12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Daniel Mukhabovich Kapov8614
Методист. Практикующий психолог. к.психол. н.,высш.кат. Врачеватель душ человеческих. В своей работе пользуюсь авторскими методиками. Область интересов и исследований - психология масс, дивергентное мышление.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»

«Возможности песочной терапии»

Автор

Даниэль Мухабович Капов

педагог-психолог УВО

ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»


 


 

«Пустыни — это бывшие горы. Когда-то они высились незыблемо и величественно. Но однажды горные породы обуяла гордыня. Они подумали: «А что если нам жить не частичкой большой горы, а отдельно, самим по себе?» И гора пошла трещинами, породы постепенно выветрились, рухнула вершина... И ветер сровнял песок».
Вардгес Петросян


 

Песок – многогранный материал. Он обладает уникальными особенностями и свойствами. Принимаю различные формы, обладает способностью завораживать восприятие человека.

Податливость песка рождает желание творить новые формы, создавать некую иную реальность в рамках существующей. Поддаваясь творческому порыву, человек способен полностью раствориться в процессе, погружаясь в создание миниатюрного мира, в котором он выступает как созидатель.

Недаром, песок связан с один из интереснейших методов аналитической психологии ХХ века, а именно – техникой песочной терапии.

Песочная терапия основана на юнгианском аналитической подходе, и базируется на бессознательном отражении символического содержания внутреннего мира личности.

В настоящее время, песочная терапия является самостоятельным направлением психотерапии.

Техника песочной терапии основывается на сочетании вербального и невербального отражения ощущений и состояний. Невербально, человек создает картину, наполняет ее сюжетом и смыслом. Вербально же, он транслирует свои ощущения, придавая им объем, звук, цвет, раскрывающий смысл картины.

Данная техника используется как при работе с детьми, так и взрослыми.

Особенность техники.

Песочная терапия - это уникальная возможность исследования своего внутреннего мира с помощью множества миниатюрных форм.

Работа с песком, дает возможность безопасного самовыражения, трансляции того, к чему сложно подобрать слова, или того, с чем сложно соприкоснуться напрямую, дает возможность увидеть и зафиксировать то, что постоянно ускользает.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничивается формами и шаблонами. Множественное сочетание и переплетение символов, фигур, сцен, дает возможность более контрастного отражения свойств и состояний, не доступных вербальному описанию.

Данная техника позволяет непринужденно визуализировать болезненные или «острые» состояния, переживания, ощущения, давая возможность автору вывести их из субъективной реальности в объективную.

Техника песочной терапии не требует особых или специальных знаний и умений, а построена на свободном конструировании композиции.

Песочная терапия – удивительный способ слияния с миром и самим собой, способствующий снятию внутреннего напряжения, эмоциональной разгрузке, восстановления психического баланса.

Особенность техники песочной терапии заключается еще и в том, что она ориентирована на естественное проявление мыслей, чувств, настроения, отражаемых в непривычной форме.

В свою очередь, данная техника, отвечает потребностям современного человека, в гармонизации психофизического состояния.

Техника песочной терапии применяется психологами с целью:

Диагностики;

Коррекции;

Терапии;

Развития творческих способностей;

Релаксации.

Среди показаний к применению техники песочной терапии можно выделить:

Психосоматические заболевания;

Тревожность, страхи;

ПТСР;

Сложности, связанные с социальными ситуациями (общение со сверстниками, изменения в семье, взаимоотношения с родителями);

Песочная терапия позволяет:

Выразить эмоциональное состояние, которое сложно сформулировать словами;

Дает возможность попробовать новые формы саморегуляции;

Позволяет выплеснуть негативный опыт взаимодействия.

Оборудование, необходимое для занятия:

Планшет с песком (может быть как с подсветкой, так и без нее).

Различные миниатюрные фигурки и предметы, использование которых дает возможность дополнения песочной композиции. Фигурки и предметы могут быть изготовлены из дерева, стекла, камня.

Естественные природные объекты: веточки, камни, ракушки, семена растений, шишки, желуди и т.д.

Приветствуется музыкальное сопровождение.

Принцип построения занятия.

Занятие проводится только психологом-специалистом в области консультирования, тренинговых технологий, и психоанализа.

В основном используются три формы построения занятия.

Четкое следование принципам конкретной школы с использованием определенных, базовых, техник;

Построение занятия по определенному шаблону;

Развитие динамики занятия, используя технику «присоединения» к клиенту.

Наиболее предпочтителен третий вариант построения занятия, при этом, необходимо придерживаться трех базовых правил.

Присоединение к клиенту. Данный ход со стороны психолога\терапевта, позволяет ему более тонко почувствовать и понять огромную информационную нагрузку, содержащуюся в актуальной картине. Понять клиента, почувствовать его настроение, уловить уникальный образ картины. Специалист, следуя за клиентом, помогает ему осознать собственные сильные и уязвимые стороны.

Заинтересованность сюжетом и смысловой нагрузкой событий картины. Погружаясь в картину клиента и изучая ее, специалист сочетает в себе две личности. Первая- любознательный ребенок, который полностью заинтересован в том, что происходит в том мире, который создает клиент. Вторая- мудрец, который стремится к поиску истины.

Строгое следование профессиональной этике. Терапевт не может без согласия клиента изменять картину в песочнице. Внутренний мир человека- это тонкая, уязвимая материя, и только этический кодекс специалиста способен защитить клиента.

Принципы техники песочной терапии.

«Проживание» и «Проигрывание» возможных ситуаций вместе с клиентом. На этом принципе основана техника трансляции из воображаемого в действительное, и обратно.

Осмысление ситуации и конкретного опыта. Этот принцип позволяет соотнести игру с реальностью, дает возможность для поиска решений.

Обмен идеями. На основе этого принципа строятся доверительные отношения терапевта и клиента.

Оживление абстрактных символов и фигур. На этой основе формируется чувство реалистичности происходящего в картине мира.

Игра без правил. Песочная терапия, это форма взаимодействия, которая не предусматривает следования конкретным правилам. Творчество в песочнице- это полноценный процесс создания мира, который не может быть ограничен, т.к. он является проекцией внутреннего мира человека.

Особенности анализа при работе с песком.

Важность переосмысления сюжета картины мира;

Песочница- уникальный инструмент, позволяющий провести анализ различных событий жизни: травмы, болезненный опыт, личностное развитие, сложности во взаимодействии с окружающими;

Песочная терапия- способ тонкого, чувственного познания собственного внутреннего мира, с полным погружением и отражением его в реальность;

Техника песочной терапии дает возможность активизировать личностные ресурсы, направляя их на саморазвитие личности, развития психической гибкости, формирования устойчивого (+) отношения к себе. Образы, бессознательно созданные на песке, позволяют понять себя.

В процессе работы с песком, формируются новые программы саморегуляции;

Окончание работы с песком- это своего рода переход из того, что было, в то, что есть сейчас.


 

Используемая литература:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПБ.: «Питер», 2001.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии.- СПБ.: «Речь», 2002.

Кулаков С.А. «Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов». – СПб.: «Речь», 2004

Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПБ.: «Речь», 2003.

Майер Л. Арт-терапия в работе с подростками. – Ростов н\Дону.: «Феникс», 2001.

Саковч Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. –СПБ.: «Речь», 2006.

Штейнхарл Л. Юнгианская песочная терапия. –СПБ.: «Питер», 2001

Интернет-ресурсы:

Материалы из Википедии- Свободная энциклопедия. Песочная терапия.

Профессиональная психотерапевтическая лига. Песочная терапия

Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.