12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пикалова Наталья Александровна31
0

Реализация междисциплинарной программы «Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности» на уроках иностранного языка посредством инновационных педагогических технологий»

Реализация междисциплинарной программы «Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности» на уроках иностранного языка посредством инновационных педагогических технологий»

 

Условия возникновения, становления опыта

Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что современное общество стремительно меняется. Настолько стремительно, что мы подчас оказываемся совершенно беспомощными перед необходимостью дать совет взрослеющему ребёнку, поскольку именно в такие моменты осознаём, что ему через несколько лет вступать в совершенно иную жизнь, чем вступали мы сами.

Мы оказались перед лицом совершенно новой для истории ситуации – опыт предшествующего поколения передаётся последующему, а тому он с одной стороны нужен, но недостаточен, одновременно нужно и что-то ещё, другое.

Современный молодой человек должен не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Именно компетентность сегодня рассматривают как альтернативу традиционным знаниям, умениям и навыкам. В отличии от знаний в их готовом, устоявшемся виде, компетентность, как и любая другая способность, не может быть гарантированно сформирована, можно лишь создавать условия, повышающие вероятность появления у школьников компетентностей.

Наиболее приоритетными становятся способности самостоятельно, активно и инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед индивидом. Способность к практическому действию появляется в ситуациях, когда человек приобретает опыт разрешения проблем, исходно не имеющих готового решения.

Эти способности формируются в разнообразных видах деятельности, часто за пределами школы. Однако школа может и должна создать условия для развития таких компетентностей на материале учебных предметов, в том числе и иностранного языка, но в иной, чем традиционный урок, форме, в частности в учебно-исследовательской или проектной деятельности.

Требования ФГОС освоить проектную и исследовательскую деятельность (в урочной и внеурочной работе) как обязательное для всех школьников страны, закреплённое вдобавок специальной строкой в аттестате о полном среднем образовании, есть настоящая и глубокая новация. Самая, наверное, трудная для внедрения из всех нововведений ФГОС, поскольку ничего похожего в массовой педагогической практике российских школьных работников не было. А если и было, то на уровне профанации.

Что лежит в основе исследования и проектирования? Что даст школьнику сформированность навыков исследования и проектирования? Каковы эффективные способы формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности средствами иностранного языка? Как эти способы могут быть соотнесены с содержанием предмета «иностранный язык»? Как сделать так, чтобы в условиях отсутствия языковой среды в сельской школе талант имел бы возможность развиваться и совершенствоваться дальше? В этом и состоит сложившееся противоречие, которое породило возникновение и становление опыта: между базой знаний, умений и навыков, которые закладывает школа, и постоянно меняющимися требованиями современного общества; между отсутствием заинтересованности в изучении иностранного языка отдельными школьниками и высокими требованиями государственной программы, федерального государственного образовательного стандарта; между организацией образовательного процесса с применением традиционных технологий для формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности и необходимостью внедрения инновационных технологий.

Выявленное противоречие, в свою очередь, актуализировало необходимость совершенствования преподавания иностранного языка через внедрение эффективных, на мой взгляд, инновационных технологий для формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках иностранного языка.

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность опыта определяется тем особым вниманием, которое обращено современной педагогической наукой на проблемы развития личности. На первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог стать субъектом собственного развития, находиться в поиске и построении тех видов деятельностного отношения к миру, в котором могут полнее проявиться, развиться уникальные потенции конкретной личности.

Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся само по себе является актуальным, поскольку является требованием ФГОС.

Программа формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования в ходе реализации ФГОС предусматривает обязательным выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию результатов предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностных и социально значимых проблем, и одновременно является одной из форм итоговой аттестации.

Таким образом, все предметы, включая «ИЯ» должны быть нацелены на то, чтобы поддержать ученика, подготовить почву для того, чтобы у него были сформированы навыки исследования и проектирования, чтобы в его дальнейшей взрослой жизни способности были реализованы.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея: Реализация междисциплинарной программы «Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности» на уроках иностранного языка предполагает выбор и апробацию эффективных инновационных технологий, с учётом возрастной оптимизации детей, выявления индивидуальных познавательных стратегий, учёта индивидуального стиля учебной деятельности, в частности, модальности, а также в рамках интеграции общего и дополнительного образования. В свете современных тенденций обучение иностранным языкам предполагает интегративный подход в обучении, соответственно в образовательном процессе необходимо не только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера. Приобретённые в учебном процессе навыки проектирования и исследования: умение понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления, анализировать, рефлексировать позволят инициировать обучающихся к познанию мира и себя в этом мире, будут способствовать нахождению в новой обстановке соответствующей своим возможностям новой линии самовыражения, полезной себе, семье и обществу.

Опираясь на труды великих ученых, я обозначила основную цель описания моего педагогического опыта: показать пути формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, превращения учебного процесса в средство интеллектуального развития личности, повышения качества образования посредством использования инновационных педагогических технологий в системе деятельностного подхода.

Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи:

Формировать основы учебно-исследовательской и проектной деятельности через использование новых педагогических технологий;

Способствовать воплотить полученные знания и сформированные умения в практическую деятельность;

Способствовать созданию образовательной среды на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности посредством перехода от педагогической деятельности к педагогическому общению;

Повышать уровень обученности и качества знаний;

Формировать устойчивую учебную мотивацию, побуждающую детей к систематической работе;

Развивать и совершенствовать интеллектуальные способности обучающихся.

Новизна опыта

Формирование умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, повышение их уровня знаний и эрудиции – потребность времени.

В современном обществе использование инновационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Мой опыт показывает, что эффективность обучения иностранным языкам, в ходе которого формируются основы учебно-исследовательской и проектной деятельности возрастает, если учитель применяет эффективные инновационные технологии с учётом возрастной оптимизации детей, выявления индивидуальных познавательных стратегий, учёта индивидуального стиля учебной деятельности, в частности, модальности, а также в рамках интеграции общего и дополнительного образования.

Технология опыта

В основе моей работы лежит личный опыт, идеи учителей-новаторов, идеи классической и современной педагогики, психологии, языкознания, поэтому его можно определить как репродуктивно - рационализаторский. Считаю, что современный выпускник должен войти в жизнь компетентным, грамотным, и его необходимо научить пользоваться набором «ключей» для самостоятельного получения знаний.

И этого можно достичь, опираясь на эффективные педагогические технологии, основанные на системно-деятельностном подходе, что соответствует требованиям федерального образовательного стандарта ООО.

Мною представлена система работы по созданию условий для формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках иностранного языка посредством инновационных педагогических технологий. Она состоит из нескольких этапов:

1 этапКОНСТАТИРУЮЩИЙ

Диагностика уровня интеллектуального и речевого развития обучающихся, развития критического и творческого мышления, владения навыками исследовательской и проектной деятельности на основе заполнения Карты развития УУД и мониторинг качества образования, полученного на начальном этапе обучении.

2 этап - ФОРМИРУЮЩИЙ

Апробация и внедрение эффективных педагогических технологий в процесс обучения иностранным языкам, в ходе которого формируются основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, с учётом возрастных периодов формирования основ рефлексии, путей развития познавательных стратегий.

3 этап - КОНТРОЛЬНЫЙ

Саморазвитие и самореализация личности (динамика качества знаний обучающихся, участие в школьных, муниципальных, региональных конкурсах творческих и исследовательских, проектных работ, итоговая диагностика на основе заполнения Карты развития УУД).

4 этап – АНАЛИЗ, РЕФЛЕКСИЯ

Такая поэтапная система действий позволяет интегрировать элементы разных педагогических технологий, ориентируясь на возрастную оптимизацию детей и пути развития познавательных стратегий, и готовит детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других, исследовать и проектировать результаты своей деятельности. Обучение происходит в системе от простого к сложному с сохранением навыков овладения данными технологиями.

Так, например, овладев технологией составления КЛАСТЕРА в 5-6 классах, ученик свободно пользуется набором «ключей» этой технологии для получения знаний в старшем звене и на других предметах.

КОНСТАТИРУЮЩИЙ этап – диагностика уровня развития интеллектуального и речевого развития обучающихся, развития критического и творческого мышления, владения навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности проводилась психологом на основе заполнения Карты развития УУД. Результаты сопоставления независимых характеристик показывают, что высокий уровень сформированности Личностных УУД у 34%, повышенный у 41%, базовый – у 25%; степень сформированности метапредметных результатов (регулятивных, познавательных и коммуникативных) у 34 % - базовый уровень, повышенный уровень у 41%, высокий у 25%.

Изучив все результаты, я поставила перед собой следующие задачи:

- создать оптимальные условия для сближения обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия на разных этапах обучения;

-вовлечь обучающихся в проектную деятельность и обучить необходимым умениям и навыкам;

- научить критически осмысливать получаемую в процессе обучения и жизненного опыта информацию, обобщать, проводить рефлексию своей деятельности;

- сформировать умения самостоятельно принимать решения и находить выходы для решения проблемной ситуации;

-сориентировать обучающихся на социализацию.

ФОРМИРУЮЩИЙ этап – это реализация моей педагогической системы - подбор эффективных форм организации и разработка педагогической стратегии, т.е. наполнение педагогической деятельности конкретным материалом, выстраиванием отдельных элементов в четкую, логическую целенаправленную систему.

Результативность педагогической системы

КОНТРОЛЬНЫЙ этап - Саморазвитие и самореализация личности

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности посредством инновационных технологий позволила достичь положительных результатов в обучении ИЯ.

Основанием для этого являются:

Положительная динамика результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов: с 50% до 82%

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной-исследовательской и проектной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Успех – самый лучший воспитатель, т.к. он дает ребенку уверенность в собственных силах и самом себе.

Таким образом, работа по реализации междисциплинарной программы «Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности» на уроках иностранного языка посредством инновационных педагогических технологий с учётом возрастной оптимизации детей, психологических основ, лежащих в основе развития познавательных стратегий, учёта индивидуального стиля учебной деятельности. В частности, модальности, а также в рамках интеграции общего и дополнительного образования оказалась эффективной, о чем свидетельствуют данные контрольного этапа.

Анализ, рефлексия

В результате специально организованного обучения подтвердилась идея опыта о необходимости совершенствования учебного процесса через реализацию деятельностного подхода в рамках новых образовательных стандартов с целью формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности посредством эффективных педагогических технологий с учётом возрастной оптимизации детей, выявления индивидуальных познавательных стратегий, учёта индивидуального стиля учебной деятельности, в частности, модальности, а также в рамках интеграции общего и дополнительного образования..

Очень важным своим достижением считаю создание системы работы, благодаря которой мои ученики добиваются максимально предельных результатов не только в учёбе, но и в жизни, приобретают опыт решения значимых, практико-ориентированных задач.

А это и есть ответ на вопрос, который способствовал возникновению и становлению опыта: для чего необходима реализация междисциплинарной программы «Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности» на всех учебных предметах: для того, чтобы школьники овладели управлением своей жизнью, что невозможно без умения элементарно проектировать своё будущее и исследовать обстоятельства своего настоящего.

Адресная направленность

Опыт по применению инновационных педагогических технологий, способствующих формированию основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, в системе деятельностного подхода приемлем для творчески работающих учителей, имеющих определенный опыт педагогической практики. Он может быть использован на различных уроках и на разных этапах обучения, а также во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования.

 

Использованные источники:

Акимова М.К. Психологические особенности индивидуальности школьников.

Андреев В.И., Якиманская И.С., Хуторской А.В., Селевко Г.К. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков как инструментария учебного процесса.

Бим И.Л., Палаева Л.И., Полат Е.С. и др. Опыт применения метода проектов при обучении иностранному языку

Галеева Н.Л. 100 примеров для учебного успеха ученика на уроках биологии.

Джеймс В. Ключи глазного доступа

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке

Киселёв И.Д., Барбитова И.Д. Применение в современной отечественной педагогике технологии нейро-лингвистического программирования

Леонтьев А.Н. Деятельность. Познание. Личность.

Лернер И. Я. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования

Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Модель Т.О.Т.Е.

Немов Р.С. Психология

Плигин А.А. Технология развития познавательных стратегий

Подласого И. П., Колина К.К. Опыт работы по проблеме внедрения инновационных технологий

 Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя

Епифанцева С. Диагностика доминирующей перцептивной модальности

Норман Б.Ю. Основы психолингвистики: курс лекций

Игнатова О.А. Учёт психологических особенностей учащихся на уроке английского языка

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.