Методическая разработка занятия «Микроскопическое строение хвои»
Занятие « Микроскопическое строение хвои»
Персональный сайт - Занятия «Мир под микроскопом» (ucoz.ru)
Пояснительная записка
Возраст: 9-10лет
Тип занятия – Комплексное
Основой занятия –Лекция, практическая работа с просмотром видеоматериалов.
Необходимые технические средства и материалы для проведения занятия: Мультимедийный проектор, компьютер, онлайн трансляция видеоматериала с Сайта YouTube
Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический,
Деятельность воспитанников: фронтальная, парная,
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровье сберегающая.
Основные принципы при проведении занятия:
применение различных форм групповой работы;
не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона занятия;
создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;
уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;
оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;
Цель –создание условий для формирования склонности обучающихся для самостоятельного приобретение недостающих знаний из разных источников эффективного использования ресурсов ДОД в интересах детей.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания о микроскопическом строении растений
-обрабатывать, обобщать и анализировать полученную информацию;
Развивающие:
- развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемую информацию;
формировать эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы, памяти и внимания;
создавать необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого воспитанника жизненной позиции;.
Воспитательные:
- воспитывать ответственного отношения к окружающей среде;
- формировать чувство ответственности за судьбу родного края, развитие культуры в формирование умений, навыков, приёмов исследования условий существования животных;
- развитие чувств коллективизма и коммуникативных навыков в общении.
Структура занятия
Лекция с просмотром видеоматериала
Беседа - рассуждение о новой полученной и увиденной информации
Практическая работа
Обобщение и закрепление полученных знаний
Проверка новых полученных знаний
Рефлексия и подведение итогов занятия
Ход занятия
Лекция
Сначала рассмотрите срез при малом увеличении. В центральной части листа, окруженной эпидермисом, расположены два проводящих пучка. Мезофилл пронизан смоляными ходами.
Защитный покров состоит из двух слоев клеток-эпидермы и гиподермы . Эпидерма покрыта толстым слоем кутикулы. Клетки эпидермы в сечении почти квадратной формы. Все стенки сильно утолщены, в углах имеются поровые каналы. Полость клетки округлая. В углублениях на уровне гиподермы расположены устьица, под которыми имеется большая воздушная полость. У старых листьев стенки клеток эпидермы одревесневают. Далее рассмотрите гиподерму. Она состоит из одного, а в углах – из двух-трех слоев клеток с менее утолщенными одревесневшими стенками. Под гиподермой находится мезофилл, состоящий из однородных клеток. Обратите внимание на то, что стенки клеток местами врастают в полость клетки, образуя складки. Это значительно увеличивает площадь прилегающего к стенке слоя цитоплазмы с хлоропластами, а следовательно, и ассимилирующую поверхность. В каждой клетке видно ядро.
Смоляные ходы, пронизывающие складчатую паренхиму, внутри выстланы тонкостенными клетками, выделяющими внутрь смолу, а снаружи имеют обкладку из толстостенных клеток. Межклеточный канал схизогенного происхождения.
Особенно внимательно изучите эндодерму. На радиальных стенках клеток эндодермы имеются одревесневающие утолщения – пятна Каспари.
Проводящие пучки коллатерального типа. Ксилемная часть обращена к плоской стороне листа, флоэмная – к выпуклой. Следовательно, плоская сторона хвои является морфологически верхней, а выпуклая – нижней. Между проводящими пучками расположена механическая ткань – склеренхима. Остальное пространство центральной части занято толстостенными паренхимными клетками.
| |
Просмотр видеоматериала |
Как выглядит разная хвоя под микроскопом
Практическая работа
Задание 1. Наблюдение с применением цифрового микроскопа попе- речного среза листа (иголки) сосны (использование постоянных микро- препаратов).
Рассмотрите срез листа сосны сначала при малом, затем при большом увеличении. Найдите в центральной части листа два проводящих пучка (жилки листа на поперечном разрезе). Мезофилл (мякоть листа, состоящая из хлорофиллоносных клеток) пронизан смоляными ходами. Кожица (эпи- дерма) листа покрыта толстым слоем восковой кутикулы.
Сфотографируйте лист сосны на поперечном срезе, сделайте обозначе- ния: проводящие пучки, мезофилл листа, смоляные ходы, кожица, восковая кутикула.
Задание 2. Изучение с помощью цифрового микроскопа поперечного среза стебля сосны с использованием постоянных микропрепаратов.
Рассмотрите поперечный стебель сосны сначала при малом, затем при большом увеличении.
В центре стебля находится небольшой участок тонкостенных округлых клеток. Это сердцевина стебля. К периферии от нее располагаются годичные кольца древесины. По проводящим тканям древесины осуществляется восоходящий ток ˗ передвижение воды с растворенными веществами от корня к листьям. В древесине находятся смоляные ходы.
В древесине также обнаруживаются радиальные полоски – сердцевинные лучи. По ним осуществляется передвижение веществ в горизонтальном направлении.
К периферии от древесины располагается кольцо камбия. Камбий – это образовательная ткань. Благодаря действию камбия стебель растет в толщину. За камбием расположена вторичная кора. По проводящим тканям вторичной коры происходит нисходящийток органических веществ от листьев к корням. Во вторичной коре, как и в древесине, имеются смоляные ходы.
Снаружи стебель покрыт пробкой.
Сфотографируйте стебель сосны на поперечном среде, на фото укажите: древесину, смоляные ходы, вторичную кору, сердцевинные лучи, пробку.
Задание 3. Выводы по результатам наблюдений.
Индивидуальные сообщения воспитанников с просмотром видеоматериалов по теме:
Обобщение и систематизация информации
Что мы узнали нового по изученной теме:
Тест по разделу 3 «Растения и микроскоп»
1.Для изучения под цифровым микроскопом готового препарата водоросли спирогиры используется
Выберите один ответ:
а. верхняя подвеска
б. нижняя подвеска
2.Движение хлоропластов можно наблюдать в клетках листьев растения
Выберите один ответ:
а. картофеля
б. валлиснерии
с. герани
3.Крахмальные зерна можно наблюдать
Выберите один ответ:
a.в мякоти клубня картофеля
b.в листе герани
c.в плоде томата
4.Пыльцу растений следует изучать под цифровым микроскопом с использованием
Выберите один ответ:
a.верхней подсветки
b.нижней подсветки
5.Плоды (соплодия) репейника цепляются за шерсть животных с помощью
Выберите один ответ:
a.шипов
b.клейкого вещества
c.крючочков
6.Под микроскопом на поперечном срезе стебля хорошо видны элементы, по которым от корней к листьям проводится вода с минеральными солями, это
Выберите один ответ:
b.ситовидные трубки
c.проводящие сосуды
7.Под микроскопом на кожице нижней стороны листьев разных растений – герани, бегонии, петрушки – хорошо видно множество устьиц, которые служат .
Выберите один ответ:
a.для размножения
b.для защиты от паразитов
c.для дыхания
8.Под микроскопом в листьях мха сфагнума видны образования, благодаря которым это растение способно впитывать и удерживать много воды, это
Выберите один ответ:
a.воздухоносные клетки
b.пустоты между клетками
c.волоски
9.Чтобы обнаружить под микроскопом крахмальные зерна в клетках мякоти клубня картофеля или зерновки риса, на препарат нужно нанести каплю
Выберите один ответ:
a.перекиси водорода
b.йода
c.зеленки
10.В клетках мякоти зрелых плодов томата, шиповника, рябины под микроскопом видны
Выберите один ответ
a.лейкопласты
b.хромопласты
c.хлоропласты
Проверка вновь полученных знаний.
Рефлексия и подведение итогов занятия
Ресурсы и источники информации
Канал YouTube Панагушина Е.А. https://www.youtube.com/my_videos?o=U
Сайт YouTube: видеоматериалы https://www.youtube.com
Список литературы
Литература для педагога
Инструктивно-методические материалы для педагога [Электронный ресурс]. – М.: БизнесМеридиан, 2011. – Режим доступа: http://school- 18.3dn.ru/Instrutions/Microscope/microscop_Kena.pdf (дата обращения: 08.09.2020).
Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / В.М. Константинов, С.П.Шаталова, В.Г.Бабенко и др. / Под ред. В.М.Константинова. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
Практикум по систематике растений и грибов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г.Еленевский, М.П.Соловьева, Н.М.Ключникова и др.; Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Академия, 2004. – 160 с.
Степанян, Е.Н. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. / Е.Н.Степанян, Е.М. Алексахина. – М.: Академия, 2001. – 120 с.
Шарова, И.Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.Х. Шарова. ˗ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. ˗ 592с.
Хржановский, В.Г. Практикум по курсу общей ботаники: Учеб. пособие. / В.Г.Хржановский, С.Ф Пономарева. – М.: Высш. школа, 1979. – 422 с.
Литература для учащихся и учебная литература
Гуриков В.А. Становление прикладной оптики / В.А.Гуриков. ˗ М.: Наука, 1983 – 188с.
Мазур, О. Ч. Невидимый мир / О. Ч. Мазур. – Levenhuk Press, 2015. – 96с.
Мазур, О.Ч. Удивительный микроскоп. Иллюстрированный путеводитель / О.Ч.Мазур. – М.Эксмо, 2018 – 96с.
Толанский, С. Революция в оптике / С.Толанский. - М.: Мир, 1971˗ 223 с.
Кияйкина Наталья Федоровна
Лещёва Светлана Николаевна