Научная статья: «Интеграция на уроках литературы»
ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Одним из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, является литература, она связана с целым рядом других учебных дисциплин: с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой. Взаимосвязи литературы с другими учебными предметами обогащает и углубляет литературные знания обучающихся, благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин. Стремление к эффективности учебного процесса заставляет педагога преодолевать случайность в установлении межпредметных связей, предпочитая ей, систематическое использование таких сведений и фактов из других дисциплин, включение которых в уроки литературы благотворно сказывается на литературном образовании школьников. Посредством установления личных контактов с преподавателями других дисциплин, также изучив программы и учебники по этим предметам, словесник сможет добиться планомерности и гибкости в решении проблемы интегрированных уроков.
Д.Н. Ушаков под словом «интеграция» понимает (лат. integratio) объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития[1]. Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для учащихся. Обучающиеся более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность. Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками, своего рода научная деятельность и роль исследователей выполняют ученики.
Интегрированные уроки раскрывают творческие возможности педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом. Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика.
В нашей работе мы рассмотрели интегрированный урок литературы и истории на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». На первый взгляд, это произведение не вызывает никаких затруднений ни у обучающихся, ни у педагога, но кажущаяся простота материала ведет очень часто к поверхностному восприятию и не оставляет глубокого следа в душе ребят. Учащиеся учат наизусть стихотворение, не воспринимая величайшее деяние русского народа в Отечественную войну 1812 года − как необходимую часть духовного наследия, и со временем это стихотворение постепенно стирается из памяти. Основной причиной этого − неверно выбранная точка восприятия стихотворения М.Ю. Лермонтова, мы предлагаем следующую систему уроков, в которой акцентируются внимание на интегрирование уроков литературы и истории:
«Недаром помнит вся Россия…» Знакомство с исторической основой стихотворения М.Ю. Лермонтова; Отечественная война 1812 года в русской поэзии.
«Могучее, лихое племя…» Образ рассказчика; идея национального единства, самоотверженного служения Отечеству — центральная идея стихотворения «Бородино».
«Вам не видать таких сражений!» Мастерство Лермонтова − баталиста; «Бородино» и Бородино в Великой Отечественной войне[2].
Прежде чем начать изучение нового материала необходимо заранее дать домашнее задание учащимся. Прочитать стихотворение, проработать сноски в тексте, относящиеся к устаревшим словам. Для создания историко − культурного фона, необходимо дать нескольким сильным учащимся — подготовить ряд коротких сообщений, можно даже с презентацией о еще неизвестных героях Бородинского сражения.
К примеру, о Ермолове, Платове, Багратионе, Кутайсове, Раевском и других. Информация, которую подготовят дети, пригодится в дальнейшем, так как с Раевским ребята столкнутся при изучении биографии Пушкина, без имени Ермолова не обойтись при изучении биографии А.С. Грибоедова и т.д. Будет целесообразно дать некоторым ученикам выучить отрывки стихотворений, посвященных войне 1812 года. Например, стихотворение В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов», «Поминки по Бородинской битве» П. А. Вяземского, «Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою», «Стихи генералу Раевскому» Ф. Н. Глинки.
На вступительном этапе, до чтения стихотворения необходимо объяснить незнакомые понятия, иначе обилие незнакомых слов будет препятствовать художественному восприятию стихотворения. Выяснить значение слов, к примеру, Отечество, попытаться дать определение без словарей. Задав основной вопрос: «Что значит определение Отечественная война?» Предполагаемый ответ учеников должен состоять из следующего: «Отечественная образовано от существительного Отечество, то есть Родина». Необходимо подобрать родственное слово отец, и придут к выводу, что Отечество — это земля, родина отцов. Для того чтобы проверить сказанное, необходимо обратиться к толковому словарю Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949−1992. Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003, также можно обратиться к этимологическому словарю Фасмера.
Для создания в сознании учащихся четкого и ясного образа изучаемого явления на уроке необходимо использовать наглядные пособия. В этом нам помогут альбомы «1812 год. Бородинская панорама» и «Недаром помнит вся Россия». Отечественная война 1812 года»: в них, помимо фрагментов творения Ф. Рубо, репродукции картин других художников, запечатлевших эпизоды бородинского сражения и другие события Отечественной войны, содержатся портреты героев войны работы Джорджа Доу. Иллюстрированная книга «Бородино», 1812, составители Б.С. Абалихин, П.П. Богданов, В.П. Бучнева и др. (М., 1989). Все эти иллюстрации можно сопроводить презентацией.
Следующий этап урока знакомство с героями войны 1812 года, начать которую можно с отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Полководец» до слов «Главою лавровой…». Рассказ о героях можно построить в виде комментария к отрывкам из стихотворения В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов». Ученик читает отрывок, относящийся к тому или иному полководцу. Дополняя и расширяя его сведения биографического характера. Заинтересует обучающихся и рассказ учителя о поэтах — участниках войны 1812 года и Бородинского сражения: Денисе Давыдове, Федоре Глинке, — и чтение отрывков из их стихотворений, посвященных Бородину. Готовя учащихся к чтению этих стихотворений, необходимо добиться торжественного звучания, оттенить восторженность, упоенность происходящим авторов — участников войны 1812 года.
После прочтения стихотворения с учащимися необходимо провести беседу, ведь знакомство с этим произведениями не должно иметь чисто информативного характера. Будет полезным задать детям вопросы, возникающие при чтении стихов и рассказов о героях − военачальниках (вопросы можно заранее записать на доске или с помощью ТСО). Например:
1.Кто, по мнению авторов, одержал победу при Бородине?
2.Можно ли, судя по прочитанным произведениям, утверждать, что война 1812 года была Отечественной?
3. Какой предстает перед нами война 1812 года, какие чувства стремятся передать авторы стихотворений? Ответы на вышеперечисленные вопросы предполагают помощь учителя.
Успех изучения этого произведения в первую очередь определяется тем, насколько качественно оно будет прочитано в классе. Стихотворение обязательно должен прочитать учитель или включить аудиозапись в исполнении, какого – либо актера. Весьма важно при работе над образом героя – рассказчика определить его военную специальность. Очень важно обратить внимание детей на форму рассказа «дяди».
Завершая уроки по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино», важно подчеркнуть непреходящее значение, как исторического события, так и шедевра русской поэзии и сказать о том, что в 1941 году на Бородинском поле насмерть стояли советские солдаты, защищая столицу от новоявленных завоевателей, и не посрамили памяти своих братьев 1812 года…
Интегрированные уроки литературы в школе способствует совершенствованию знаний и умений учащихся, ведет их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. — М, 1935-1940.
2. Колокольцева Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. — М.: Просвещение, 1990.