Занятие «Мы-котята» (психологическое занятие-игра с использованием сенсорной комнаты для 4-5 лет)
Тема: « Мы-котята!!!»
(психологическое занятие-игра с использованием сенсорной комнаты)
Возраст: 4-5 лет.
Цель: снижение нервно-психического и эмоционального напряжения у детей.
Задачи:
создание положительного эмоционального настроя,
активизация внимания,
развитие тактильных ощущений, памяти, умения соотносить ощущения с речью.
Место проведения: спортивный зал и сенсорная комната.
Материал: релаксационная музыка (в записи), игрушечный котенок, сухой бассейн, пиктограммы (по количеству детей), пузырьковая колонна, сенсорная тропа, балансировочная дорожка, ребристый мостик, мягкие подушечки, сухой душ.
Организация ритуала начала занятия.
«Приветствие»
Дети здороваются с друг с другом, с педагогом и окружающим миром.
Разминка (проходит в физкультурном зале)
Игра «Найди котенка»
Организация поисковой деятельности детей.
Педагог-психолог: - Сегодня к нам на занятие пришел котенок и спрятался в бассейне. Предлагаю вам найти котенка и придумать ему имя. Дети, зайдя в сухой бассейн ищут игрушку.
Ход занятия.
Упражнение «Как котята»
Педагог-психолог: - Давайте превратимся в котят. Держимся за руки и произносим раз, два, три волшебство произойди. Вот мы и котята. Расскажем, какими мы, котята можем быть (ласковыми, игривыми, царапаться, жалобно мяукать: всё в каких ситуациях? – когда поели и лежат на коленях, когда играют с бантиком на веревочке, когда расстроены или обижены, когда хотят есть или испугались).
Педагог-психолог, включив песенку, предлагает детям выполнять действия в соответствии с текстом, подпевая:
Как котята тихо-тихо,
Парами идем, парами идем,
А теперь в ладоши хлопнем,
Песенку споем. Мяу!
Как котята, тихо-тихо Парами идем, парами идем,
А теперь мы вместе прыгнем,
Мяу-мяу, мы споем,
Как котята тихо-тихо,
Парами идем, парами идем,
А теперь мы дружно топнем,
Песенку споем. Мяу!
Игра «Котята»
Дети-котята ложатся клубочком на ковре, игра сопровождается стихотворением:
На ковре котята спят
Мур-мур! Мур-мур (Дети ложатся на ковер, свернувшись клубочком.)
Просыпаться не хотят!
Мур-мур! Мур-мур!
Они спят спина к спине И мурлыкают во сне:
Мур-мур! Мур-мур!
Вот на спинку все легли
Мур-мур! Мур-мур! (Переворачиваются на спинку и делают вращательные движения руками и ногами)
Расшалились все они
Мур-мур Мур-мур!
Ножки вверх, и все подряд,
Все мурлыкают, шалят.
Мур-мур! Мур-мур!
Прогулка по сенсорной тропе
Педагог-психолог: -А теперь мы с вами пойдем в волшебную комнату, чтобы наловить рыбки для нас и нашего друга, котенка Барсика
(Дети идут по сенсорной тропе, проговаривая свои ощущения, цвет кочек, фактура и т.д.)
Основное содержание (проходит в сенсорной комнате)
Сухой душ
Педагог-психолог:- Ой, мы с Вами, котята, попали под дождь. А котята и кошки очень не любят настоящий дождь, потому что берегут свою красивую шерстку: покажите, как мы будем отряхиваться от дождевых капель, как приглаживать свою шерстку (педагог выполняет движения, и дети выполняют за ним при зажженном верхнем свете под музыку «шум дождя). Но не бойтесь, котята, наш дождь необычный, под ним нельзя намокнуть. Это волшебный, сказочный дождь, он поможет нам стать ещё более быстрыми, наши глазки более зоркими, наше настроение более веселым – (дети играют с ленточками сухого душа, проговариваются свои ощущения, цвет ленточек, и т.д.)
Пузырьковая колонна. (танец рыбок)
(при выключенном верхнем свете)
Педагог-психолог:-Мы, котята, очень любим играть с рыбками, сначала мы любим за нами наблюдать, а потом и поиграем с ними.
-Вот наши рыбки, какого они цвета? (наблюдение за рыбкой определенного цвета). Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет нравиться больше? Приложите ладошки к стеклу. Что они чувствуют? Включаем пузырьки. Какого цвета пузырьки. Какая колонна гладкая или шершавая? (во время наблюдения за рыбками звучит шум волн)
Релаксация.
Педагог-психолог:-Целый день мы играли. Наступает ночь, пора отдохнуть. Вы, маленькие котята, устали, наигрались и хотите спать. Найдите себе удобное место, свернитесь клубочком. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь.
Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, шею, живот, спину, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным.
Дышится легко и свободно.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Дует, дует ветерок (дуть на детей),
Дует, задувает.
Кошки и котята наши отдыхают (гладить)
Наши лапки отдыхают
Спят луга, спят поля, спит и первая роса.
В небе звездочки горят
в речке струйки говорят.
К нам в окно луна глядит
И котяткам спать велит. (Звучит расслабляющая музыка. Психолог сидит между детьми, поглаживая их)
Педагог-психолог: -Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Вы проснулись, развернулись и вновь в деток превратились. Хорошо отдохнули. У вас хорошее, бодрое настроение. Улыбнитесь друг другу:
Тянем, тянем, потягушечки
От носочка до макушечки.
Тянем, тянем тянемся
Маленькими не останемся.
Саморегуляция.
Педагог-психолог:- Котята очень любят гоняться за всем, что летает, движется. Представьте, что вы ловите комарика, поймали комарика - спрячьте его в лапке (педагог все это проделывает сам, показывает движения и говорит, чтобы повторяли за ним).
-Ловим, ловим, поймали, держим. Становится жалко комарика, и его отпускаем. (Повторяют 2-3 раза.)
Рефлексия
Упражнение «Какое у меня сегодня настроение?»
Педагог-психолог:-У котят, как и у людей, может быть разное настроение.
(предлагается подойти к столу и рассмотреть пиктограммы, веселую и грустную)
- Возьмите картинку, которая соответствует вашему настроению.
Ритуал прощания.
Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривают стих.
Отдохнули, поиграли
и совсем мы не устали
скоро мы придем опять,
будем вместе мы играть.
Педагог-психолог: - А теперь давайте расколдуемся, ведь мы все еще котята. Раз, два, три волшебство произойди. (Дети хлопают в ладоши, проговаривают вместе с педагогом)
-А теперь давайте попрощаемся:
До свидания, Матвей!
……......
Список использованной литературы.
Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации.- М.: Издательство АРКТИ, 2010
Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. -М.: «Вако», 2011
Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. –М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)