Формирование положительной мотивации к обучению в ДШИ у детей младшего школьного возраста

1
0
Материал опубликован 8 December 2021


Киселева Ю.А., преподаватель

МБУ ДО ДШИ №7, г. Ульяновск


«Формирование положительной мотивации к обучению

в ДШИ у детей младшего школьного возраста»


Аннотация. В статье рассматривается один из самых актуальных вопросов современной педагогики: как же сформировать у ребенка желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника младшего школьного возраста в ДШИ?


В педагогике обучения и воспитания есть много сложных актуальных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования и побуждения положительной мотивации учения, т.е. того, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться от него желаемого поведения, как заинтересовать и привлечь его в процесс обучения. В определенном смысле, это проблема проблем, средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.

Стимулы в педагогическом процессе определяются как специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития личности.

Можно уверенно сказать, что разработка методов положительного подкрепления является одной из важных задач нашей сегодняшней педагогики.

Только та информация, которая как-то созвучна потребностям учащегося, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Поэтому преподавателю очень важно знать потребности его учащихся, форму этих потребностей в настоящее время, будущие потребности, которые могут возникнуть у детей.

Хочется подчеркнуть, что, работа с детьми, например, младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка, но в тоже время побуждать интерес к обучению как к увлекательной игре.

В работе преподавателя, создание стимулирующей среды развивает инициативу, творчество воспитанников, создает условия для реализации индивидуальных возможностей учащихся, способствует организации атмосферы доброжелательности и защищенности.

Только совокупное, последовательное и грамотное использование всех методов и средств развития положительной мотивации учения у учащихся ДШИ приведут преподавателя к поставленной цели, помогут достичь отличных результатов и поставленных преподавателем целей и задач.


Способы, средства и методы развития мотивации

учения у учащихся младшего школьного возраста в ДШИ

(предмет «Музыка и окружающий мир»)

В наше время очень важно уделять внимание каждому конкретному ребенку и формированию его творческой личности. Предметы искусства побуждают ребенка к активации учебной и творческой деятельности, формируют у него устойчивое эмоционально-эстетическое отношение к действительности.

На всех возрастных этапах искусство выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в процессе которой происходит эмоционально-ценностное самоопределение индивида. Музыкальное воспитание должно строиться на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей.

Урок по предмету «Музыка и окружающий мир», прежде всего урок общения с искусством. Музыка - это едва ли не первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком. С первых уроков он сразу начинает разделять музыку на ту, которая ему нравится, и которая не нравится. Музыка оказывает сильное воздействие на его настроение и поведение, на его вкус, психику. У ребенка появляется возможность начать свой жизненный путь с познания великого музыкального искусства, но все это возможно опираясь на активное, творчески-личностное восприятие музыки, проявляющееся на уроках в разнообразных видах деятельности. Зерном одаренности, являются познавательные потребности «Я хочу это знать, мне интересно это узнать, я стремлюсь это узнать».

Именно музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения преподавателя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации урока. Урок строится на особенностях закономерности самой музыки. В нем обязательно есть свое ядро, свое развитие, своя кульминация, подход к ней, заключение.

В целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства. На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. Здесь сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений преподавателя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива самих учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке.
     Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях теоретического цикла (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не позволяют формировать активно-познавательную позицию учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. В связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности - это мощный стимул для получения знаний.

Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки - игры и т.д. Одна из задач таких уроков - создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения.     Как показал опыт, игра на занятиях значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки.

     Но не следует забывать, что игра, это вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная, требующая полного соучастия учащихся деятельность. Конечно, шутка, юмор, улыбка вполне естественны для творческой атмосферы урока. Однако многое шутливое в музыке в соответствии с характером учебных, дидактических задач может потребовать от учащихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в музыку, умения дать глубокую и убедительную характеристику, активного размышления о ней. Музыкальная игра - серьезная деятельность: и по характеру задач и результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности ребенка.

 Изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности учащегося. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.

Взаимодействие ребенка и преподавателя, ребенка и его сверстников также способствует формированию учебной мотивации. В младших классах существует тесная связь между особенностями общения младших школьников с преподавателем и формированием у них мотивов учения. Положительное отношение, доверие к учителю вызывает желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива учения.

Рассмотрим, также некоторые средства позволяющие стимулировать развитие положительной мотивации учения. Например, для повышения мотивации обучению в ДШИ возможно использование так называемых «договоров» между преподавателем и учащимся.  В таком добровольном договоре соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Договоры, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.

Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учащихся к конкретному произведению. Общеизвестно стимулирующие влияние наглядности, которая повышает интерес учащихся к изучаемым произведениям, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Например, при изучении пьесы П. Чайковского «Баба-Яга» учащимся младших классов не сложно будет представить образ Бабы Яги и перенести его в исполнение в произведение, так как этот образ широко известен и часто используется в русском фольклоре. А, например, при изучении пьес «Времена года» учащимся не составит труда наглядно представить образы созданные композитором в этих произведениях, так как в старших классах учащиеся имеют набор базовых знаний по истории, литературе и другие.

Неизменно воодушевляет учащихся введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если младшие школьники обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. Например, предложение представить произведение в виде сказочной истории и постараться передать эту истории слушателям.

Также в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением.

Одним из методов эмоционального стимулирования можно назвать метод стимулирования занимательностью – введение в образовательный процесс занимательных примеров, опытов. Часто детям поручают самостоятельно подбирать такие примеры.

В роли методов, стимулирующих интерес к учению, выступает и метод занимательных аналогий. Эмоциональные переживания вызываются созданием эффекта удивления. Необычность приводимого факта, парадоксального опыта, все это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания детей.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе занятия большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи преподавателя. Как показывает практика, создание на уроках ситуаций занимательности должны вызывать радость узнавания не побочных деталей, а основных идей изучаемого произведения. Эмоции должны вводить учащегося в проблему, а не уводить от неё – в этом отличие подлинных познавательных эмоций, от эмоций развлекательного, побочного характера.

Основным источником интереса к учебной деятельности является её содержание. Однако имеются и некоторые специальные методы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения: методы создания ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания произведения к реальным событиям и образам.

Одним из действенных методов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи.

Помимо стимулирования учащихся, внедрение современных технологий обучения также способствует повышению мотивации к учению, помогают формировать функциональную грамотность учащихся и ключевых компетенций. Использование  мультимедийных  презентаций, разработанных к изучаемым темам, использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер; информация, представленная на компьютерных дисках, позволяющая проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве, на уроках «Музыка и окружающий мир», как средство создания ситуации занимательности, повышения интереса учащихся к учебной деятельности. 

Информационно – коммуникативные технологии сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников: телевизионное изображение, анимация, графика, звук. Грамотное использование компьютера помогает решить: дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные преподавание предметов, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету «Музыка и окружающий мир».

Важно отметить, что фрагменты уроков, на которых используются  мультимедийные  презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря  мультимедийным  пособиям, учащиеся отличаются высокой активностью на уроках  (высказывают своё мнение,  размышляют, рассуждают).   Демонстрационный  зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их  восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной  фотографией. В своей работе я широко использую работу с интернетом, ребята с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с поиском учебного материала в Интернете.

Наиболее продуктивным можно считать технологии, основанные на личностно-ориентированном обучении. Современный преподаватель – образованный человек с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Поэтому его задачи стали иными – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Преподаватель – организатор получения информации. Чтобы информация стала знанием, надо пропустить ее через собственный опыт. Новый подход к понятию образования: собственный опыт – самостоятельное решение – развитие личности.

Практика показывает, что в детских школах искусств обучаются дети разных уровней подготовки: отличники, принимающие участия в конкурсах разных уровней, дети среднего уровня подготовки, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу различных причин. Поэтому необходимо внедрение в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий, которые позволили бы отказаться от уравнивания всех учащихся и создание условий для успешного обучения каждого ребенка.

Немаловажным фактором, способствующим развитию у учащихся положительной мотивации к обучению, является взаимодействие учащегося с родителями и взаимодействие преподавателей между собой.

Для более эффективной работы необходимо поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребенка и по возможности создать прочные партнерские отношения в команде «преподаватель – родитель – учащийся».

В процессе учебы, для детей младшего возраста, пока у них не сформирована произвольность поведения, важно, чтобы родители контролировали процесс обучения, учитывали индивидуальные особенности ребенка (когда ему лучше сесть за занятие, какие пьесы учить в первую очередь, когда делать паузы). Присутствие на уроках родителей на начальном этапе обучения может помочь ребенку при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу становления музыканта, родители, как правило, больше заинтересовываются обучением ребенка и побуждают юного музыканта заниматься усерднее.

Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации. Важным фактором развития мотивации к обучению со стороны родителя является поощрение и похвала.

В деле повышения учебной мотивации к обучению учащегося младшего школьного возраста в ДШИ очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Необходимо использование системы контроль – помощь, а не контроль-давление. Творческое состояние учащихся необходимо поддерживать, и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением преподавателя и учащихся.








Список используемой литературы

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М: Просвещение 1981.

Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. - №2.

Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте: Возрастная и педагогическая психология. М., 1973.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 2004.

Иванова М. В. Влияние мотивации учения на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста [Текст] / М. В. Иванова // Молодой ученый. — 2014. — №6.

Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников. - М., 1983.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. - М., 1983.

Осовицкая З. Е. В мире музыки / З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова. – М., 1996.

Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997.

Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. М.,2000.

5



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации