Урок по химии вк 10 классе по теме «Синтетические моющие средства» с изучением мыла и проведением эксперимента

2
2
Участник педагогического конкурса ‒ Конкурс на лучший урок-лабораторную работу по химии
Материал опубликован 20 October 2015 в группе

Урок по химии 10 «А» класс.

Учитель: Варгамян Алина Бениковна

«Мыла».

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтетические моющие средства»;
  • расширить представления о мылах, способах их получения, роли в повседневной жизни человека;
  • изучить свойства мыла и провести эксперимент.
  • привить интерес к предмету.

Повторение. Карта заданий. 2 уровня.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/y1445510808.docx (Задание)

 

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/r1445359969.docx (Ответы на задания)

 

 

Тот, кто решит 2 уровня, в конце урока сдайте тетради.

 

 

Вступительное слово учителя.

Мы с вами уже сталкивались на уроках биологии с термином гигиена - это раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье человека. Слово «гигиена» происходит от греч. слова, что означает «целебный, приносящий здоровье».

К важнейшим гигиеническим средствам следует, прежде всего, отнести мыла и моющие средства.

Давайте попробуем составить синквейн к слову мыло.

Напоминаю:

  1. одно существительное
  2. два глагола
  3. три прилагательных
  4. предложение.

Выслушиваем получившиеся синквейны ребят.

Кроме того, что мы используем мыла в качестве моющего средства, они широко применяется при отбеливании тканей, в производстве косметических средств, для изготовления полировочных составов водоэмульсионных красок.

Этому веществу посвящен сегодняшний урок.

Итак, мы на прошлом уроке поделились на несколько групп и каждая группа подготовила отдельный вопрос, касающийся данной темы.

 

Первая группа учащихся - Историческая справка

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/u1445360017.ppt (Из истории мыла)

 

Слайд 1. С парфюмерией и косметикой человек знаком очень давно. Слово «парфюмерия» происходит от французского слова «парфюм», означающего приятный запах, духи.

 

 

Слайд 2. У древних был культ косметики и гигиены тела. Уже на ранних ступенях цивилизации в Египте знали и широко применяли эфирные масла и духи, гигиенические и косметические средства для натирания тела и краски для лица.

Слайд 3. В странах Средиземноморья и на Востоке парфюмерные средства изготовляли из цветов: лилий, ирисов, нарциссов, майорана, роз.

Древние римляне для того, чтобы в жилищах был приятный запах, натирали столы мятой. А стены и полы опрыскивали её водным настоем.

Слайд 4. Мыло было известно человеку ещё до новой эры летоисчисления, в VI веке до н.э., когда финикийцы и галлы научились варить его из козьего жира и древесной золы. Самое раннее письменное упоминание о мыле в европейских странах встречается у римского писателя и ученого Плиния Старшего (I век н.э.). О ценности мыла в качестве очищающего средства высказывался Гален. О профессии мыловара (сапонариуса) впервые упоминал примерно в 385 году Теодор Присцианус.

Слайд 5. Развитию мыловарения способствовало наличие сырьевых источников. Например, марсельская мыловаренная промышленность, известная с эпохи раннего средневековья, располагала оливковым маслом и содой.

Несмотря на то, что в конце эпохи средневековья в разных странах существовала довольная развитая мыловаренная промышленность, химическая сущность процессов, была, конечно, не ясна.

Вторая группа учащихся - Области применения мыла, как делают моющие средства.

Как уже сказали ранее, мыло широко применяется при отбеливании тканей, в производстве косметических средств, для изготовления полировочных составов водоэмульсионных красок.

В быту, не говоря уже о промышленности, процессу мытья подвергают разные предметы и объекты. Загрязняющие вещества бывают самые разнообразные, но чаще всего они малорастворимые или нерастворимые в воде. Такие вещества, как правило, являются гидрофобными, поскольку водой не смачиваются и с водой не взаимодействуют. Поэтому и нужны различные моющие средства.

Если попытаться дать этому процессу определения, то мытьём можно назвать очистку загрязненной поверхности жидкостью, содержащей моющее вещество или систему моющих веществ.

И нашей группе стало интересно, как же делают моющие средства. И разобраться в этом наглядно нам помог небольшой видеофильм который мы нашли в интернете. Давайте его посмотрим. Видеофильм. (Так делают моющие средство.)

 

" class="insElm elmVid" contenteditable="false">Здесь будет видео

 

 

Третья группа учащихся - Свойства мыл

 

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/d1445360157.ppt (Свойства мыла)

 

 

 

Слайд 1. Мыла – соли высокомолекулярных жирных кислот.

В безводном состоянии натриевые и калиевые соли жирных кислот представляют собой твёрдые кристаллические вещества с toпл. 220о-270о. Безводные мыла, особенно калиевые, гигроскопичны; причём соли жирных непредельных кислот в большей степени гигроскопичны, чем соли предельных.

Гигроскопичность - свойство материалов поглощать влагу из воздуха.

В горячей воде при температуре, близкой к точке кипения, мыла растворяются во всех отношениях; при средних комнатных температурах растворимость их ограничена и зависит от природы и состава кислот и щелочей.

Давайте вспомним состав высших жирных кислот. Слайд 2.

Обратите внимание на молекулярные формулы мылов. Слайд 3.


 

Далее учитель.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1445360190.ppt (презентация учителя и эксперимент)

 

 

Слайд 2. Влияние мыла на кожу

 

Вспомните телевизионную рекламу:

«Обычное мыло сушит кожу. А вот мыло «Dove» не сушит, т.к. на 1\4 состоит из крема».

Что же получается? Мыло должно защищать кожу от грязи, а оно при этом сушит кожу?

Почему мыло сушит кожу?

Правда ли, что «Dove» не сушит кожу?

Слайд 3. Первая гипотеза:

Почему мыло сушит кожу?

Быть может…

в составе мыла есть щелочь?

Исследуем состав мыла, отраженный на его упаковке. ( у ребят на столах лежат упаковки мыла, у всех разные)

Слайд 4. Проверка гипотезы.

Щелочь – гидроксид натрия (едкий натр) есть только в составе мыла «Антипятин», предназначенного для стирки и удаления пятен.

Туалетные и косметические мыла не содержат щелочи.

Гипотеза не подтвердилась

Слайд 5. Компоненты мылаНатриевые соли жирных кислот

  • Тетранатрий этидронат
  • Талловат натрия
  • Натриевые соли кокосового масла
  • Натриевая соль пальмоядровой кислоты
  • Вода
  • Хлорид натрия
  • Глицерин
  • Ланолин
  • Ароматическая отдушка
  • Краситель
  • Диоксид титана
  • Борная к-та
  • Лимонная кислота
  • Бензойная кислота
  • Вазелиновое масло
  • Желчь
  • Натр едкий
  • Тетранатрий этидронат

Слайд 6. Назначение компонентов мыла

  • моющие вещества
  • регуляторы пенообразования и стойкости пены
  • красители
  • отбеливатели
  • ароматизаторы
  • увлажняющие компоненты
  • наполнители
  • антисептические добавки (триклозан)
  • абразивные вещества (глины, измельченный песок, кирпич и др) в хозяйственных мылах

Слайд 7. Вторая гипотеза

Для мытья мы мыло смешиваем с водой.

Быть может … щелочь образуется при взаимодействии мыла с водой?

R–СОО–Nа + Н-ОН R–СООН+ NаОН

Обратите ваше внимание на видеоролик. (Опыты по химии. Гидролиз мыла)

 

" class="insElm elmVid" contenteditable="false">Здесь будет видео

 

 

А теперь попробуем сами провести эксперимент. Для начала давайте вспомним правила по технике безопасности.

 

 

Техника безопасности на уроке химии.

  • Перед началом эксперимента нужно внимательно ознакомиться с инструкциями.
  • Эксперименты нужно выполнять в строгом соответствии с инструкцией, используя точно указанные количества веществ.
  • Помните, что любое вещество может быть опасным, если с ним обращаться не правильно
  • Нельзя держать пробирку отверстием к себе или к кому-нибудь, кто стоит рядом с вами
  • Итак, давайте вспомним что такое лакмус и что с еге помощью мы сможем определить?

Слайд 8.

Лакмус (от нидерл. lakmoes) — Применяется как индикатор для определения реакции среды. 

Слайд 9-11

Индикатор лакмус — красный
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус — синий,
Щёлочь здесь — не будь разиней,
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.

У шампуня (у хорошего) pH среды 5.5

Для оценки концентрации водородных ионов широко используются кислотно-основные индикаторы — органические вещества-красители, цвет которых зависит от pH среды. К наиболее известным индикаторам принадлежат лакмус.

 

Проводим эксперимент.

На столах у ребят есть листы с подготовленными формами: мыла (по списку и лакмусовая бумажка напротив каждого мыла), намыливаем влажную кисточку в каждом кусочке мыла поочередно и намазывая полученный мыльный раствор на лакмусовую бумажку. (после каждого кусочка мыла хорошенько промываем кисточку!)

Подводим результаты исследования. Слайд 11.

Столкнулись с тем, что купили 2 детских мыла, (существуют нормы изготовления детского мыла), и оказалось, что не все производители честны. Одно было показало нейтральную среду (как и должно быть по нормам), а другое ярко щелочную реакцию.

Попробуем подобрать мыла, подходящие вашему типу кожи. Слайд 12.


Четвертая группа учащихся попробовала дома приготовить мыло. Сейчас они поделятся своим опытом.

Ребята показывают кусочки мыла, которое они приготовили дома. Рассказывают с какими трудностями столкнулись.

 

" class="insElm elmVid" contenteditable="false">Здесь будет видео

 

 

Подведем итоги урока. Последний слайд. Михаил Васильевич Ломоносов.

 

Домашнее задание. Те ребята, которые сделали карты заданий сдадут после урока тетради, а те кто не доделал задание, доделывает его дома. Так же на дом у вас тема мыла. И повторяете темы карбоновые кислоты и жиры. И если у вас возникло желание попробовать приготовить мыло, то после сегодняшнего урока, для этого у вас есть вся информация. Желаю вам удачи.

Комментарии

Актуальная работа. Ученики на практике видят, как можно применять химию в своей жизни.

24 November 2015

Спасибо большое. И на практике урок восприняли отлично. Ребята были в восторге.

2 December 2015