12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Елистратова(Костылева)193


                         Театрализованная деятельность

               







Мини – проект Арт - салон  «Оранжевая сказка» (сказкотерапия)








Составила:

Елистратова О.А.



















Арт - салон « Оранжевая сказка»

( сказкотерапия)


Концептуальные идеи

Сказка — богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах.

Работа в рамках сказкотерапии с детьми показала, что этот метод не только стабилизирует психоэмоциональное состояние, но и способствует развитию мелкой моторики, социального ориентирования, помогает разгадать тайны внутренних процессов  детей.

     -Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке,  все заканчивается хорошо.

     -В сказке содержится закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Цель: помочь ребенку выразить переживания через сказку, научить проявлять творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, моделируемых в сказке.

Задачи:                                 

1.Развивать  творческий  потенциал  ребенка.

2.Совершенствовать  вербальный  язык.

3.Развивать  фантазию и воображение.

4.Развивать  эмпатию  и умение  слушать.

5.Развивать  способность  к глубокому образному мышлению,  установлению причинно – следственных связей.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированость  способности  к успешному разрешению проблемных ситуаций.
  2. Развитие коммуникативных качеств личности.
  3. Создание положительного эмоционального настроя.

Этапы работы:

1.На первом этапе ведется подбор художественной  литературы ( сказок).

2.Н а втором этапе происходит

- первичное  восприятие  художественного материала

- изготовление сказочных персонажей к авторским сказкам

3. На третьем этапе  реализуются методы и приемы работы со сказкой.


Содержание работы.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

« Путешествие в сказку теремок»

« Представьте себе»

«Диалог для героев сказки»(придумать)

« Зеркало, зеркало скажи»

« Ходит осень по дорожкам»

«Мы играем и поем»

« Во садочке я была»

« Мешок с сюрпризом»

« Мы актеры»

« Весна пришла»

« Свет мой зеркальце скажи»

« Пчелки- детки, полетели»

« Два веселых гуся»

« Игровая викторина»

« Заюшкина избушка»

« Заходите в гости к нам»

« Сказка о глупом мышонке»

« Ох,  и хитрая лиса»

« В гостях у ежика и лисы в лесу»

« Смоляной бочок»

« Муравей и кот»

« Ладушки- ладушки»

« Два веселых гуся»

« В гости пальчики пришли»

« Без друзей нам не прожить»

« Звери в гостях  у снегурочки»

«Мешок с сюрпризом»

«Быстро времечко идет и Цыпленок подрастет»

« Праздник елочных игрушек»

« Спасем витаминку»

« Сказка о полезной каше»

« Сказка про Ваню, Машу, короля Зефира и вкусную кашу»

« Танцующий человечек»

« Лисонька»

« Теремок»

« Забавные стихи- сказки»

« Гуси – лебеди»

« Лиса и журавль»

« Крошечка – хаврошечка»



Методы  и приемы работы

1.  Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личной жиз­ни клиента. Затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2.  Рисование по мотивам сказки.Свободные ассоциации про­являются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, вы­являет систему оценок человека в категориях «хорошо-плохо».

4.Проигрывание эпизодов сказки.Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоциональ­но значимые ситуации и проиграть эмоции.

5.  Использование сказки как притчи-нравоучения.Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6.  Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, перепи­сывание, работа со сказкой).








Методические рекомендации

Арт-салон «Оранжевая сказка» (сказкотерапия)

      Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фром сформулировал понятие креативности  как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, — часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.

    Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают  создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

     Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако психологические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплекснойсказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

     Стоит только обычный предмет назвать «волшебным», как он приобретает для нашего восприятия (неважно, детского или взрослого) другое значение. Бессознательно мы начинаем относиться к нему, если не с восторгом, то с уважением. Многие педагоги рассказывали, что стоит только ручку или карандаш назвать «волшебными», рассказать о них маленькую сказочную историю, как у ребенка появляется интерес в глазах и желание воспользоваться этим предметом. Часто для того, чтобы ребенок выпил лекарство, врачи и родители называют его «волшебным».

      По-видимому, само слово «волшебный», «магический» обладает особой, положительно мотивирующей семантикой. «Веди обычную жизнь необычным способом» — советует древняя мудрость. Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем ТВОРИТЬ, становимся самыми настоящими Волшебниками!

       Конечно, чудеса бывают, но не всегда. Однако вера в них живет внутри каждой души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

      Собственно, этот аспект стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия — это и ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

  Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:

1.  Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.

2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.

3.  Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира. Источниками концепции сказкотерапии стали работы   Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина,   исследования и опыт  Б. Бет-тельхейма,    терапия историями  Р. Гарднера,    работы   Э. Фромма,   Э. Берна, идеи К.-Г. Юнга и М.-Л. фон Франц , позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнез-дилова, опыт А.Захарова а также собственные разработки.

       В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов, педагогов, воспитателей, дефектологов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцеюй, А. Лисиной, Т. Речицкой. Коллективом Института сказкотерапии получены сведения о новых областях применения метода.

Факторы эффективности сказкотерапии

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка

заключается в следующем:

1) отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;

2) отсутствие четких персонификаций;

3) образность и метафоричность языка;

4) психологическая защищенность;

5) наличие тайны и волшебства.

Отсутствие дидактики

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, — это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситу­ации События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

Отсутствие четких персонификаций

Главный герой в сказке — собирательный образ. Имена глав­ных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку мистифицировать себя с главным героем. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Образность языка. Метафоричность языка

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, а также взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для нее проблемы.  Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребе­нок во многом формирует для себя картину Мира и, в зависимос­ти от этого, будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

Психологическая защищенность

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания,выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны ребенок видит, что, герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по зас­лугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Наличие тайны и волшебства

Эти качества свойственны волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм - в ней все дышит, в любой момент любой предмет - даже камень - может ожить и заговорить.  Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживляется» в повествование.  Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другимиодушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место друго­го. Ведь  именно эта способность человека почувствовать нечто, отличающееся от него самого, позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним.

    Волшебные сказки являются непосредственным отображени­ем  психических процессов коллективного бессознательного.

      У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудито­рии. Детям  3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о живот­ик и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимуществен­но с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

Коррекционные функции сказки

К коррекционным функциям сказки принято относить следу­ющие:

1)   психологическая подготовка к напряженным эмоциональным

ситуациям;

2)  символическое отреагирование физиологических и эмоцио­нальных стрессов;

3)   принятие в символической форме своей физической активности.

Возможности работы со сказкой

Сказка — богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах.

1.  Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личной жиз­ни клиента. Затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2.  Рисование по мотивам сказки.Свободные ассоциации про­являются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3.  Обсуждение поведения и мотивов действий персонажаслужит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, вы­являет систему оценок человека в категориях «хорошо-плохо».

4.Проигрывание эпизодов сказки.Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоциональ­но значимые ситуации и проиграть эмоции.

5.  Использование сказки как притчи-нравоучения.Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6.  Творческая работа по мотивам сказки(дописывание, перепи­сывание, работа со сказкой).

Особенности сказкотерапии с детьми

Для индивидуальной или групповой работы может быть пред­ложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух.

Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

1)  ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

2)  ситуация должна содержать актуальную для ребенка пробле­му, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

3)  ситуация и вопрос должны быть построены и сформулирова­ны так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи (откуда это взя­лось, почему это происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то).

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтическойпсихокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширение полясознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.

Основные приемы работы со сказкой

1. Анализ сказок

Цель -  осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.  Например, для анализа выбирается известная сказка.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

  •   Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
  •   Кто из героев вам больше всего понравился (не понравил­ся)?
  •    Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
  •    Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?
  •    Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это была бы за сказка?
  •    Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет и подростков. Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно юге, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.

2.  Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фан­тазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвую­щих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем расска­зать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Пре­мудрой или пенька, на котором сидел Колобок».

3.  Переписывание сказок

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нра­вится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это — важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописы­вая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребе­нок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему со­стоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряже­ния — в этом заключается психокоррекционный смысл перепи­сывания сказки.

4.  Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведе­ние куклы максимально выразительным. Работа с куклами по­зволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, ко­торые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе по­зволить проявить.

5.  Сочинение сказок

Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, внутренние конфликты и затруднения.

6.Рисование сказок

Конечно, сказки можно еще и рисовать. Многие психологи и педагоги часто дают своим ученикам такие задания: "Нарисуй сказочную страну", "Нарисуй иллюстрацию к любимой сказке", "Нарисуй любимого сказочного героя" и пр. Безусловно, это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используется метафора и идея превращения.

Сказкотерапевтическое рисование можно разделить на две группы методов:

1.  Проективное диагностическое рисование.

2.  Спонтанное рисование.

В первую группу методов входят "сказочные" проективные серии рисунков. Надо сказать, что сегодня все больше практических психологов обращается к проективным графическим методам (как их иногда называют между собой психологи "рисуночные тесты").

Проективные графические методы с помощью тематических рисунков исследуют внутренний мир человека, систему его отношений к себе и другим, его индивидуальность.

Всем известны такие проективные графические методы как "Дом", "Дерево", "Человек", "Рисунок семьи", "Несуществующее животное". Предложенные ниже методы значительно расширят имеющийся список.

Сказкотерапевтические графические методы можно разделить на три серии: первая исследует отношение человека к самому себе, самовосприятие, вторая — отражает отношение человека к семье и своему месту в ней, третья — направлена на исследование психологической резистентности, жизненной стойкости человека, его отношения к сложным ситуациям.

В первую серию могут входить такие рисунки как: "В какое сказочное существо я бы превратился у входа в Сказочную страну", "Во что бы меня заколдовали", "Волшебная страна чувств", "Мой маскарадный костюм". Каждый рисунок выполняется на отдельном листе и сопровождается рассказом пациента.

Во вторую серию включены три рисунка, выполняемых последовательно на разных листах бумага (за один раз): "Моя семья", "Моя семья в образах животных", "Моя семья в образах сказочных героев". Все три рисунка иллюстрируют различные аспекты внутрисемейных отношений. Причем рисунок "Моя семья в образах сказочных героев" часто отражает потенциальные взаимоотношения в семье, желаемое распределение ролей.

К третьей серии рисунков относятся: "Человек", "Человек под дождем", "Дождь в Сказочной стране". В данном случае важен сравнительный анализ рисунков "Человек" и "Человек под дождем", ибо таким образом выявляются скрытые защитные и адаптативные механизмы, реализуемые в сложных ситуациях. "Дождь в сказочной стране" требует дополнительного рассказа, сказки на эту тему. Как правило, в нем раскрываются потенциальные адаптативные механизмы и адекватное отношение к жизненным трудностям, "внутренние помощники" и пр.

Под спонтанным сказкотерапевтическим рисованием подразумевается изготовление и рисование объемными "волшебными красками", в состав которых входит и мука, и масло, и многое другое. В настоящее время "волшебный" состав получил достаточно большое распространение, благодаря нашим семинарам. В книге я сознательно не привожу состав красок и технологию их изготовления, ибо процесс приготовления волшебных красок нужно хотя бы один раз "прожить". Сколько я не пыталась передать устно или письменно этот состав коллегам, каждый раз они говорили: "Ты что-то, наверное, забыла сказать — у нас так не получилось"...

Способность сказки к актуализации в самых разных областях человеческой мысли и чувства признана философами, литературоведами и фольклористами. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общенациональных и общечеловеческих ценностей и жизненный смысл в целом. С точки зрения  житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла глубока и неисчерпаема. Жизненный смысл, смысл нравственных идеалов народов отражен в сказочных образах, отличающихся предельной обобщенностью и насыщенностью. Ребенок воспринимает и переживает сказку также в виде образов, но эти детские образы просты и конкретны. Глобальные смыслы, заключенные в сказке, самостоятельной работе детской мысли и чувства недоступны, как бы ни были интенсивны его эмоциональные переживания в процессе восприятия сказки:

а) главное- следует обращать внимание на подбор художественных произведений, т.к. нравственное и моральное воздействие на ребенка оказывает художественная ценность произведения;

б) основной упор делается на беседу с детьми после прочтения сказки. Целью беседы является развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование у детей гуманных и этических представлений.

в)игра- драматизация, которая позволяет ребенку сыграть роль персонажа сказки и тем самым активно действовать, вмешиваясь в ход событий.

Обзор методов психического развития ребенка показал, что эти методы в большей степени направлены на развитие познания, наглядно-познавательного мышления, продуктивного восприятия, описательной речи, произвольной памяти и внимания) и в меньшей степени – на развитие нравственных качеств ребенка(нетерпимости ко злу, чуткой восприимчивости к добру и справедливости, умения понимать других, сочувствовать и сопереживать им, способность глубоко и искренне любить

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.