Урок-обобщение по теме «Спирты и фенолы» для группы с углублённым изучением химии

0
0
Материал опубликован 22 April 2018 в группе

Урок - обобщение « Спирты и фенолы»

(для группы с углубленным изучением химии)

Тип урока: обобщение и закрепление знаний по классу спиртов и фенолов.

Цели урока:

Систематизировать знания студентов о составе, строении и свойствах органических соединений, содержащих гидроксильную (спиртовую) функциональную группу, продолжить развитие представления о генетической связи органических соединений и о химических реакций.

Совершенствовать технику безопасности при работе с химическими реактивами, умение соблюдать ее.

Способствовать позитивной работы в командах и индивидуально, продолжить развивать коммуникативную способность студента в группе

Индивидуальная работа каждого студента на мыслительную , логическиую, рассудительную, анализируемую деятельности собственной и командной на уроке, умение подытоживать свой результат и работы команды.

Методы: поисковый, наглядный, практический, словесный, контрольный.

Реактивы: водные растворы этилового спирта, раствор глицерина, водный раствор фенола, хлорида железа трехвалентного, гидроксида меди двухвалентного, медная проволока

Оборудование: спиртовка, держатель, штатив с пробирками, халат, перчатки.

Дидактический материал: оценочный лист каждого ребенка для взаимоконтроля, карточки-кружки желтого, красного, зеленого цвета, дидактитические карточки, цветные карандаши.

Методическое обеспечение: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку


 

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие учеников, отметка отсутствующих.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Сегодня мы с вами проведем урок – обобщение на тему «Спирты и фенолы» (учащиеся записывают тему урока), познакомимся с неизвестными, интересными фактами о спиртах и фенолах, вспомним важные моменты в этих темах, проведем опыты и будем работать в командах и индивидуально. Предлагаю назвать свои команды, которые будут соревноваться в интеллектуальных знаниях (вписывают свою фамилию и команду на оценочном листе). За каждый правильный ответ команды ставим + напротив задания, за нераскрытый ответ +-, за неправильный ответ -. Персональный ответ засчитываем в пользу команды.

3.Актуализация знаний.

3.1. Ассоциации по названию команды (командное задание).

3.2. Практическое задание (командное задание).

3.2.1. Органолептические показатели

Учитель: Перед вами имеются 3 пронумерованных раствора, используя знания о физических свойствах спиртов и фенола, попробуйте по органолептическим показателям определить какие перед вами вещества.

Номер пробирки/ вещество

Органолептические показатели

(примерные ответы студентов)

1 пробирка/ (этиловый спирт)

Жидкость, без цвета, с характерным алкогольным запахом

2 пробирка/ (глицерин)

Вязкий, густой, тягучий, с желтоватым оттенком, без запаха

3 пробирка/ (фенол)

Водный раствор с запахом гуаши

3.2.2.Качественные реагенты

Учитель: Мы с вами определили по физическим показателям, что за вещества перед вами. Теперь вспомним, какими реагентами вы можете это подтвердить. (Примерные ответы учеников).

Этиловый спирт – оксидом меди двухвалентным (черный налет на медной проволоке очищается до красной цвета меди, появляение легкого запаха яблока, характерный для уксусного альдегида)

Глицерин – гидроксидом меди двухвалентным (ярко фиолетовый цвет глицерата меди двухвалентоного)

Фенол - хлоридом меди трехвалентным (темно фиолетовый цвет)

3.3. Химический диктант «Проверь команду»

Формула метилового спирта?

К какому классу спиртов относится этиленгликоль по числу функциональной группы?

Общая формула предельных одноатомных спиртов?

Как называется класс кислородсодержащих углеводородов, где гидроксильная группа непосредственно связана с ароматическим радикалом?

Валентность углерода в органических соединениях?

Формулы реактивов для обнаружения фенола?

Алкоголяты – это …

Его называют древесным спиртом?

Как называется ароматический радикал в феноле?

Что такое изомеры? Какая изомерия характерна для одноатомных спиртов?

3.4. Суждения

Учитель: Проанализировать в командах данное суждение и представить ответ, вторая команда слушает ответ, если считают правильным поднимают красный кружок, сомневаются-желтый, если считают неправильный – зеленый, комментируют ответ при необходимости.

Все спирты горят. Метан горит, следовательно, метан - это спирт.

Вещества обладающие одинаковым качественным и количественным составом, но разным строением называются изомерами. Пропанол – 2 и метилэтиловый эфир обдадают общей формулой: С3Н8О, но разным строением, следовательно, пропанол и диметиловый эфир – изомеры.

Одноатомные спирты хорошо растворимы в воде, глицерин – спирт, следовательно, глицерин растворяют в воде в неограниченных количествах.

Гидроксильная группа связана в органических соединениях водородной связью, следовательно, в феноле присутствует водородная связь.

3.5. Физкультминутка

Очень химию мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера,

Если правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

Делай влево поворот,

Благородные есть газы.

Мы попрыгаем по классу.

Чем выше вверх, тем воздух реже.

Друг другу улыбнулись нежно!

3.6. интересные факты о спиртах и фенолах. Студенты заранее имеют подготовленный доклад. Все слушают внимательно. В конце говорят о практическом применении.

1 доклад.

В природе спирты встречаются в свободным виде. Вещества также являются компонентами сложных эфиров. Естественный процесс брожения содержащих углеводы продуктов создает этанол, а также бутанол-1, изопропанол. Спирты в хлебопекарной промышленности, пивоварении, виноделии связано с использованием процесса брожения в этих отраслях. Большая часть феромонов насекомых представлена спиртами.                    

                   Спиртовые производные углеводов в природе: 

сорбит — содержится в ягодах рябины, вишни, имеет сладкий вкус.

Многие растительные душистые вещества — это терпеновые спирты: 

фенхол — компонент плодов фенхеля, смол хвойных деревьев

борнеол — составной элемент древесины борнеокамфорного дерева

ментол — компонент состава герани и мяты

Желчь человека, животных содержит желчные многоатомные спирты: 

миксинол

химерол

буфол

холестанпентол

2 доклад:

 Глицерин — пищевая добавка Е422 — обеспечивает соединение несмешиваемых жидкостей. Его используют при изготовлении кондитерских, макаронных, хлебобулочных изделий. Глицерин входит в состав ликеров, придает напиткам вязкость, сладкий вкус.

Применение глицерина благоприятно влияет на продукцию: 

клейкость макарон уменьшается

консистенция конфет, кремов улучшается

предотвращается быстрое зачерствение хлеба, проседание шоколада

выпекание изделий происходит без налипания крахмала

Распространено использование спиртов как сахарозаменителей. Для этого по свойствам подходят маннит, ксилит, сорбит.

3 доклад.

Открытие фенола Фридлиб Фердинанд Рунге (1794 – 1867 гг) обнаружил в продуктах перегонки каменноугольной смолы белое кристаллическое вещество с характерным запахом гуаши. Ему не удалось определить состав вещества. Огюст Лоран (1807 – 1853 гг) определил состав вещества. Новое вещество обладало выраженными кислотными свойствами и было производным открытого незадолго до этого бензола. Лоран называл бензол "феном", поэтому новая кислота получила название фениловой. Шарль Фредерик Жерар (1816 – 1856 гг) считал полученное вещество спиртом и предложил называть его фенолом. Было установлено, что целая группа веществ обладает подобным строением и свойствами, поэтому их назвали "фенолами".

3.6. Лишнее понятие

Учитель: Из перечисленных слов определите лишнее понятие. Вторая команда слушает ответ, если считают правильным - поднимают красный кружок, сомневаются - желтый, если считают неправильный – зеленый, комментируют ответ, комментируют ответ при необходимости.

Этанол, водородная связь, пропен, бутанол – 1, фенол;

Дегидратация, дегидрирование, окисление, этиленгликоль, этерификация;

Систематическая, заместительная, межклассовая, тривиальная;

Бензол, фенол, метанол, бутанол.

3.7. Синтез - цепочка

Учитель: на выданных дидактических карточках представлены цепочки превращений, используя известные вам уравнения, осуществите синтезы в нескольких стадиях. На команду одну цепочку.

Метаналя из карбида алюминия

Ацетальдегида из оксида углерода (II).

Учитель: После выполнения задания, студенты сверяются и комментируют ответы.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия

Учитель: лист с отметками для взаимоконтроля отдаем соседу. Теперь подсчитаем ваши плюсы и минусы, если плюсов больше чем минусов ставим 5 баллов за работу на уроке, если одинаково – 4 балла.

Учитель: вам предлагается оценить урок химии на цветных кружочках, зарисуйте свое настроение.

5. Всем спасибо за урок!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.