Методическая разработка занятия «Микроскопическое строение хвои»

17
2
Материал опубликован 15 February 2023 в группе

Занятие « Микроскопическое строение хвои»

Персональный сайт - Занятия «Мир под микроскопом» (ucoz.ru)


Пояснительная записка

Возраст: 9-10лет

Тип занятия – Комплексное

Основой занятия –Лекция, практическая работа с просмотром видеоматериалов.

 Необходимые технические средства и материалы для проведения занятия: Мультимедийный проектор, компьютер, онлайн трансляция видеоматериала с Сайта YouTube

Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический,

 Деятельность воспитанников: фронтальная, парная,

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровье сберегающая.

Основные принципы при проведении занятия:

применение различных форм групповой работы;

не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона занятия;

создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;

уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;

оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;

Цель –создание условий для формирования склонности обучающихся для самостоятельного приобретение недостающих знаний из разных источников эффективного использования ресурсов ДОД в интересах детей.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания о микроскопическом строении растений

-обрабатывать, обобщать и анализировать полученную информацию;

Развивающие:

- развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемую информацию;

формировать эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы, памяти и внимания;

создавать необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого воспитанника жизненной позиции;.

Воспитательные:

- воспитывать ответственного отношения к окружающей среде;

- формировать чувство ответственности за судьбу родного края, развитие культуры в формирование умений, навыков, приёмов исследования условий существования животных;

- развитие чувств коллективизма и коммуникативных навыков в общении.

Структура занятия

Лекция с просмотром видеоматериала

Беседа - рассуждение о новой полученной и увиденной информации

Практическая работа

 Обобщение и закрепление полученных знаний

Проверка новых полученных знаний

Рефлексия и подведение итогов занятия

Ход занятия

Лекция

Сначала рассмотрите срез при малом увеличении. В центральной части листа, окруженной эпидермисом, расположены два проводящих пучка. Мезофилл пронизан смоляными ходами.

Защитный покров состоит из двух слоев клеток-эпидермы  и гиподермы . Эпидерма покрыта толстым слоем кутикулы. Клетки эпидермы в сечении почти квадратной формы. Все стенки сильно утолщены, в углах имеются поровые каналы. Полость клетки округлая. В углублениях на уровне гиподермы расположены устьица, под которыми имеется большая воздушная полость. У старых листьев стенки клеток эпидермы одревесневают. Далее рассмотрите гиподерму. Она состоит из одного, а в углах – из двух-трех слоев клеток с менее утолщенными одревесневшими стенками. Под гиподермой находится мезофилл, состоящий из однородных клеток. Обратите внимание на то, что стенки клеток местами врастают в полость клетки, образуя складки. Это значительно увеличивает площадь прилегающего к стенке слоя цитоплазмы с хлоропластами, а следовательно, и ассимилирующую поверхность. В каждой клетке видно ядро.

Смоляные ходы, пронизывающие складчатую паренхиму, внутри выстланы тонкостенными клетками, выделяющими внутрь смолу, а снаружи имеют обкладку из толстостенных клеток. Межклеточный канал схизогенного происхождения.

Особенно внимательно изучите эндодерму. На радиальных стенках клеток эндодермы имеются одревесневающие утолщения – пятна Каспари.

t1676435615aa.jpgПроводящие пучки коллатерального типа. Ксилемная часть обращена к плоской стороне листа, флоэмная – к выпуклой. Следовательно, плоская сторона хвои является морфологически верхней, а выпуклая – нижней. Между проводящими пучками расположена механическая ткань – склеренхима. Остальное пространство центральной части занято толстостенными паренхимными клетками.

 



Просмотр видеоматериала

Как выглядит разная хвоя под микроскопом



Практическая работа

Задание 1. Наблюдение с применением цифрового микроскопа попе- речного среза листа (иголки) сосны (использование постоянных микро- препаратов).

Рассмотрите срез листа сосны сначала при малом, затем при большом увеличении. Найдите в центральной части листа два проводящих пучка (жилки листа на поперечном разрезе). Мезофилл (мякоть листа, состоящая из хлорофиллоносных клеток) пронизан смоляными ходами. Кожица (эпи- дерма) листа покрыта толстым слоем восковой кутикулы.

Сфотографируйте лист сосны на поперечном срезе, сделайте обозначе- ния: проводящие пучки, мезофилл листа, смоляные ходы, кожица, восковая кутикула.

Задание 2. Изучение с помощью цифрового микроскопа поперечного среза стебля сосны с использованием постоянных микропрепаратов.

Рассмотрите поперечный стебель сосны сначала при малом, затем при большом увеличении.

В центре стебля находится небольшой участок тонкостенных округлых клеток. Это сердцевина стебля. К периферии от нее располагаются годичные кольца древесины. По проводящим тканям древесины осуществляется восоходящий ток ˗ передвижение воды с растворенными веществами от корня к листьям. В древесине находятся смоляные ходы.

В древесине также обнаруживаются радиальные полоски – сердцевинные лучи. По ним осуществляется передвижение веществ в горизонтальном направлении.

К периферии от древесины располагается кольцо камбия. Камбий это образовательная ткань. Благодаря действию камбия стебель растет в толщину. За камбием расположена вторичная кора. По проводящим тканям вторичной коры происходит нисходящийток органических веществ от листьев к корням. Во вторичной коре, как и в древесине, имеются смоляные ходы.

Снаружи стебель покрыт пробкой.

Сфотографируйте стебель сосны на поперечном среде, на фото укажите: древесину, смоляные ходы, вторичную кору, сердцевинные лучи, пробку.

Задание 3. Выводы по результатам наблюдений.

Индивидуальные сообщения воспитанников с просмотром видеоматериалов по теме:

Обобщение и систематизация информации

Что мы узнали нового по изученной теме:

Тест по разделу 3 «Растения и микроскоп»

1.Для изучения под цифровым микроскопом готового препарата водоросли спирогиры используется

Выберите один ответ:

а. верхняя подвеска

б. нижняя подвеска

2.Движение хлоропластов можно наблюдать в клетках листьев растения

Выберите один ответ:

а. картофеля

б. валлиснерии

с. герани

3.Крахмальные зерна можно наблюдать

Выберите один ответ:

a.в мякоти клубня картофеля

b.в листе герани

c.в плоде томата

4.Пыльцу растений следует изучать под цифровым микроскопом с использованием

Выберите один ответ:

a.верхней подсветки

b.нижней подсветки

5.Плоды (соплодия) репейника цепляются за шерсть животных с помощью

Выберите один ответ:

a.шипов

b.клейкого вещества

c.крючочков

6.Под микроскопом на поперечном срезе стебля хорошо видны элементы,  по которым от корней к листьям проводится вода с минеральными солями, это

Выберите один ответ:

b.ситовидные трубки

c.проводящие сосуды

7.Под микроскопом на кожице нижней стороны листьев разных растений – герани, бегонии, петрушки – хорошо видно множество устьиц, которые служат .

Выберите один ответ:

a.для размножения

b.для защиты от паразитов

c.для дыхания

8.Под микроскопом в листьях мха сфагнума видны образования, благодаря которым это растение способно впитывать  и удерживать много воды, это

Выберите один ответ:

a.воздухоносные клетки

b.пустоты между клетками

c.волоски

9.Чтобы обнаружить под микроскопом крахмальные зерна в клетках  мякоти клубня картофеля или  зерновки риса, на препарат нужно нанести каплю

Выберите один ответ:

a.перекиси водорода

b.йода

c.зеленки

10.В клетках мякоти зрелых  плодов томата, шиповника, рябины под микроскопом видны

Выберите один ответ

a.лейкопласты

b.хромопласты

c.хлоропласты

Проверка вновь полученных знаний.

Рефлексия и подведение итогов занятия

Ресурсы и источники информации

Канал YouTube Панагушина Е.А. https://www.youtube.com/my_videos?o=U

Сайт YouTube: видеоматериалы  https://www.youtube.com

Список литературы

Литература для педагога

Инструктивно-методические материалы для педагога [Электронный ресурс]. – М.: БизнесМеридиан, 2011. – Режим доступа: http://school- 18.3dn.ru/Instrutions/Microscope/microscop_Kena.pdf (дата обращения: 08.09.2020).

Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / В.М. Константинов, С.П.Шаталова, В.Г.Бабенко и др. / Под ред. В.М.Константинова. – М.: Академия, 2004. – 272 с.

Практикум по систематике растений и грибов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г.Еленевский, М.П.Соловьева, Н.М.Ключникова и др.; Под ред. А.Г.Еленевского. М.: Академия, 2004. 160 с.

Степанян, Е.Н. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. / Е.Н.Степанян, Е.М. Алексахина. – М.: Академия, 2001. – 120 с.

Шарова, И.Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.Х. Шарова. ˗ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. ˗ 592с.

Хржановский, В.Г. Практикум по курсу общей ботаники: Учеб. пособие. / В.Г.Хржановский, С.Ф Пономарева. – М.: Высш. школа, 1979. – 422 с.​​​​​​​

Литература для учащихся и учебная литература

Гуриков В.А. Становление прикладной оптики / В.А.Гуриков. ˗ М.: Наука, 1983 – 188с.

Мазур, О. Ч. Невидимый мир / О. Ч. Мазур. Levenhuk Press, 2015. 96с.

Мазур, О.Ч. Удивительный микроскоп. Иллюстрированный путеводитель / О.Ч.Мазур. – М.Эксмо, 2018 – 96с.

Толанский, С. Революция в оптике / С.Толанский. - М.: Мир, 1971˗ 223 с.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный и содержательный ресурс!

15 February 2023

Елена Аркадьевна, как всегда, очень интересный материал! Спасибо!

19 February 2023