Формирование положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности

7
0
Материал опубликован 8 December 2019 в группе

Выступление по теме «Формирование положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности».

                                                                             Подготовила воспитатель Миронова Е.Р.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

                                                                                                             В.А. Сухомлинский


В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»

(Глава 7. Статья 64 «Дошкольное образование») рассматривается проблема развития у детей старшего дошкольного возраста навыков учебной деятельности.

«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности…

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования…»


Актуальность.

Тема формирования положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности» имеет социальную и практическую значимостью.

Нам педагогам важно в своем детском саду создать условия и мы их создали, постоянно обновляем, условия для познавательного развития ребенка через самостоятельное добывание и применение знаний об окружающем мире, чтобы развивать «…интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию» для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из направлений содержания образовательной области «Познавательное развитие», является - развитие познавательно -исследовательской 

деятельности «Экспериментирование».

В целевых ориентирах к выпускнику детского сада выделены следующие личностные качества:


«Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Ребенок рвётся исследовать окружающее пространство, чтобы приобщиться к миру взрослых.

Если мотивировать ребёнка к познанию, то познавательный интерес со временем трансформируется в познавательную активность и станет его личностным качеством.

Равно также, как если его познавательный интерес не находит нужной поддержки со стороны взрослого, то со временем он угасает.


И чтобы этого не случилось, в нашей старшей разновозрастной группе созданы условия, для удовлетворения любознательности, дети имеют возможность почувствовать первооткрывателями, исследователями, что способствует формированию познавательно исследовательской деятельности.

Формы осуществления познавательно-исследовательской

деятельность с дошкольниками.

1. НОД.

2. В совместной деятельности взрослого и детей, а также ребенка со сверстником в режимных моментах.

3. В самостоятельной деятельности детей (работа в центре экспериментирования).

В группе организовала необходимую для проведения исследований «мини-лабораторию» - центр экспериментирования, с разнообразным материалом.

t1575784350aa.png

t1575784350ab.jpg

схемами, алгоритмами экспериментов и т.д.

t1575784350ac.jpgt1575784350ad.jpg

С детьми проводим игры-эксперименты: «Воздух-невидимка», «Загадочный магнит», «Дружба красок»

t1575784350ae.pngt1575784350af.jpg

«Ветерок-художник»

t1575784350ag.png

«Цветные льдинки»

t1575784350ah.jpgt1575784350ai.jpg

Провожу с детьми эксперименты и наблюдения не только в группе, но и на прогулке: «Снежинки-пушинки»

t1575784350aj.jpgt1575784350ak.png

«На ладошке тает снег?»

t1575784350al.pngt1575784350am.jpg

Каждый год создаем в группе с детьми «Огород на окне».

t1575784350an.jpgt1575784350ao.jpg

t1575784350ap.jpgt1575784350aq.jpg

Проводим наблюдения, зарисовки, опыты, выращиваем овощи: огурцы и помидоры, горох, зелень в горшках, потом проводим их дегустацию; выращиваем рассаду.

t1575784350ar.jpgt1575784350as.jpg

t1575784350at.jpgt1575784350au.png

Весной высаживаем всходы на участок детского сада, где организовали огород Копатыча.

t1575784350av.jpg

Совместно высаживаем рассаду, ухаживаем и собираем урожай.

t1575784350aw.jpgt1575784350ax.jpg

t1575784350ay.jpgt1575784350az.jpg

Познавательно-исследовательская деятельность не может быть без наблюдений. Работая над проектом «Покормите птиц зимой» ежедневно наблюдали за птицами и не только в детском саду, но и дома, где приобщали к совместной деятельности и родителей.

t1575784350ba.jpgt1575784350bb.png



t1575784350bc.gift1575784350bd.gif

Дети приносили фотографии своих наблюдений за пернатыми. Результатом проекта было наше участие в конкурсе Л.С.Выготского в 2018 году. Где мы представили разработанный и реализованный проект по теме «Покормите птиц зимой» и сняли видеоролик интеллектуальной игры по типу «Что? Где? Когда?» «Знатоки зимующих птиц»

Хочется сказать о мини-музее – это доступный вид организации совместной деятельности педагога и дошкольников в познавательно- исследовательском процессе. Знакомя детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни, мы с детьми создали в группе мини-музей «Воздух - невидимка».Был у нас и «Мини-музей хлеба», «Мини-музей овощей».

t1575784350be.jpgt1575784350bf.jpg

t1575784350bg.jpg

Коллекционирование - доступный детям вид исследования и в совместной, и в самостоятельной деятельности, и на занятиях, который учитывает индивидуальные интересы детей и удовлетворяет потребности в «собирательстве сокровищ»

Это и коллекция семян в проекте «Огород на окне», коллекция ракушек различных форм.

t1575784350bh.jpgt1575784350bi.jpg

И коллекция динозавров, диких и домашних животных, животных жарких стран, которые используются в мини-макетах для игр.

t1575784350bj.jpgt1575784350bk.jpg

t1575784350bl.png

Дети приносят из дома свои коллекции:

коллекция маленьких машин для игр по ПДД (это и куколки, и мелкие игрушки от киндер сюрпризов)

t1575784350bm.jpgt1575784350bn.png

Коллекционирование способствует развитию познавательных способностей, активности, наблюдательности, исследовательских качеств детей. У детей проявляется выраженная познавательная потребность и, как следствие, возрастает мотивация к обучению, к познанию нового и интересного.

Наши работа с детьми направлена на достижение определенных результатов не только на уровне нашего детского сада, но еще мы принимали и стремимся принимать участие в конкурсах с неплохими результатами:

2010 г. Участники краевого этапа конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».

t1575784350bo.jpg

2012 г. Диплом лауреата 3 Всероссийского конкурса детских исследовательских работ «Мои первые открытия»

t1575784350bp.png

2015 г. Диплом за 1 место в конкурсе «Птицы на кормушках» окружной экологической акции «Сохраним мир птиц!»

t1575784350bq.png

2018 г. Участники конкурса имени Л.С.Выготского 2018 с проектом и Видеороликом «Знатоки зимующих птиц»

t1575784350br.png

Сотрудничество с родителями:

Привлекаем родителей к изготовлению поделок для познавательно-исследовательских проектов «Огород на окне»

t1575784350bs.jpg t1575784350bt.jpg

«Покормите птиц зимой» обеспечили нас большим количеством разнообразных кормушек .

t1575784350bu.jpg

Совместно с детьми родители участвуют в различных исследовательских проектах (н-р, распространяли листовка в проходившей акции «Покормите птиц зимой!», приносят (по необходимости) различные материалы для мини – музеев, лаборатории.

Проводим консультации для родителей, предлагаем стендовую информацию, папки – передвижки «Занимательные опыты на кухне».

Познавательно – исследовательская деятельность является средством развития познавательной активности дошкольников. Детям присущи инициативность, любознательность, самостоятельность, успешность, они гораздо легче и успешнее адаптируются к школе и к учебной деятельности.














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации