы

Химические свойства почвы зависят от содержания в ней минеральных веществ, которые находятся в виде раствореных гидратированных ионов. Одной из важных характеристик химического состава почв является реакция ее среды, т.е. кислотность почвы. В среднем рН почв близок к нейтральному значению. Такие почвы наиболее богаты обитателями. Известковые почва имеют рН =4-6, т.е. они слабо щелочные; торфяные почвы имеют рН = 4-6, т.е. они слабо кислые. Соответственно, основные и кислые почвы имеют специфический, приспособленный к тем или другим состав почвенных организмов. При значении рН меньше 3 (сильно кислые почвы) и больше 9 (сильно щелочные) из-за высоких концентраций ионов водорода или гидроксид-ионов повреждаются клетки живых организмов.

Кроме того, рН почвы сказывается и на степени доступности биогенных элементов. При рН меньше 4 почва содержит так много ионов алюминия Al3+, что она становится высокотоксичной для большинства растений. При еще более низких значениях рН в токсичных концентрациях могут содержаться ионы железа Fe3+, марганца Mn2+, а также фосфат-ионы (РО43-) оказываются связанными в малорастворимые соединения (фосфаты и гидрофосфаты) – тогда растения страдают от их недостатка.

Цель работы:

Познакомиться с методикой определения рН почвы.

Оборудование и реактивы:

Образец почвы; большая стеклянная колба с пробкой; воронка; фильтр;

универсальная индикаторная бумага; шкала значений рН.

Ход работы:

1. Поместите в колбу примерно 10 г почвы.

2. Добавьте в колбу 25 мл дистиллированной воды.

3. Закройте колбу пробкой, энергично встряхните и дайте отстояться содержимому в течение нескольких часов.

4. Отфильтруйте содержимое колбы и определите рН почвенной вытяжки с помощью универсальной индикаторной бумаги.

5. Определите, к какому типу кислотности относится данный почвенный образец, сравнив с данными таблицы 1.

6. Назовите растения, которые могут произрастать на исследуемых почвах (таб.2).

Для справки:

Реакция почвы оказывает большое влияние на развитие растений и почвенных организмов, на скорость и направленность происходящих в ней химических и биохимических процессов.

В природных условиях рН почвенного раствора колеблется от 3 (в сфагновых торфах) до 10 (в солонцовых почвах). Чаще всего кислотность не выходит за пределы 4-8.

Таблица

Зависимость кислотности почв от значения

рН

Степень кислотности

меньше 4,5

сильнокислые

4,5-5,0

среднекислые

5,1-5,5

слабокислые

5,6-6,0

ближе к нейтральным

6,1-7,0

нейтральные

больше 7,1

щелочные

Экологический проект Определение степени накопления свинца в растительных пробах (листовой опад) в зависимости от расстояния до автострады

Автомобиль является источником выбросов более 200 компонентов. Они неоднозначны по степени токсичности. В зависимости от качества топлива в отходящих газах встречаются диоксид серы и соединения свинца (при использовании тетраэтилсвинца в качестве антидетонатора). В России около 75% выпускаемых бензинов являются этилированными и содержат от 0, 17 до 0,37 г/л свинца.

Свинец обладает способностью поражать центральную и периферическую нервные системы, костный мозг и кровь, сосуды, генетический аппарат, нарушает синтез белка, может вызвать малокровие и параличи.

Большую роль в городе играют искусственные лесные насаждения: сады, парки, скверы, посадки деревьев вдоль улиц. Зеленые насаждения очищают воздух от пыли, вредных газов, радиоактивных веществ.

Опадающие листья деревьев в городской среде насыщены тяжелыми металлами и другими вредными веществами. Их нельзя сжигать (тогда все поглощенное листьями вернется в атмосферу) и тем более, использовать на корм скоту, а нужно вывозить из города для захоронения.

Наличие свинца, поступающего в окружающую среду из автомобильного топлива, можно определить, проведя исследование растений, растущих поблизости дорог.

Цель работы: установить зависимость между содержанием вредных веществ (Pb) в растительном опаде и удаленностью исследуемых деревьев автострады на основании качественного химического анализа.

Материалы и оборудование:

Растительные пробы, ступки с пестиком, этиловый спирт, водяная баня, фильтры, пробирки со штативом, сернистый натрий (Na2S).

Ход работы:

1. Соберите по 100 г растительных проб с участков, расположенных на расстоянии 2 м, 50 м, 100м и 300 м от оживленной автострады. Собранные пробы пронумеруйте. Пробы лучше собирать в начале осени.

2. Измельчите и разотрите в ступке растительную массу каждой пробы.

3. Добавьте по 50 мл 40%-ного этилового спирта.

4. Прокипятите на водяной бане экстракт, чтобы свинец перешел в раствор.

5. Отфильтруйте.

6. Сернистый натрий растворите в воде, и по каплям добавьте в изучаемый экстракт.

7. Наблюдайте выпадение черного осадка сульфида свинца.

8. Просматривая пробирки на свет, определите наличие определенного количества свинца в каждой пробе. Обычно его концентрация закономерно уменьшается от расстояния до дороги, а на расстоянии более 100 м свинец практически не обнаруживается.

9.Сделайте выводы по работе.

Экологический проект Расчетная оценка количества свинца, поступающего в почву придорожных зон от автотранспорта

Соединения свинца, содержащиеся в отработанных газах автомобилей, относятся к 1-ому классу опасности!

Загрязнение окружающей среды в результате работы автотранспорта особенно ощутимо в крупных городах. Преимущественное накопление свинца происходит в верхней части корнеобитаемого слоя почв.

Для крупных автомагистралей с большим количеством полос движения, при отсутствии "пробок", загрязнение почв металлами проявляется слабее, чем для узких магистралей. Это объясняется тем, что на широких магистралях машины движутся с большей скоростью, расходуя бензина меньше и, тем самым, уменьшая выбросы в атмосферу.

Цель работы:

Ознакомление с методом экспрессного оценочного анализа количества свинца, попадающего в окружающую среду с выхлопами автомобилей.

Оборудование:

Микрокалькулятор, пишущие принадлежности.

Ход работы:

1. Выберите участок автотрассы длиной 1 км, имеющий хороший обзор.

2. Определите количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в течение 15 минут, исключив при подсчете автомобили и автобусы, работающие на дизельном топливе.

3. Заполните таблицу и произведите расчеты.

Пример расчета:

Тип автотранспорта

Всего за

15 мин, шт.

Всего за 1 час

N, шт.

Общий путь

За 1 час, L,км

Легковые автомобили

715

2860

2860

Грузовые автомобили

32

128

128

Автобусы

5

20

20

Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным числом автомобилей каждого типа за 1 час (L, км) по формуле:

L = N*S, где

N – число автомобилей каждого типа за 1 час

S – длина выбранного участка наблюдения, равная 1 км

Полученные данные занесите в таблицу

2. Рассчитайте количество топлива (Q,л) разного вида, сжигаемого при движении по исследуемому участку, двигателями автомашин по формуле:

Q = L Y, где

Y – удельный расход топлива, л на 1 км

Результаты занесите в таблицу Расход топлива

Расход топлива

Тип автомобиля

Общий путь

За 1 час, L,км

Удельный расход топливаY (л на 1 км)

Количество сжигаемого топлива Q, л

Легковые автомобили

2860

0,12

343,2

Грузовые автомобили

128

0,31

39,68

Автобусы

20

0,42

8,4

Всего

   

391,28

4. Рассчитайте количество свинца, содержащееся в топливе, если 1 л этилированного бензина содержит в среднем 0, 25 г тетраэтилата свинца. Для расчета используйте данные по расходу топлива на исследуемом участке автотрассы:

m (Pb)= Q(л) с(Pb)

m(Pb)= 391.28 л 0.25г/л=97,82г

Около 70% свинца, добавленного к бензину, попадает в окружающую среду с отработанными газами, из них 30% оседает на земле сразу за срезом выхлопной трубы, а 40% в качестве аэрозоля перемещается в соответствии с розой ветров и осаждается на удалении от места выброса. Рассчитайте эти количества свинца.

m(Pb)о.с.=m(Pb) 0.7=97.82 0.7=68.47 г

m(Pb)почв.= m(Pb) 0,3=97,82 0,3=29,346 г

m(Pb)аэроз= m(Pb) 0,4=97,82 0,4=39,128 г

m(Pb)- масса свинца, содержащаяся в топливе в виде тетраэтилсвинца (Pb(C2H5)4

m(Pb)о.с.- масса свинца, поступившая в окружающую среду при выхлопе

m(Pb)почв - масса свинца, поступившая в почву непосредственно за срезом выхлопной трубы

m(Pb)аэроз - масса свинца, перемещаемая ветровыми потоками.

Таким образом, на выделенном участке магистрали длиною 1 км, за 1 час с выхлопными газами выбрасывается 68, 47 г свинца.

5. Негативное влияние автотранспорта на окружающую среду можно оценить по состоянию растительного покрова.

В крупных городах, как известно, наиболее неприхотливым придорожным растением является одуванчик. В большинстве случаев тяжелые металлы угнетают рост растений, приводя к возникновению уродливых форм, снижая высоту растений.

Охарактеризуйте растительный покров на примере одуванчика на расстоянии 0,5; 1; 5; 10; 30; 50; 100 м от дороги. К исследуемым показателям относятся: 1) масса листьев, 2) длина листьев, 3) доля уродливых форм (изрезанность листьев)

Экологический проект Оценка содержания нитратов в продуктах питания

Нитратная проблема рождена ХХ веком, когда извечная проблема обеспечения населения продовольствием стала решаться не за счет увеличения сельскохозяйственных угодий, а за счет интенсификации земледелия.

В природе темпы поглощения нитратного азота могут превышать скорости его метаболизации. Это связано с тем, что в течение многих веков эволюция растений шла в условиях недостатка азота, и вырабатывались системы не ограничения поступления, а накопления азота.

Первоначально применение минеральных удобрений, как правило, сказывается значительной прибавкой урожая. Однако удобрения, внесенные в чрезмерном количестве и с нарушением правил их применения, могут не только привести к снижению урожайности, но и оказаться токсичными, вредными для растений и почвы.

Попадая с растительной пищей в организм человека, нитраты восстанавливаются до нитритов, которые блокируют снабжение клеток кислородом. При этом снижается работоспособность, возникает головокружение, может быть потеря сознания, изменение в составе крови.

Накопление нитратов различными культурами носит наследственно закрепленный характер. Зерновые культуры практически не накапливают нитратов. Среди овощей наибольшей способностью накапливать нитраты обладают такие овощи как редька, свекла столовая, капуста, салат, шпинат, редис, тыквенные. Томаты, сладкий перец, баклажаны, чеснок, горох отличаются низким содержанием нитратов.

Для обеспечения безопасности потребления продуктов растениеводства необходим регулярный контроль содержания в них нитратов.

Цель работы:

Познакомиться с методикой определения нитратов в растениях.

Материалы и оборудование:

Раствор дифениламина в серной кислоте (0,1 г дифениламина растворяют в 10 мл концентрированной серной кислоты); растительные образцы (клубни картофеля, корнеплоды моркови, редьки, кочан капусты, стебли и листья петрушки); пипетки; ступка с пестиком; предметное стекло.

Ход работы:

Разотрите поочередно растительные образцы (картофеля, моркови, редьки зеленой, капусты, листья и стебли петрушки) в ступках.

Отфильтруйте полученные соки, и по одной капле каждого образца нанесите на предметное стекло; добавьте 1-2 капли раствора дифениламина.

Расположите образцы по степени возрастания в них концентрации нитрат-иона (-NO3-).

О содержании нитратов судят по изменению окраски: в присутствии нитрат-иона дифениламин дает синее окрашивание.

Таблица

Количество нитратов

Окраска пробы

Содержание нитратов

Нет окраски

Очень острая нехватка

Бледно-голубая, быстро исчезает

Острая нехватка

Голубая окраска, исчезает через 2-3 минуты

Слабая нехватка

Синяя окраска, сохраняется некоторое время

Норма

Темно-синяя окраска, устойчивая

Избыток

Справочные данные:

Смертельная доза нитратов для взрослого человека составляет 8-15 г.

Допустимое суточное потребление – 5 мг/кг. Человек относительно легко переносит дозу 150 -200 мг нитратов в день.

500 мг в день – предельно допустимая доза.

600 мг в день – токсичная доза для взрослых.

10 мг в день – токсичная доза для грудных детей.

Существуют предельно допустимые санитарно-гигиенические нормы содержания нитратов, которыми необходимо руководствоваться при производстве и потреблении продуктов растениеводства:

картофель – 250 мг/кг; капуста – 900/500* мг/кг; морковь – 400/250* мг/кг; редька – 1200 мг/кг; томаты – 300-150* мг/кг; лук репчатый – 80 мг/кг; лук-перо – 800-600* мг/кг;

огурцы - 400/150* мг/кг; арбузы – 60 мг/кг; дыни – 90 мг/кг; перец сладкий – 200 мг/кг;

кабачки - 400 мг/кг; виноград – 60 мг/кг; яблоки, груши –60 мг/кг; зеленные культуры – 2000/3000 мг/кг.

*) в числителе приводятся нормы для ранних и тепличных овощей, в знаменателе – для поздней продукции открытого грунта.

Экологический проект

Определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию растений

На разных типах почв обитают различные экологические группы растений.

На песчаных почвах встречаются мокрица, коровяк.

На глинистых, суглинистых почвах - одуванчик, лютик ползучий.

На уплотненных почвах - пырей ползучий, лютик ползучий.

На сухих почвах чаще растут полынь и ромашка, а на влажных – мята, щавель, хвощ.

На кислых почвах – щавель кислый, молиния.

На известковых почвах – горчица, молочай, люцерна, льнянка.

На почвах богатых азотом – крапива двудомная, марь белая, пастушья сумка, мокрица, крапива жгучая, снотка белая.

Цель работы:

По видовому разнообразию выбранного участка определить примерный тип почвы.

Оборудование:

Пишущие принадлежности.

Ход работы:

1. Выберите два или несколько примерно одинаковых по площади участка для исследования с разными на ваш взгляд типами почвы.

2. Определите с помощью определителя, какие растения растут на каждом из участков. Запишите названия растений.

3. Проанализируйте свои записи. Выясните, не встречаются ли на этих участках растения, предпочитающие только тот или иной тип почвы.

4. Сделайте вывод о химическом составе и влажности почвы на каждом участке.

Экологический проект

Определение общего количества примесей в отобранных пробах воды

Минеральный состав воды включает в себя катионы кальция, железа II, натрия; анионы: сульфат-ион, нитрат-ион, гидрокарбонат- ион, дигидрофосфат-ион и др. Минеральные вещества жизненно необходимы для живых организмов. Природный баланс минеральных веществ может меняться в сторону увеличения их содержания в связи с загрязнением водоемов промышленными стоками, смывами с улиц, где зимой применялись песчано-солевые смеси, смывами удобрений с полей и газонов и др. Большое количество примесей может ухудшить качество воды. С другой стороны, недостаточное количество минеральных солей, например, таких как фосфаты и нитраты, также пагубно: оно снижает продуктивность фотосинтеза.

Цель работы:

Данная работа позволяет оценить общее количество нерастворимых веществ, растворимых минеральных солей и взвешенных частиц.

Оборудование и реактивы:

Технохимические, аналитические весы, разновесы или электронные весы, фарфоровая чашка на 150 мл; мерный стакан на 100 мл; сушильный шкаф; эксикатор с осушителем (прокаленный хлорид кальция).

Ход работы:

Данная работа может быть проведена интерактивно и практически с использованием оборудования химической школьной лаборатории.

1. Отбор пробы необходимо сделать как можно дальше от берега. Возьмите большую фарфоровую чашку, тщательно вымойте ее, высушите в сушильном шкафу до постоянной массы, т.е. так, чтобы масса ее не менялась после двух последующих операций высушивания. Запишите массу фарфоровой чашки (m1).

Первая проба: m1 = 127,71 г.

2. Отмерьте 100 мл пробы воды и поместите ее в эту фарфоровую чашку.

3. Выдержите эту пробу в сушильном шкафу при температуре около 105оС в течение нескольких часов до полного выпаривания воды, не допускайте разбрызгивания воды.

4. Остудите чашку в эксикаторе и взвешиванием определите ее массу (m2).

m2= 127, 93 г.

5. Для определения общего количества примесей сделайте следующий расчет:

(m2 – m1) : 100 мл

(m2 – m1) = 127,93 – 127,71 = 0,22 г

6. Пересчитайте эту величину, получив количество примесей в миллиграммах на литр воды.

В 1 литре содержится 2,2 г примесей.

Примечание:

Сухой остаток питьевой воды не должен содержать более 1г/л примесей.

Вывод:

Количество примесей, содержащихся в данной пробе воды, превышает норму более чем в 2 раза, что не соответствует стандартам, для питьевой воды.

Можно оценить примерный состав примесей по цвету, образовавшегося осадка. В зависимости от преобладания примесей различного происхождения, цвет осадка может быть светло-серым (за счет осажденных карбонатов), желтовато-бурым (из-за содержания в воде двухвалентного железа).

Экологический проект

Растения – индикаторы почв

Дикорастущие растения получили название индикаторных, поскольку по ним можно судить о характере и состоянии почвы, на которой они произрастают.

Ацидофилы крайние (рН 3,5-4,5) - сфагнум, зеленые мхи, плаун, кошачьи лапки, хвощ полевой, щавель малый.

Ацидофилы умеренные (рН 4,5-6,0) – черника, брусника, багульник, сушеница, калужница болотная, сердечник луговой, вейник наземный.

Ацидофилы слабые (рН 5,0-6,7) – папоротник мужской, медуница неясная, зеленчук, колокольчик широколистный, малина смородина, иван-да-марья, кисличка заячья.

Нейтрофильные (рН 6,0-7,3) - сныть европейская, клубника зеленая, клевер горный, борщевик сибирский, цикорий, мятник луговой.

Нейтрально-базофильные (рН 6,7-7,8) - мать и мачеха, люцерна серповидная, осока мохнатая, гусиная лапка.

Базофильные (рН 7,8-9,0) - бузина сибирская, вяз шершавый, бересклет бородавчатый, горчица полевая, льнянка.

 

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.