Формирование положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности
Выступление по теме «Формирование положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности».
Подготовила воспитатель Миронова Е.Р.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
В.А. Сухомлинский
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
(Глава 7. Статья 64 «Дошкольное образование») рассматривается проблема развития у детей старшего дошкольного возраста навыков учебной деятельности.
«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности…
… Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования…»
Актуальность.
Тема формирования положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности» имеет социальную и практическую значимостью.
Нам педагогам важно в своем детском саду создать условия и мы их создали, постоянно обновляем, условия для познавательного развития ребенка через самостоятельное добывание и применение знаний об окружающем мире, чтобы развивать «…интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию» для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из направлений содержания образовательной области «Познавательное развитие», является - развитие познавательно -исследовательской
деятельности «Экспериментирование».
В целевых ориентирах к выпускнику детского сада выделены следующие личностные качества:
«Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Ребенок рвётся исследовать окружающее пространство, чтобы приобщиться к миру взрослых.
Если мотивировать ребёнка к познанию, то познавательный интерес со временем трансформируется в познавательную активность и станет его личностным качеством.
Равно также, как если его познавательный интерес не находит нужной поддержки со стороны взрослого, то со временем он угасает.
И чтобы этого не случилось, в нашей старшей разновозрастной группе созданы условия, для удовлетворения любознательности, дети имеют возможность почувствовать первооткрывателями, исследователями, что способствует формированию познавательно исследовательской деятельности.
Формы осуществления познавательно-исследовательской
деятельность с дошкольниками.
1. НОД.
2. В совместной деятельности взрослого и детей, а также ребенка со сверстником в режимных моментах.
3. В самостоятельной деятельности детей (работа в центре экспериментирования).
В группе организовала необходимую для проведения исследований «мини-лабораторию» - центр экспериментирования, с разнообразным материалом.
схемами, алгоритмами экспериментов и т.д.
С детьми проводим игры-эксперименты: «Воздух-невидимка», «Загадочный магнит», «Дружба красок»
«Ветерок-художник»
«Цветные льдинки»
Провожу с детьми эксперименты и наблюдения не только в группе, но и на прогулке: «Снежинки-пушинки»
«На ладошке тает снег?»
Каждый год создаем в группе с детьми «Огород на окне».
Проводим наблюдения, зарисовки, опыты, выращиваем овощи: огурцы и помидоры, горох, зелень в горшках, потом проводим их дегустацию; выращиваем рассаду.
Весной высаживаем всходы на участок детского сада, где организовали огород Копатыча.
Совместно высаживаем рассаду, ухаживаем и собираем урожай.
Познавательно-исследовательская деятельность не может быть без наблюдений. Работая над проектом «Покормите птиц зимой» ежедневно наблюдали за птицами и не только в детском саду, но и дома, где приобщали к совместной деятельности и родителей.
Дети приносили фотографии своих наблюдений за пернатыми. Результатом проекта было наше участие в конкурсе Л.С.Выготского в 2018 году. Где мы представили разработанный и реализованный проект по теме «Покормите птиц зимой» и сняли видеоролик интеллектуальной игры по типу «Что? Где? Когда?» «Знатоки зимующих птиц»
Хочется сказать о мини-музее – это доступный вид организации совместной деятельности педагога и дошкольников в познавательно- исследовательском процессе. Знакомя детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни, мы с детьми создали в группе мини-музей «Воздух - невидимка».Был у нас и «Мини-музей хлеба», «Мини-музей овощей».
Коллекционирование - доступный детям вид исследования и в совместной, и в самостоятельной деятельности, и на занятиях, который учитывает индивидуальные интересы детей и удовлетворяет потребности в «собирательстве сокровищ»
Это и коллекция семян в проекте «Огород на окне», коллекция ракушек различных форм.
И коллекция динозавров, диких и домашних животных, животных жарких стран, которые используются в мини-макетах для игр.
Дети приносят из дома свои коллекции:
коллекция маленьких машин для игр по ПДД (это и куколки, и мелкие игрушки от киндер сюрпризов)
Коллекционирование способствует развитию познавательных способностей, активности, наблюдательности, исследовательских качеств детей. У детей проявляется выраженная познавательная потребность и, как следствие, возрастает мотивация к обучению, к познанию нового и интересного.
Наши работа с детьми направлена на достижение определенных результатов не только на уровне нашего детского сада, но еще мы принимали и стремимся принимать участие в конкурсах с неплохими результатами:
2010 г. Участники краевого этапа конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
2012 г. Диплом лауреата 3 Всероссийского конкурса детских исследовательских работ «Мои первые открытия»
2015 г. Диплом за 1 место в конкурсе «Птицы на кормушках» окружной экологической акции «Сохраним мир птиц!»
2018 г. Участники конкурса имени Л.С.Выготского 2018 с проектом и Видеороликом «Знатоки зимующих птиц»
Сотрудничество с родителями:
Привлекаем родителей к изготовлению поделок для познавательно-исследовательских проектов «Огород на окне»
«Покормите птиц зимой» обеспечили нас большим количеством разнообразных кормушек .
Совместно с детьми родители участвуют в различных исследовательских проектах (н-р, распространяли листовка в проходившей акции «Покормите птиц зимой!», приносят (по необходимости) различные материалы для мини – музеев, лаборатории.
Проводим консультации для родителей, предлагаем стендовую информацию, папки – передвижки «Занимательные опыты на кухне».
Познавательно – исследовательская деятельность является средством развития познавательной активности дошкольников. Детям присущи инициативность, любознательность, самостоятельность, успешность, они гораздо легче и успешнее адаптируются к школе и к учебной деятельности.