12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Винокурова Марина Валерьевна398
Не смотри в прошлое - оно ушло, не смотри в будущее - оно туманно, живи настоящим!
Россия, Иркутская обл., Усть-Кут

Междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Пояснительная записка

Междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» МОУ СОШ №2 на уровне основного общего образования разработана на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, соотнесена с психолого-педагогическими особенностями развития детей 11-15 лет, преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Цель междисциплинарной программы – способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности в связи друг с другом и с содержанием учебных предметов, как на уроках, так и во внеурочной среде. Для достижения этой цели при реализации данной программы необходимо будет решить следующие задачи:

Описать специфику учебно-исследовательской и проектной деятельности на этапе основного общего образования;

Построить этапы введения учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательную среду на уровне основной школы;

Построить и описать технологию реализации данных видов деятельности в образовательном процессе основной школы;

Создать систему оценивания результатов образования с использованием таких видов деятельности как учебно-исследовательская и проектная;

Описать образовательные результаты, которые могут быть получены в ходе реализации данных видов деятельности.

Необходимо отметить, что проектная и исследовательская деятельность коренным образом отличается от учебной (если под учебной деятельностью понимать не все ситуации учения, а лишь те, которые обеспечивают формирование понятийного аппарата).

Главное отличительное качество учебной деятельности состоит в том, что логика учебной деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная же деятельность строиться «от результата», т.е. по структуре, и поп последовательности отдельных действий выстраивается применительно к конкретной задаче.

Учебно-исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

постановка проблемы;

изучение теории, посвященной данной проблематике;

подбор методик исследования и практическое овладение ими;

сбор собственного материала;

анализ и обобщение полученных данных;

научный комментарий и собственные выводы.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная , творческая или познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечной продукте деятельности и этапов его достижения.

Эти виды деятельности могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться оба в образовательной практике. Если не создавать возможности для учебно-исследовательской деятельности учащихся основной школы, а приоритетной и единственной считать только проектную деятельность, то в силу своего содержания у учащихся может, во-первых, сложиться «завышенное», ложное представление о собственном опыте и знаниях, из-за отсутствия «запроса на истину» и «привычки» достигать конечного результата; во-вторых, отрицательное отношение учащихся к исследовательской, творческой работе с заранее неизвестным результатом, требующей напряжения и активной, глубокой работы, может повлечь потерю интереса к учению и препятствовать формированию «исследовательского поведения» - поведения, направленного на поиск и приобретение новой информации. Если не создавать возможности для проектной деятельности учащихся основной школы, а приоритетной и единственной считать только учебно-исследовательскую деятельность, то в силу содержания учебно-исследовательской деятельности, у учащихся может, во-первых, не хватить ресурса двигаться в режиме постоянного поиска, учитывая специфику их возраста и несформированность определенных видов деятельности, во-вторых, есть опасность из-за режима постоянного экспериментирования не дойти до оформления результатов, что чревато отсутствием у учащихся определенной базы знаний и умений, которой они могут свободно и уверенно пользоваться.

Таким образом, только во взаимосвязи и взаимодополнении учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся основной школы создают условия для становления индивидуальной образовательной траектории учащихся основной школы.

Данная программа обязана удерживать баланс между этими видами деятельности, кроме того очень важно взаимопроникновение этих видов деятельности в учебную деятельность. Включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность есть один из путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе.

Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Учебно-исследовательская и проектная деятельности обучающихся основной школы обеспечивают как вклад в развитие универсальных учебных действий, так и в развитие специфических компетентностей.

Выпускник научиться:

планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект;

выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

использовать такие математические методы и приемы , как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование и др.;

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, сравнительное историческое описание, интерпретация фактов;

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам;

видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

использовать догадку, интуицию;

использовать такие математические методы и приемы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

использовать такие естественно-научные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

использовать некоторые приемы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, оригинальность;

целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполнения проекта.

Этапы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе

Для формирования в основной школе проектирования, как совместной формы деятельности взрослых и детей, для формирования способности подростков к осуществлению ответственного выбора, необходимо выделить в образовательном пространстве школы несколько «подпространств» - подготовка, опыт и демонстрация, поскольку именно эти три этапа выделяются как в структуре проекта, эксперимента, так и в структуре индивидуального учебного исследования.

Подготовка подразумевает формулирование замысла, планирование возможных действий;

Опыт подразумевает пробу осуществления замысла, первичную реализацию;

Демонстрация предполагает окончательную реализацию замысла, своеобразный отчет о связи замысленного и реализованного. Фактически это этап оценки состоятельности своего замысла. В оценке результата проекта (исследования) учитывается:

Участие в проектировании (исследовании): активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;

Выполнение проекта (исследования): объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели;

Дополнительно могут оцениваться: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта (исследования).

Процесс проектирования и исследований на протяжении всей основной школы проходит несколько стадий:

Переходный этап (5-6 классы)

В учебной деятельности используется специальный тип задач – проектная задача. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой, происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются «ключевыми точками», задать возможные «стратегии» ее решения. Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий, и требуемых для их выполнения.

Педагогические эффекты от проектных задач:

задают реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи.

определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;

учат (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания;

дают возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в «квазиреальную», моделированную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших подростков (5-6 классы) формируются следующие способности:

рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

проявлять инициативу при способе (или способов) решения;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные (оценочные) карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Как итог учебного года для учителя важна динамика в становлении класса (группы) как учебного сообщества, в развитии способности детей ставить задачи, искать пути их решения. На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата.

Итак, проектные задачи на образовательном переходе (5-6 классы) являются важным шагом к проектной деятельности в основной школе (7-9 классы).

Этап самоопределения (7-9 классы)

На этапе самоопределения (7-9 классы) появляются проектные формы учебной деятельности, учебное и социальное проектирование. Проектная форма учебной деятельности учащихся – есть система учебно-познавательных и познавательных действий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.

Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задаче свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт. Проектная деятельность именно на этом этапе образования представляет собой особую деятельность, которая ведет за собой развитие подростка. «Ведущая деятельность» означает, что эта деятельность является абсолютно необходимой для нормального хода развития подростков.

Школьный проект – это целесообразное действие, локализованное во времени, которое имеет следующую структуру:

Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:

анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);

конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);

выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач);

Выполнение (реализация проекта):

планирование этапов выполнения проекта;

обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

собственно реализация проекта;

Подготовка итогового продукта:

обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

сбор, систематизация и анализ полученных результатов;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

К этим основным этапам проекта существуют дополнительные характеристики, которые необходимы при организации проектной деятельности школьников.

Проект характеризуется:

ориентацией на получение конкретного результата;

предварительной фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

относительно жесткой регламентацией срока достижения (предъявления) результата;

предварительным планированием действий по достижению результата;

программированием – планированием во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

выполнение действий и их одновременным мониторингом и коррекцией;

получением продукта проектной деятельности, его соотнесением с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации.

Основные требования к использованию проектной формы обучения:

Наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

Практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов;

Возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы учащихся;

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий;

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозгового штурма», «круглого стола»;

выдвижение гипотезы их решения;

обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Представление результатов выполнения проектов в виде материального продукта (видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый доклад и т.п.).

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя могут определить тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету (монопроекты) с учетом интересов и способностей учащихся. В других – тематика проектов , особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только познавательные, но и прикладные.

Требования к содержанию обучения в условиях организации проектной формы учебной деятельности и самой проектной деятельности.

Отправной точкой при проектировании содержания образования в конкретном образовательном учреждении является ФГОС основного общего образования, ориентированный на результаты образования, где в гораздо меньшей степени регламентирована номенклатура дидактических единиц, подлежащих усвоению, и в большей – те образовательные результаты, которые должны быть получены на выходе из образовательного учреждения.

В рамках основной образовательной программы конкретного образовательного учреждения предлагается работа с содержанием образования в четырех направлениях:

Первое – поиск таких мест, точек в сложившихся учебных программах, которые позволяют школьникам совершать хотя бы отдельные свободные действия с изучаемым содержанием (например: разработка маршрута путешествия по карте или плану местности). Такого рода задания (с дополнительными требованиями к маршруту, которые могут формироваться на уроках истории или литературы) вполне вписываются в уже существующие учебные программы.

Второе – отказ от полной формы проектирования (составление запусковых ситуаций, которые позволяют анализировать предложенную информацию глубже и разностороннее, чем обычно, т.е. расширять пространство работы школьников, не претендуя на полномасштабную проектную деятельность). Фактически речь может идти об отдельных заданиях со свободным пространством действия. Важно, чтобы выполнение этого задания позволило превратить знания в средства выполнения задания, причем желательно очевидно изначально. Проект может быть небольшим, может не заканчиваться реальным продуктом (а только его эскизом), но он никак не может превратиться в упражнение. Вот здесь (на границе упражнения и свободного действия) и проходит граница между развивающим проектом и просто еще одной формой традиционной учебной работы.

Третье – встраивание в содержание учебного предмета проектные формы учебной деятельности на ключевых (важных) моментах учебного курса или координации нескольких учебных предметов. В этих образовательных местах (точках) учебный процесс на определенное время (от одной до трех недель) превращается в реальное проектирование определенного фрагмента учебного содержания предмета (группы предметов).

Четвертое – организация проектной деятельности школьников за пределами учебного содержания (социальное проектирование). Фактически на сегодняшний день полноценное проектирование возможно только вне учебного содержания. Тогда содержанием проектирования становиться некий социальный контекст.

Исходя из указанных четырех направлений действий, возможны следующие типы и виды проектов, проектных форм учебной деятельности. Необходимо отметить, что без типологизации проектов можно, в принципе, обойтись, тем более что какой-то устойчивой типологии пока не существует. Но можно использовать типологию при планировании и организации проектной деятельности. Так к моменту завершения основного общего образования школьники должны быть способны самостоятельно выполнить проект. Поэтому при планировании важно проследить, чтобы ученик последовательно участвовал в деятельности все меньших по составу проектных группах. Общая динамика должна заключаться в уменьшении численного состава группы или выделении внутри большого проекта отдельных подпроектов, выполняемых меньшим числом участников и индивидуально. То же справедливо и относительно динамики изменения управления проектом: от внешнего, открытого управления, к скрытому, консультативному.

Учебные монопроекты.

Такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе учебного блока. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле конкретного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее совместно планируется логика работы на каждом уроке и форма представления результата. Часто работа над такими проектами продолжается во внеурочное время (например: в рамках научного общества учащихся).

2.Межпредметные проекты.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 учебных предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решать ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы нескольких творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. Как правило подобные проекты реализуются в рамках часов, отведенных на занятия-лаборатории во второй половине дня.

3.Социальные (практико-ориентированные) проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы их участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении ключевого продукта. Здесь особенно важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в подготовке презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Данный вид проектов может реализоваться в рамках внеучебной деятельности школьников во второй половине дня.

4.Педагогический проект.

Помимо ученических проектов в образовательный процесс основной школы целесообразно включать учебные проекты педагогов и педагогические проекты. Чтобы поддерживать проектную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся, педагог должен сам заниматься исследованием и проектированием.

1.Исследовательско-проектная деятельность педагога заключается в разработке и реализации педагогического проекта. Один из таких проектов в нашей школе - проект: «Созвездие наук». Это методика организации и проведения в школе совместных межпредметных учебно-познавательных и творческих мероприятий по «содружествам» - добровольным объединениям классных коллективов. Цель такого проекта – определение совместной проблемы и в качестве ее решения, разработать и реализовать совместно с учащимися социально-значимые проекты, благодаря которым учащиеся смогут раскрыть имеющийся у них потенциал, применить свой предметный, эмоциональный, социальный опыт, а также разрешить, опосредованно, через совместную деятельность, имеющиеся проблемы.

Выделяется ряд направлений проектной деятельности, в которых движется педагог при работе с коллективом и с каждым учащимся индивидуально:

Начальная диагностика возможностей коллектива в ходе проектных классных мероприятий (преобладающая мотивация, ценностно-ориентационное единство, учебная успешность, трудности и достижения в разных видах деятельности), совместное с учащимися выявление проблем в жизнедеятельности коллектива и их переформулировка в задачи деятельности коллектива на год.

Подбор педагогом и предоставление учащимся тем для проявления у учащихся первоначальных замыслов по решению поставленных задач, где будет возможность для связи с предметным и другим опытом учащихся, а также возможность решения тех или иных проблем в отношении коллектива;

Окончательное обсуждение и принятие общего замысла, его оформление в виде проекта по определенной схеме;

Совместная с учащимися реализация полученного проекта, предоставление в этом процессе каждому учащемуся возможности для индивидуального проектного действия;

Текущая диагностика и наблюдение за индивидуальной динамикой каждого учащегося в ходе проектных классных мероприятий, представление процесса и результатов каждым учащимся в отдельности (например: в специальном дневнике: «Мой класс и Я», в котором есть места для обмена впечатлениями после проведенного в классе события, для оформления индивидуального проектного действия);

Демонстрация результатов проектной деятельности в виде презентаций на школьной НПК или на конкурсах проектов, в виде проведения социально-значимых мероприятий и получения экспертной оценки.

Учебные проекты педагогов. Подростки должны иметь возможность участвовать в персональных проектах педагогов, в которых они не только расширяют свой познавательный потенциал, но и осваивают азы проектирования. Задача педагога придумать проект, который был бы интересен и значим и самому педагогу и обучающимся. В течение 7-9 классов, школьники могут принять участие в двух любых проектах педагогов школы. Следовательно, за три года школьник примет участие в шести проектах. \Каждый такой проект должен иметь продолжительность 1 неделю (5 дней по 4 часа =20 часов). В год -40 часов (2 недели). Во время проектов других занятий у школьника нет. Проектная группа у педагога не более 15 человек.

5.Индивидуальный итоговый проект.

На последнем году обучения в основной школе каждый учащийся выполняет индивидуальный итоговый проект в течение года, который выносится на защиту.

Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта желателно / (обязательно) для каждого обучающегося.

В соответствии с целями подготовки проекта, МОУ СОШ №2 разработаны рекомендации подготовки проекта, которые включают требования по следующим рубрикам:

организация проектной деятельности;

содержание и направленность проекта;

защита проекта;

критерии оценки проектной деятельности.

Требования к организации проектной деятельности

Обучающийся сам выбирает тему проекта и руководителя проекта.

Тема проекта утверждается соответствующим школьным межпредметным методическим объединением педагогов (далее – ШММО) и фиксируется протоколом заседания ШММО.

План реализации проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта.

Защита проекта производиться в присутствии рецензента и руководителя проекта.

Требования к содержанию и направленности проекта

Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Это письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); художественная творческая работа; материальный объект; макет, иное конструкторской изделие; отчетные материалы по социальному проекту

Типы проектов: исследовательские (включая реферативные), конструкторские, творческие, социальные и др.

Результаты проектной деятельности: продукт проектной деятельности, кратка пояснительная записка к проекту, краткий отзыв руководителя, рекомендации по использованию продукта проекта, отзывы о проекте.

Защита проекта

Защита проект осуществляется на итоговом занятии, других формах организации проектной деятельности, в том числе и на общешкольной научно-практической конференции: «Есть идея!». Это дает возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Критерии оценки индивидуального проекта

Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

Сформированность способности практического использования предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы.

Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью.

Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что – только с помощью руководителя проекта, являются задачей оценочной деятельности.

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:

Такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений.

Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;

Ни один из обязательных элементов проекта(продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не дает основания для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:

Такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявленных критериев;

Продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу; список используемых источников, положительный отзыв руководителя; презентация проекта;

Даны ответы на вопросы.

Таким образом, качество выполненного проекта и предполагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и/или других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу: «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку.

Для оценки результатов проектной деятельности может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели:

1 балл – допущены ошибки;

2 балла – выполнено без ошибок, с помощью руководителя;

3 балла – работа выполнена без ошибок и самостоятельно.

Максимальная оценка по каждому критерию -3 балла. Достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырех критериев), а достижение повышенного уровня соответствует получению 7-9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10-12 первичных баллов ( отметка «отлично»).

Аналогичный подход, сопровождающийся более детальным описанием критериев или введением специальных критериев, отражающих отдельные аспекты проектной деятельности (например, сформированность умений решать проблемы, или умений работать с информацией, или отдельных коммуникативных компетенций), может использоваться в текущем учебном процессе при обучении навыкам осуществления проектной деятельности.

Результаты и оценивание учебно-исследовательской

и проектной работы учащихся.

Оценивание проектирования и учебно-исследовательской деятельности обучающихся – сложная и совершенно новая задача для педагога. Такое оценивание может производиться не одной оценкой, а несколькими по разным основаниям. Так, можно предложить оценивать проекты по следующим критериям:

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

практическое использование предметных и универсальных учебных действий;

количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

степень осмысления использованной информации;

уровень сложности и степень владения использованными методиками;

оригинальность идеи, способа решения проблемы;

осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта и исследования;

уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечение объектами наглядности;

владение рефлексией;

творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

социальное и прикладное значение полученных результатов.

Данный список представляет собой полный перечень возможных критериев, показывает множественность оснований для оценки, их неравнозначность и предлагает выбор критериев для оценки самостоятельного проекта (исследования).

По мере формирования проектной деятельности школьников формируется и возрастное новообразование, крайне важное для всего дальнейшего личностного развития ребенка – ответственное действие. Оценка как особая (пусть и весьма демократическая) санкция за невыполнение, за нарушение процедуры, сроков, качества продукта – важный момент управления проектной деятельностью. При учебно-исследовательской и проектной деятельности оценка перестает быть прерогативой учителя. Технологичное по своей сути оценивание превращается в самостоятельный аспект общей деятельности по управлению и организации проектной деятельности школьников. Деятельность управления (и соответствующее ее оценивание) в принципе в наименьшей степени является исполнительской. Она требует постоянного мониторинга ситуации развертывания проектной деятельности. Формат оценивания также должен выбираться в соответствии с конкретными обстоятельствами. При организации проектной и исследовательской деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Эта способность является основой компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей. Такую способность можно назвать учебно-практической самостоятельностью. Эта способность обнаруживается только в ситуациях , требующих действовать и организовывать (планировать) свои действия. Учебно-практическая самостоятельность проявляется лишь в ситуациях, не имеющих заранее зафиксированного способа разрешения (результата). Важнейшей составляющей учебно-практической самостоятельности является ответственность, которая проявляется в:

умении определить меру и границы собственной ответственности;

умении отличать процесс от результата (процесс не оценивается внешним экспертом, а результат предъявляется аудитории для оценки);

формирования контрольно-оценочной самостоятельности.

О сформированности ответственного действия можно судить по тому, насколько ученик научился отличать оцениваемые (во всех видах) действия и продукты от своих неоцениваемых действий.

Оценивание в подростковой школе превращается в самостоятельную деятельность учащихся и педагогов, что является важнейшей характеристикой введения проектных форм работы в учебный процесс. Сами формы и приемы оценивания при этом не столь важны. На разном этапе обучения роль оценивания должна быть разной.

На этапе 5-6 классов, дети впервые, по – настоящему сталкиваются с ситуацией свободного выбора, постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению замысла. Это этап пробы себя в ситуации свободного действия. Оценка проектной деятельности (проектной задачи на этом этапе) носит, скорее, иллюстративный характер. О формировании ответственного проектного действия говорить еще рано. Главный образовательный результат – умение различать виды работ т виды ответственности за них. (именно различать, но еще не реализовывать ответственность).

На этапе 7-9 классов ученики приобретают необходимые навыки – планирования, целесообразного действия, оформления проектов, их презентации и т.п. Поскольку к концу 9 класса необходимо спланировать свой собственный образовательный проект – профиль продолжения образования, мера ответственности за собственную работу возрастает. На этом этапе различаются: жесткое (критериальное) оценивание и сферы, где оценка условна и субъективна.

Итак, проектная и учебно-исследовательская деятельности не просто дополняют традиционные формы обучения, но и оказывают свое влияние на все аспекты образовательного процесса. Они поляризуют образовательное пространство, открывают его в сферу внешкольной деятельности, в направлении образовательной деятельности, в направлении образовательной и профессиональной перспективы школьников, превращают оценивание в самооценивание, вводят школьника в сферу социальных отношений.

Оценка сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В процессе проектной деятельности учащегося возможна с помощью специальных оценочных процедур исключительная возможность оценки уровня сформированности ключевых компетентностей, в частности, решения проблем, поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимися собственных проблем средствами проекта. Также по целому ряду оснований – способов деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся, - можно выявить также уровень сформированности таких компетентностей, как работа с информацией и коммуникация. С этой целью разработаны специальные уровневые критерии и оценочные бланки. В специальных таблицах приводятся для каждого уровня показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать).

Предполагается, что первый уровень осваивается учащимися в начальной школе, второй в 5-6 классах, третий в 7-9 классах, четвертый – на уровне основного общего образования.

Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию. При этом предполагается, что по некоторым составляющим той или иной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по - отношению к тому, на котором, предполагается, находится учащийся той или иной ступени обучения.

Рекомендуется разъяснять учащимся критерии оценки их проектной деятельности и давать качественную оценку продвижению учащегося. При необходимости, выставлять отметку рекомендуется: ориентироваться на общий балл и принимать за основу отсчета средний балл по уровню, на котором проводится оценка. При этом учащийся может набрать минимальное количество баллов по одним позициям и количество баллов, превышающее требование к данному уровню, - по другим. Поскольку переход учащегося на новый уровень освоения компетентности (или его продвижение внутри уровня) нередко связаны с увеличением его самостоятельности в рамках проектной деятельности, рекомендуется фиксировать ту помощь, которую оказывает учитель при работе над проектом, на оборотной стороне бланка. Объектами оценки является «Раздел работ» в Портфеле достижений учащегося, презентация продукта, а также наблюдение за работой в группе и консультацией. Субъекты оценки в первых двух случаях могут быть разными: руководитель проекта, другие педагоги, а при оценке презентации – также учащиеся и родители. Наблюдение и оценку материалов «Раздела работ» в Портфолио учащегося проводит только руководитель проекта. Продукт, полученный учащимися, не является объектом оценки, поскольку его качество очень опосредовано указывает на уровень сформированности компетенции учащегося в целом (т.е. соорганизация внешних и внутренних ресурсов для решения проблемы). Вместе с тем, факт получения учащимися продукта является обязательным для легализации оценки. Проводить оценку на основании наблюдения за работой в группе и консультациями необходимо с момента начала проекта, но другие объекты могут быть оценены лишь по завершении проекта, т.е. после получения продукта. Другими словами, получение продукта в рамках метода проектов является единственным свидетельством того, что проект состоялся, а значит, деятельность учащегося может быть оценена.


 

Опубликовано в группе «Исследовательская и проектная работа в школе»


Комментарии (1)

Филонова Надежда Владимировна, 01.01.17 в 13:56 0Ответить Пожаловаться
Замечательная программа. А планирования к ней не могли бы разместить?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.