Методическая разработка на тему «Экологическое развитие дошкольников в ДОУ»
Методическая разработка конкурсу
на тему
«Экологическое развитие дошкольников в ДОУ»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 218»
Заводского района г.СаратоваСтарший воспитатель:
Круть Татьяна Викторовна.
Актуальность вопросов экологического образования детей дошкольного возраста возрастает год от года. Одним из важнейших условий решения задач экологического образования дошкольников является организация предметной среды. Предметная среда окружает нас и оказывает определенное влияние уже с первых минут жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной деятельности. Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для познавательного развития, эколого – эстетического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, экологически грамотного поведения.
Педагоги, которые все делают сами не дают возможности наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни, как к уникальной ценности. Характерными особенностями совместной деятельности являются контакт между ее участниками, понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата, наличие руководителя, который организует совместную деятельность, возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений.
Положительные эмоции являются могучими победителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра. В сюжетно – ролевой игре «Лесная аптека» дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на лугу, в лесу. Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:
Ах, не трогайте меня, Обожгу я без огня.(Крапива).
Рос шар бел, дунул ветер – Шар улетел. (Одуванчик).
Нарядные платьица, Жёлтые брошки, Ни пятнышка нет На красной одёжке. (Ромашка).
Каждый лист мой любит тропки, У обочины дорог. Он однажды людям добрым Раны вылечить помог. (Подорожник).
В конце игры детей ждал сюрприз - эмблемы «Знатоки лесной аптеки»
В дидактической игре «Жители леса» - дети «превращались» в обитателей леса. Например: жучок, живущий под корой дуба, белка в дупле, ястреб в гнезде, кабан, питающийся его желудями, а так же художник, рисовавший дуб. Но однажды все вокруг изменилось, когда пришел дровосек и срубил могучий дуб, нарушив существование всех его обитателей: животным, птицам, насекомым стало плохо без дерева, им нечего есть и негде жить, художнику нечего было рисовать. В процессе этой игры дети сострадали всем живым существам. Эта игра позволила детям глубже узнать о жизни леса, о взаимосвязях и соседстве растений и животных.
«Если дерево срубили
Значит что то погубили
Если лес исчезнет – реки
Тоже высохнут навеки.
Ведь недаром сказано –
Все взаимосвязано!»
Готовясь к встрече с детьми необходимо подбирать разнообразный материал: иллюстрации, игрушки, художественную литературу (В.Бианки, К.Ушинский, Н.Сладков, Е.Чарушин), записи шума леса, голоса птиц,
Дети не смогут получить полноты знаний о природе не общаясь с ней. Поэтому в нашем детском саду в каждой возрастной группе созданы Лэпбуки на экологическую тематику.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно- пространственной среде: способствует развитию творчества, воображения, пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую, активность всех воспитанников. Он представляет собой папку, в которой имеются кармашки с собранной информацией по теме. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. Цель данного пособия: закрепить и расширить знания детей о животном и растительном мире.
Воспитанники ДОУ приняли участие в экологической акции «Покормите птиц зимой».
Целью мероприятия стало воспитание чуткого отношения к птицам, желание помочь им зимой.
В рамках акции воспитатели читали художественные произведения, проводили познавательные беседы с детьми, игры экологической направленности, рассматривали открытки и иллюстрации «Птицы нашего края», демонстрировали презентации, направленные на обогащение знаний детей о зимующих птицах.
Совместно с родителями воспитанников были изготовлены кормушки для птиц.
«Ребята с восторгом рассказывали друг другу о трудностях при изготовлении птичьих домиков, развешивали кормушки, на прогулочных участках детского сада.
А как горели глаза детей, когда они видели висящие кормушки, которые делали вместе с родными. Каждый день, дети и педагоги ДОУ посещают свои кормушки и выкладывают корм для птиц.
Весной прошло занятие в честь празднования Международного Дня воды. Этот праздник был учрежден в 1993 году по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и призван обратить внимание общественности к состоянию водных объектов. Для привлечения внимания детей к проблеме сохранения качества пресной воды состоялось тематическое занятие на тему «Путешествие в мир воды».
«Вода – это жизнь» под таким девизом прошло обучающие занятие. Воспитанники детского сада закрепили знания о свойствах воды. Учили делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности, в процессе опытов находили ответ на поставленные задачи.
«Хочется верить, что в будущем наши воспитанники будут экологически грамотными людьми».
Сотрудничество с родителями
Необходимо давать детям задания (вместе с родителями) собирать коряги, пеньки, листья, все из чего можно сделать красивые поделки, пытаясь разгадать «душу» этих предметов (на кого похож), дать им вторую жизнь. Все идеи в воспитании детей поддерживаются родителями, эту работу нельзя ограничивать рамками ДОУ. Родителям было внесено предложение завести «Зеленую тетрадь» - и записывать в ней стихи, загадки, пословицы, примеры, интересные наблюдения, высказывания детей. Это объединяет взрослых и детей, появляются общие дела, интересы.
Важным направлением экологического воспитания является развитие навыков и умений в области природоохранного труда. Большая роль здесь принадлежит семье, поэтому важно привлекать к посадке зеленых насаждений в ДОУ.
Консультации для родителей: «Что значит любить и беречь природу».
Задания: «Придумайте экологическую сказку», «Расскажи какие у тебя есть домашние животные, как ты за ними ухаживаешь».
В старшем дошкольном возрасте дети способны понять, что такое хорошо и что такое плохо. Это самый оптимальный возраст для формирования экологического сознания. Своим примером показывайте детям, что вам тоже интересно, что вы им рассказываете, и тогда они обязательно заинтересуются. Также следует рассказывать о положительных примерах взаимосвязей. Например, клесты едят еловые семечки, вышелушивая их из шишек. Они «пищевые»конкуренты белкам, то есть враги, но ведь большое количество шишек во время клестового пира падает на землю. Шишки покрывают снег и они остаются там до весны, белкам на запас. Такие шишки называют «кислыми», и служат они для белок хорошим подспорьем в голодные месяцы года – февраль, март. В природе нет мелочей. Важно, чтобы дети научились не только оберегать и любить все живое, но и прослеживать последствия действий человека в игровой деятельности. Организуя игры, важно помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь тогда, когда игра будет основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировка, способность использовать багаж имеющихся знаний о природе.
Наблюдая за детьми, можно увидеть, что у них появляется интерес к окружающей природе. Они умеют любоваться и восхищаться ее красотой. Экологическая культура предполагает нравственные и этические чувства по отношению к природе – жалость, любовь, сопереживание, доброта, удивление, восхищение. Все перечисленные чувства у детей проявляются во время игр, наблюдений. Дети усваивают экологические правила поведения в природе. Хочется верить, что подрастающее поколение будет жить в относительной гармонии с природой. Всегда будут беречь и восхищаться ее красотой.
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый , ребята!
Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вам
Используемая литература:
Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе» «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте», 2010 г.
Молодова Л.П. «Экологические занятия с детьми»