Статья «Межпредметные связи как важное условие комплексного подхода в обучении»
Межпредметные связи как важное условие комплексного подхода в обучении.
Согласно современным тенденциям развития содержания образования одно из направлений его модернизации - интеграция ряда учебных дисциплин и попытка поиска единства различных компонентов образования.
Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Связь между ними - это отражение интеграции между соответствующими науками, каждая из которых в своей области изучает единый объективно существующий материальный мир.
Взаимосвязь между школьными дисциплинами имеет принципиальное значение и состоит в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью гармоничного развития мышления учащихся.
Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
Вопросу об определении МПС посвящено много работ, однако, в настоящее время не существует единой точки зрения на определение межпредметных связей. В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.
Одни авторы сопоставляют МПС с содержанием обучения, другие рассматривают их как «дидактическое условие», третьи как «принцип обучения».
Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
Межпредметные связи — это составной компонент, требующий соблюдения принципов научности, систематичности, сознательности. Именно в роли самостоятельного принципа идея межпредметных связей выполняет свою организующую роль: влияет на построение программ, структуру учебного материала, учебников, на отбор методов и форм обучения.
Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Систематическое использование межпредметных связей создает возможности широко пользоваться дидактическими материалами и средствами наглядности (учебниками, таблицами, приборами, картами, диафильмами, кинофильмами), относящимися к одному учебному предмету, при изучении других дисциплин. В организации обучения возникает потребность в комплексных формах - обобщающих уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях, имеющих межпредметное содержание. Такие формы требуют координации деятельности учителей, изучения учебных программ по родственным предметам, взаимопосещения уроков.
Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей:
I (начальный, или подготовительный) - приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе, и
II (основной) - представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе.
Суть этих этапов заключается в следующем:
I этап обеспечивает общую ориентацию учащихся в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учебной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале ее изучения ведется работа, которая подводит учащихся к осознанию интегративного характера содержания темы, к необходимости при раскрытии ее ведущих положений использовать знания из других предметов, а также к пониманию того, как должна быть организована для этого работа. В результате учитель вместе с учениками определяет перспективный план изучения темы на широкой межпредметной основе.
На II этапе, в соответствии с разработанным учителем совместно с учащимися планом изучения темы, строится следующий, основной этап по непосредственному раскрытию ведущих положений темы. Построение учебного процесса ставит учителя перед необходимостью все более проникать в содержание ведущих идей других учебных предметов, обуславливая тем самым все более широкие и глубокие контактные связи между учителями. В результате, работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а приводит к организации межпредметных семинаров, экскурсий, письменных проверочных работ, различных конференций.
Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования.
В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей: сетевое, курсовое, тематическое, поурочное.
Сетевое планирование осуществляется завучем. Имеет форму графика или плана - карты и представляет собой модель учебного процесса, которая отражает содержание, и объем учебной деятельности учащихся в определенные отрезки времени и с учетом межпредметных связей
Курсовое планирование осуществляется учителем. Наличие курсового плана позволяет учителю заранее изучить необходимое для каждой последующей учебной темы содержание смежных курсов, вовремя дать учащимся задания на повторение опорных знаний из других предметов. В нем могут отражаться содержание межпредметных связей, информационный материал из других предметов, которым учащиеся должны владеть, приемы реализации межпредметных связей.
На основе курсового планирования вносится в календарно-тематическое планирование необходимая информация об использовании на уроках межпредметных связей. Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования.
Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей обеспечивает доступность изучаемых учебных предметов, внутреннюю и внешнюю преемственность и логическую последовательность на различных ступенях обучения.
Выявление и последующее осуществление межпредметных связей, необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем, позволяет:
а) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;
б) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью;
в) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися.
Реализация межпредметных связей в процессе обучения способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.