Мин татарча сөйләшәм
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21»
ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета И.О.директор МАОУ «СОШ №21»
Протокол № 1 г. Набережные Челны
от «29» августа 2024 года ______________Р.Х.Шакирова
Приказ №____ от «_29_» августа 2024 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
“Мин татарча сөйләшәм”
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Срок реализации: 1 год (66 часов)
Автор-составитель:
Буриева Айгуль Мубараковна,
учитель начальных классов
Набережные Челны 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа для курса «Мин татарча сөйләшәм» составлена на основе программы «Программа по татарскому языку и литературе для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения», (для учащихся - татар).
Данная рабочая программа направлена на обучение языка и культуры татарского народа у учащихся начальной школы. Поэтому в программу включено большое количество познавательных аудио и видеосюжетов, много наглядных пособий.
Цель программы: формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Программа кружка направлена на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.
В последние годы с уменьшением объёма времени, отводимого на изучение родного (татарского) языка, интерес учителей в поисках новых форм работы на уроках родного татарского языка, пробуждающих интерес детей вырос. За короткое время нужно дать очень много информации . Для этого учителя стали широко использовать художественные приёмы: исполнение песен на татарском языке, чтение стихов на фоне музыки и пр. Дети с удовольствием слушают, может не полностью понятные им стихи, тексты на татарском языке, когда они созвучны музыке, действию. В определённой степени изучение родного языка идёт через освоение культуры родного языка.
Задачи программы:
1.Изучение языка, обычаев, традиций и духовной культуры татарского народа.
2.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
3.Активизация поисковой деятельности учащихся.
4.Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
5.Воспитание чувства гордости за свой многонациональный народ, его культурное наследие.
Основным содержанием духовно нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии.
Общая характеристика курса
Введение курса «Мин татарчасөйләшәм»» ставит перед собой следующие задачи:
-формирование навыка нравственно-эстетического отношения к действительности;
- воспитание чувства гордости за национальную культуру;
-понимание общечеловеческого, гуманистического характера народного искусства;
-понимание национальных особенностей в татарском народном искусстве.
Достижение цели предполагает:
Чтение и изучение произведений устного народного творчества;
Развитие эмоциональной культуры речи.
Содержание курса «Мин татарча сөйләшәм» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом, существенной характеристикой которого являются требования к личностным и метапредметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.
Формы организации учебного процесса, содержание занятий направлено на воспитание таких качеств, как совесть, долг, ответственность, милосердие, сострадание, гуманизм. Приоритетной является воспитательная составляющая курса, развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры; развитие способностей школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
практических, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса должно обеспечивать практическую направленность учебного процесса и способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Завершение изучения курса предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают узнать о других духовных традициях татарского народа от своих одноклассников.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Требования к уровню подготовки:
В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта воспитательный результат освоения курса "Мин татарча сөйләшәм», подразумевающий «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности», распределяются по следующим уровням:
Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.
Достижение этих уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные, метапредметные результаты освоения данного курса
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы:
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Функции универсальных учебных действий (далее УУД) включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Одним из главных принципов, который находит свое отражение в данной программа – это принцип природосообразности. Проблемно-ценностное общение школьников должно воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное решение. Принцип культуросообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими тем или иным регионам. Принцип коллективности предполагает, что проблемная коммуникация, осуществляясь в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, даже юному человеку опыт жизни в обществе, опыт понимания и взаимопонимания с окружающими, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
К учащимся предъявляются следующие требования:
знать методику работы с произведениями устного народного творчества;
знать обычаи, обряды и традиции своего народа;
знать лучшие произведения устного народного творчества;
знать особенности цветовой гаммы татарского орнамента, в частности вышивки;
знать простейшие музыкальные инструменты;
знать композицию татарской национальной одежды;
знать об историческом прошлом своего народа;
уметь выразительно читать и инсценировать сказки, легенды, стихи, песни;
уметь вышивать, учитывать цветовую гамму татарского орнамента.
Возникает ансамбль всех видов народного и профессионального искусства. Это даёт возможность активного участия всех детей в художественной деятельности (чтение, инсценирование сказок, исполнение танцев, песен, игра на народных инструментах и изготовление их, плетение, вышивание и тд.)
Содержание курса «Мин татарчасөйләшәм»
Кружок «Мин татарча сойлэшэм» рассчитан на 1 год обучения (2 час в неделю-всего-66ч. в год)
Обучения включает следующие темы:
Введение. Виртуальная экскурсия в татарскую избу.
Как появился татарский язык. История татарского происхождения.
Родной язык(татарский язык).
Татарский алфавит.
Буквы
Звуки
Произношение на татарском языке
Устное народное творчество
Татарские сказки.
Авторские сказки.
Инсценирование сказок.
Игры татарского народа
Татарский язык в моей семье.
Обычаи ,традиции, праздники татарского народа
Защита творческих проектов
Как появился татарский язык.
Дружба татар с другими народами. Татарская одежда.
Татарская одежда
Костюмы.
Женские украшения.
Верхняя одежда.
Мужская одежда.
Обувь. Ичиги.
Головные уборы.
Устное народное творчество.
Татарские сказки.
Народные сказки.
Авторские сказки.
Инсценирование сказок.
Легенды и мифы.
Малые жанры.
Дразнилки, потешки, считалки.
Пословицы и поговорки. Колыбельные песни.
3агадки. Игры.
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Темы | Кол-во часов | Форма проведения | Электронные образовательные ресурсы |
Введение. Виртуальная экскурсия в татарскую избу. | 2 | Беседа | ||
Как появился татарский язык. История татарского происхождения. | 2 | Беседа | http://www.tatarmultfilm.ru/ | |
Родной язык(татарский язык). | 2 | Беседа | https://shareslide.ru/detskie-prezentatsii/prezentatsiya-k-uroku | |
Татарский алфавит10ч. Буквы Звуки Произношение на татарском языке | 4 4 2 | Беседа | ||
Устное народное творчество-8ч Татарские сказки. Авторские сказки. Инсценирование сказок. Игры татарского народа | 2 1 3 2 | Беседа | ||
Татарский язык в моей семье. | 2 | Наблюдение | http://www.tatarmultfilm.ru/ | |
Обычаи ,традиции, праздники татарского народа | 5 | Наблюдение | https://shareslide.ru/detskie-prezentatsii/prezentatsiya-k-uroku-po-teme-kaya | |
Защита творческих проектов | 2 | Беседа | ||
Как появился татарский язык. | 2 | Беседа | | |
Дружба татар с другими народами. Татарская одежда. | 2 | Беседа | | |
Татарская одежда -14ч Костюмы. Женские украшения. Верхняя одежда. Мужская одежда. Обувь. Ичиги. Головные уборы. | 3 3 2 2 2 2 | Беседа | ||
Устное народное творчество.-15ч Татарские сказки. Народные сказки. Авторские сказки. Инсценирование сказок. Легенды и мифы. Малые жанры. Дразнилки, потешки, считалки. Пословицы и поговорки. Колыбельные песни. 3агадки. Игры. | 2 2 2 3 1 1 1 1 1 1 | Беседа | http://www.tatarmultfilm.ru/ | |
Итого | 66ч | Беседа | |
Материально - техническое обеспечение курса
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса «Мин татарчасөйләшәм» предусмотрено использование следующих видов технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото-и видеотехника (по возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение /преподавание учебного курса «Мин татарчасөйләшәм» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая /справочная литература учителя и др.);
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);