12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вагапова Айгуль Рафаиловна656
Россия, Пермский край, с. Барда











Проект


«Песочная терапия

в коррекции речевых нарушений»







Разработала: учитель-логопед Вагапова А. Р.
















Актуальность.

К. Д. Ушинский писал: «Наилучшая для малыша та игрушка,


которую он может заставить по-разному изменяться; для


маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка»


Игра с песком – это не простое времяпрепровождение. Это много


новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и


надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из


обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.


Песочная терапия позволяет решить множество коррекционных и


образовательных задач в обучающем процессе. Актуальность


заключается в том, что многие современные концепции


дошкольного образования признают незаменимое влияние


песочной терапии на речевое развитие ребѐнка. Кроме того,


песочная терапия способствует развитию внимания, восприятия,


памяти, мышления. Песок идеально подходит для формирования


перцептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой


моторики.

Проблема.

Совершенно очевидно, что необходимо совершенствовать


дидактически приемы, методы образовательно-информационной


работы с современным подрастающим поколением. Игры с песком


способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит,


обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются


эффективным способом подачи материала.


Возникает проблема: создание условий для обеспечения


эффективности работы по коррекции речевого развития детей


средствами песочной терапии.


Тип проекта: образовательно развивающий.


По содержанию: практико ориентированный.


По характеру участия ребенка: ребенок участник от


зарождения идеи до получения результата.


По характеру контактов: в контакте с семьей.


По количеству участников: индивидуально подгрупповой.


Продолжительность: долгосрочный.


Срок реализации проекта: октябрь 2016 - май 2017.


Участники проекта:


- воспитанники старших и подготовительных групп, нуждающиеся


в коррекции речевого развития;


- воспитанники с ограниченными возможностями здоровья;


- учитель-логопед;


- родители воспитанников.


Основные направления работы с детьми:


- совместная деятельность взрослого и ребенка;


- самостоятельная деятельность ребенка.

Тема.

«Песочная терапия в коррекции речевых нарушений»

Цель проекта.

Развивать речь детей-логопатов средствами песочной терапии.

Задачи.

- создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной


сферы детей-логопатов;


- вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие


от игр с песком в совместной деятельности с другими детьми;


- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику,


умение ориентироваться в пространстве;


- автоматизировать звуки в речи;


- развивать фонематический слух;

t1622041290aa.gif



- обогащать и активизировать словарный запас;






- развивать навыки словообразования и словоизменения;



- развивать связную речь;











- развивать внимание, речевую память, воображение;




- формировать положительные качества личности ребенка.


- формировать предпосылки поисковой деятельности;



- развивать коммуникативные умения вести беседу в процессе


совместной деятельности;









- развивать умения определять возможные методы решения


проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;


- разработать систему игр и занятий с детьми.





Гипотеза

В результате целенаправленной и системной

работы

с детьми

образовательного

старшего

дошкольного

возраста по

теме

«Песочная

терапия в

проекта.

коррекции речевых нарушений» у воспитанников повысится


уровень фонетико-фонологической и лексико-грамматической


компетенции, будут развиваться познавательные способности и


навыки позитивно-коммуникативного поведения.



Принципы

- принцип

доступности

предусматривает учет

уровня речевого











реализации

развития, особенностей

индивидуального

и

психического

проекта.

развития детей;














- принцип системности обеспечивает

решение

комплекса задач












оздоровительной,

образовательной


и

воспитательной


направленности с

соответствующим содержанием,

что позволяет


получить прогнозируемый результат;








- принцип

последовательности

заключается

в

постепенном











повышении

уровня сложности

речевого

материала в

процессе


познавательной деятельности с песком.








- принцип дифференциации и индивидуализации предполагает







создание условия для полного проявления

способностей каждого


ребенка и своевременной воспитательно- образовательной работы.

Ожидаемый

Для детей:














результат.

- повысился уровень фонетико-фонологической и лексико-


грамматической компетенции;









- повысился уровень познавательной активности (расширились


представления об окружающем мире), творческих способностей,


позитивно-коммуникативного поведения в ходе игр с песком;


- совершенствуется координация движений, мелкая моторика,


ориентация в пространстве.









Для педагогов:














- повышение уровня профессионализма педагогов в реализации


развивающих технологий;











- внедрение инновационных технологий, современных форм и


новых методов работы для обеспечения эффективности коррекции


речевого развития детей.











Для родителей:














- повышение уровня заинтересованности родителей в применении


развивающих технологий дома.








Этапы реализации

Предмет исследований: песочница, вода, набор миниатюрных

проекта.

предметов и игрушек.











I этап - Подготовительный.









- изучение методической

литературы с использованием

интернет


ресурсов, анализ ситуации;








t1622041290aa.gif


t1622041290ab.gift1622041290ac.gift1622041290ad.gift1622041290ae.gift1622041290ac.gifознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта;


подбор наглядно – дидактических материалов и оборудования для НОД, игр, индивидуальной работы с детьми.


II этап – Внедренческий.


подбор методических рекомендаций по использованию песочной терапии в коррекционной работе;


создание системы игр и занятий с детьми;


привлечение родителей к использованию песочной терапии в рамках семейного воспитания.


III этап - Итоговый.

консультации для педагогов и родителей;

создание картотеки игр и упражнений с песком;

памятки об использовании игр с песком в семье;


презентация «Песочная терапия, как средство речевого развития детей с ОВЗ».


IV этап - Рефлексия.


произвести оценку результатов проекта, представить отчет в доступных формах;


распространить идею проекта в образовательной среде.


Методическое обеспечение проектной деятельности.


Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы М. «Мозаика - Синтез» 2010 г.


Аромштам М. «Игры на влажном песке»//Дошкольное образование - июнь №12 2006

Андрунь С. «Чудеса из песка» //Обруч №3 2007


Бережная Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста»//Дошкольная педагогика/январь, февраль/ 2007


Грабенко Т. М. «Игры с песком или песочная терапия»//Дошкольная педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004


Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». - СПб.,1998г.


Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Практикум по песочной терапии». – СПб.: «Речь», 2002г.


Сакович Н.А. «Технология игры в песок. Игры на мосту».- СПб.: «Речь», 2006г.

Штейнхард Л. «Юнгианская песочная терапия». СПб.: Питер, 2001г.


Бондарцева С.Н. «Домик развития можно строить на песке» - Педагогический вестник.-2006.-N3.-С.5.


Васильченко Л.Н «Песочная терапия как средство развития деятельности ребѐнка» - Л.Васильченко «Развитие и коррекция»-2001.-вып.10.-С.42-47.


Жителева С.С. «Песочная терапия» - С.С.Жителева «Ребѐнок в детском саду».-2006.-

N4.-С.65-68


Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. «В гостях у Песочной Феи» / Н.В. Кузуб, Э. И. Осипук. - СПб. : ТЦ «Сфера», 2011. - 126 с.

Картотека

дидактических игр и упражнений с песком.


Развитие мелкой моторики и снятия эмоционального напряжения.

Упражнения:


поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки и т. д.);


выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;


создать отпечатками ладоней — кулачков, костяшек ладоней, кистей рук, ребрами ладоней, всевозможные причудливые узоры на песке;


«пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно


(сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими, мизинцами)


Упражнение «Следы на песке»:


«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.


«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.


«Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).


«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).


«Кроказябля» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.


Дидактическая игра «Кто к нам приходил?». Одному ребенку


предлагается изобразить с помощью рук на песке то, как передвигаются животные, птицы, насекомые; другому ребѐнку угадать, чьи следы он увидел.


Игра-упражнение «Секретные задания кротов». Ребѐнку предлагается


найти в песке конкретный предмет (шарик, кубик, «яйцо», кирпичик и др.) без опоры на зрительный анализатор.


Дидактическое упражнение «Страна наших чувств». Ребѐнку


предлагается на ровной поверхности песка нарисовать или слепить свой страх. Затем разрушить скульптуру или выровнять рисунок, чтобы получилась ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, предложить ребѐнку создать «весѐлую картинку» из материала и фигурок, которые ему нравятся.


Дидактическое упражнение «Веселые соревнования» - упражнение в


согласовании движений пальцев рук со словами. Детям предлагается разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Педагог говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям даѐтся задание - бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:


Побежали вдоль реки

Пальцы наперегонки.


Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали.


Дидактическая игра «Нарисуй картинку пальцами». Детям


предлагается вспомнить, на чем рисуют художники свои картины, представить, что все они художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у них - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей.

Работы украшаются бросовым материалом. Дети вместе с педагогом выбирают победителя.


Артикуляционные упражнения.


«Лошадка»


Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.


«Индюки»


Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.


«Качели»


Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.


«Часики»


Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.


«Накажи непослушный язычок»


Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.


Развитие диафрагмального дыхания.


Упражнения:


«Выровняй дорогу» - от детской машинки логопед проводит


неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;


«Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает


воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струѐй выдувает ямку в песке;


«Помоги зайцу»


песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;


«Дорога к другу»


На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;


«Секрет»


песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;


«Добрый великан»


Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает еѐ, помогая герою продолжить свой путь;

«Путешествие»


На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;


«Буря»


Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

Развитие фонематического слуха.


Упражнения:

«Спрячь ручки» - прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки» Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.


«Сильный мотор»- произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.


«Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.


выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;


выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д. Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся в начале, середине, конце слова.


провести дорожку к картинке (игрушке) с заданным звуком;

отметить на песке место заданного звука в словах;

обвести картинку с заданным звуком, с заданным количеством слогов;


нарисовать под картинкой (игрушкой) цифру (символ), соответствующую количеству слогов в слове, слов в предложении;


нарисовать дорожку (длинную, короткую), соответствующую длине слова.


Дидактическая игра «Мой город». Педагог дает задание – выбрать


фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Дидактическая игра «Зоопарк» (дифференциация звуков).


вариант. На песке вперемежку выставляются фигурки или


изображения животных, птиц насекомых (с оппозиционными звуками). Дети должны разделить пространство и заселить одну часть «зоопарка» «жителями» с одним звуком, а другую часть «жителями» со звуком-оппозиционером.


вариант. Детям предлагается выбирать «жителей» с


определѐнным звуком, в определѐнном месте слова (в начале, середине или конце) и расселить их в соответствующие домики, обозначенные схемами.


Похожие сюжеты разыгрываются по темам «Растения», «Одежда», «Мебель», «Посуда».


Дидактическая игра «Два города»


Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.


Автоматизация звуков.


Дидактическое упражнение «Два города» - под толстым слоем песка


спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками.

Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.


Дидактическое упражнение «Дорожка».


Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.


Дидактическое упражнение «Горочка».

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.


Дидактическое упражнение «Дорожка».


Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.


Дидактическое упражнение «Совпадение».


Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.


Работа над лексической стороной.


Расширяется и активизируется лексика, связанная с песочницей:


существительные – песок, песчинка, песчанка, песочек, дюны, барханы, караваны и т.д.;

глаголы (даже без учѐта использования приставок) – сыпать, гладить, грести, превращать,

мочить и т.д.;

прилагательные – песочный, песчаный, лѐгкий, сыпучий, сухой, влажный, мокрый,

золотой, золотистый, зыбучий и т.д.


Классификации – распределение предметов, изображений по


различным отделам в «Магазине», «В гараже – ангаре – доке», зонам пребывания в «Зоопарке» или на планете «Земля».


Коррекция нарушений слоговой структуры слова.


Дидактическое упражнение «Полоски».


Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.


Дидактическое упражнение «Исправь ошибку».


Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.


Дидактическое упражнение «Раздели слово на слоги».


Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.


Дидактическая игра "Построй ступеньки» (Деление слов на слоги).


На возвышенностях, сделанных из песка, расположить домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов – названий предметов, изображѐнных на карточках. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.


Совершенствование грамматического строя речи.


Наряду с выполнением действий дети упражняются в употреблении


приставок с различными корнями (насыпать, налить, накрыть, написать и т.д.), образуя новые слова и конструкции.


«Лодочка» - в этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ,

ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.


«Мы едем в гости…» игровое упражнение для развития


пространственных представлений (направо, налево, вперѐд, назад). Ребѐнок регулирует движение машинки по песочной дороге, чтобы помочь другому игроку добраться до нужного объекта.


«Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда педагог стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.


«Песочные прятки» - игровое упражнение для развития умения


согласовывать прилагательное с существительным. Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем педагог просит назвать все предметы, которые были найдены в песке, рассказав какие они.


Дидактическая игра «Я делал - я сделал» - упражнение в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал). Перед занятием в песке прячутся фигурки. Ребенку предлагается откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем предлагается ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и


т.п.)


Дидактическая игра «Звери на дорожках» - упражнение учит детей


пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Способствует упражнению в употреблении единственного и множественного числа имен существительных; закреплению знаний о диких животных и их детенышах.


Педагог показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?


Педагог с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Педагог берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.


Дидактическая игра «Волшебный клад» - упражнение в ориентировке


пространстве, согласно словесным указаниям. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов.


В руках педагога - кукла-волшебница из Страны Чудес. Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.


Связная речь.

Дидактическая игра «Начни предложение».


Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок)

заканчивает фразу. (и наоборот)


Дидактическая игра «Друзья».


При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

Дидактическая игра «Что случилось?»


При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)


Дидактическая игра «Дорисуй картинку и составь предложение».


Взрослый (ребѐнок) рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

Дидактическая игра «Отпечатки».


Ребенок смотрит на отпечаток, называет предмет, который оставил такой отпечаток, находит его среди других предметов, описывает его.


Дидактическая игра «Следы».


Педагог изображает следы животного, птицы. Ребенку предлагается угадать, кто оставил эти следы, описать какой он, что любит делать, как его зовут и т. д., а затем проверить правильность ответа, отыскав хозяина следов среди картинок.


Дидактическая игра «Найди клад». Ребенок находит закопанные


предметы, произносит название предмета, описывает его, называет первый звук названия предмета, последний звук названия предмета, составляет с ним предложение.


Дидактическая игра «Цветные острова».


Детям предлагается создать на поверхности песка песочные острова, украсив их с помощью миниатюрных фигурок или сподручных материалов (пуговиц, бусин, камушков


др.) Далее детям предлагается отправиться в путешествие по этим островам, рассказывая о том, как они называются, что на них растѐт, кто на них живѐт.

Дидактическая игра «Песочные строители».


Детям предлагается рассмотреть домик (замок) на листе бумаги, запомнить его, и построить песочные домики по памяти. После выполнения задания домики рассматриваются и «строители» рассказывают о том, что и как они строили.


Дидактическая игра «Найди отличие».


Ребенку предлагаем нарисовать на поверхности песка любой предмет или узор. Затем ребенок отворачивается, взрослый (другой ребенок) меняет некоторые детали и показывает полученное изображение. Воспитанник должен заметить и рассказать, что изменилось.


Дидактическая игра «Нарисуй «стихотворение». Проговаривание стихотворения сопровождается действиями с песком.


При обучении рассказыванию вначале педагог создаѐт на глазах


ребѐнка рассказ или сказку, выступая в роли рассказчика. При повторном воспроизведении педагог может задавать множество уточняющих вопросов, выяснять имена и названия, цвет, форму, величину, чувства, выстраивать диалог. Позднее, когда ребѐнок достаточно развит для довольно длительного и распространѐнного самостоятельного высказывания, можно попытаться изменить ход сюжета, внеся в повествование интригу («Вдруг…», «И вот, когда все собрались, то увидели, что…»). Далее проигрывается литературное произведение с его пересказом детьми.


Дидактическая игра «Проигрывание сказок» - развивает тактильную


чувствительность, пространственные представления, внимание, наблюдательность, умение пересказать текст. На песке строятся декорации к сказке. В процессе пересказывания сказки выполняются действия с предметами.

Консультации для родителей.


Игры с песком.


Знакомство ребенка с объектами неживой природы происходит практически с самого рождения. Снег, вода, песок и другие неживые объекты приводят малышей в неописуемый восторг. Игры с природными материалами, особенно для детей дошкольного возраста, являются естественным и самым доступным способом обогащения представлений о природе, развития мыслительных операций, свойств внимания, речи и т.д.


Правильно организовав такие игры для дошкольника, можно ненавязчиво формировать у ребенка знания о качествах и свойствах неживых объектов. Таким образом, в игре, но, вместе с этим, в естественных условиях, создается основа для объяснения ребенку новой для него информации.


Песок - это один из первых объектов неживой природы, с которым знакомится малыш. Находясь в песочнице, он с радостью «печет куличики», строит мосты и замки. Однако это можно делать только в теплые летние деньки. Но как же хочется играть с песком в любом месте и в любое время года. Это совсем не сложно.


Предлагаем развивающие игры с песком для дошкольников, в которые можно играть в домашних условиях. В каком возрасте можно начинать играть с песком детям? Оптимальным возрастом, с которого эффективнее проводить игры с песком, является три года. Что нужно для игры с песком? В качестве оборудования для игр с песком вам понадобится: Пластмассовая емкость или водонепроницаемый деревянный ящик; Песок желтого или светло-коричневого цвета. Песчинки среднего размера, промытые, просеянные и прокаленные в духовке; Лопатки, широкая кисточка, сито, воронки, формочки, миниатюрные игрушки, игрушечная посуда, камешки, веточки, штампы-силуэты и т.д.


Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на

теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в

глубине

Чем полезны игры с песком?

Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь;

развивают навыки самоконтроля и саморегуляции;

развивают творческое мышление, воображение и фантазию;

формируют у ребенка представления об окружающем мире;

развивают мелкую моторику, глазомер;

успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!); - -

помогают познавать внешний и свой внутренний мир.


Примерные игры с песком для дошкольников.


Игра «Чьи следы?» способствует формированию представлений у


ребенка о свойствах влажного и сухого песка. На прогулке понаблюдайте с малышом за людьми, животными и птицами. Обратите внимание ребенка на то, что когда они ходят по влажному песку (земле), остаются следы, а по сухому - их нет. Ход игры. По приходу домой разделите песок в емкости на две части. Одну часть песка оставьте сухой, а другую


смочите водой, чтобы она стала влажной. После этого разместите около «песочницы» разные игрушки (лучше всего пластмассовые или резиновые): куклы, собачки, птички и др. Предложите малышу поиграть с этими игрушками на песке: попрыгать, походить.


Обратите его внимание на то, где остаются следы, а где нет. Затем предложите ребенку

придумать следы разных животных, например, провести пальчиком по песку как будто ползет змея, кончиками пальцев постучать по песку словно прыгает зайка и т.д.


Игра «Найди отличие» развивает внимание, наблюдательность,


умение составить связное высказывание. Ребенку предлагаем нарисовать на поверхности песка любой предмет или узор. Затем ребенок отворачивается, взрослый (другой ребенок) меняет некоторые детали и показывает полученное изображение. Воспитанник должен заметить и рассказать, что изменилось.


«Цветные острова» - детям предлагается создать на поверхности песка


песочные острова, украсив их с помощью миниатюрных фигурок или сподручных материалов (пуговиц, бусин, камушков и др.) Далее детям предлагается отправиться в путешествие по этим островам, рассказывая о том, как они называются, что на них растѐт, кто на них живѐт.


«Дорисуй картинку и составь предложение» - взрослый (ребѐнок)


рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.


«Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования


существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда педагог стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.


«Мы едем в гости…» игровое упражнение для развития


пространственных представлений (направо, налево, вперѐд, назад). Ребѐнок регулирует движение машинки по песочной дороге, чтобы помочь другому игроку добраться до нужного объекта.


Игра «Рисуем на песке» направлена на закрепление представлений


ребенка о свойствах влажного и сухого песка. Ход игры. Разделите песок на две части, одну из которых смочите водой. Предложите малышу порисовать на песке. Это можно делать пальцами, палочкой, кончиком кисточки, карандашом и другими подручными материалами. Кроме этого можно показать малышу, как рисовать сухим песком по мокрому. С этой целью насыпьте в полиэтиленовый пакет немного сухого песка, сделайте


нем небольшую дырочку и нарисуйте струйкой узор на влажном песке. Игр с песком для дошкольников можно придумать очень много.


Играйте и занимайтесь с малышом в удовольствие!


Играем с песком!


Дорогие папы и мамы! Наслаждаясь летним отдыхом, порадуйте своего ребенка совместными играми! Используя свободное время на берегу моря или гуляя с малышом на детской площадке, поиграйте с ним в песке.


Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности, которая развивает и приносит радость открытий и удовольствие.


Через игры с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать. Мощно развивается «тактильная» чувствительность. Формируются игровые и коммуникативные навыки ребенка.


играх с песком интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.


Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, помогает снять напряжение. Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными, общительными и успешными взрослыми.

Предлагаем возможные варианты игр с песком.

«Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.


«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.


«Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).


«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).


«Кроказябля» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы, рассказывают о том как оно выглядит и чем питается.


«Узоры на песке»


Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые и сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого.


«Песочные строители» Предложите ребенку построить (нарисовать пальчиком) домики для игрушек: Например, колобку нужен дом круглой формы, жирафу — прямоугольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме и т.д. Попросите ребѐнка объяснить, почему нужны домики такой формы. Где же нарисовать домик? Колобок хочет жить в правом верхнем углу песочницы! и т.д.


«Песочные прятки». «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: "Открываются глаза, начинается игра", ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки».


Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.


Игры с мокрым песком.


Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы … Ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку, коментируя свои действия. Можно развить сюжет и сочинить мини-сказку: «Кто, куда, зачем и что «получилось?»


На мокром песке можно рисовать достаточно четкие линии, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радости, грусти, злости, страха, удивления. При этом ребѐнок должен объяснить, как определить по внешним признакам настроение человека.


Игра «Кто к нам приходил?» Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные / горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания: игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания.


Фантазируйте вместе с детьми!

Презентация

«Песочная терапия, как средство речевого развития детей с ОВЗ».



Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьется разум (К.Г.Юнг).


Многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребѐнка.


Техника песочной терапии возникла в 1950-х годах. Автором этого метода считается швейцарский аналитик Дора Калф.


Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. (слайд №3)


Упражнения и игры с песком способствуют:


снятию психоэмоционального напряжения и созданию положительного настроя;


развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики;


развитию воображения, творческого потенциала;


развитию мышления, речи, памяти, внимания;


развитию интеллекта, обучению новым навыкам;


формированию положительных черт характера.


Упражнение «Необыкновенные следы» развивает тактильную чувствительность. Предлагаем ребенку изобразить с помощью рук на песке то, как передвигаются животные, птицы, насекомые. (слайд №4)


Игра «Найди отличие» развивает внимание, наблюдательность, умение составить связное высказывание. Ребенку предлагаем нарисовать на поверхности песка любой предмет или узор. Затем ребенок отворачивается, взрослый (другой ребенок) меняет некоторые детали и показывает полученное изображение. Воспитанник должен заметить и рассказать, что изменилось. (слайд №5)


Игра «Песочные строители» развивает пространственные представления, слуховую и зрительную память. А также используется для автоматизации изолированных звуков, звуков в слогах, словах. (слайд №6)


Упражнение «Страна наших чувств» снимает психоэмоциональное напряжение.

Используем следующие задания для решения задач перцептивного развития:


действия с песком: захватить песок в щепотку и разжать; то же, но мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок; засыпать палец или ладонь другой рукой; выложить по насыпанной дорожке камешки; перетирать песок между ладонями и т.д.;


отыскать в песке предметы (бусины, мелкие игрушки);


рисование на песке, дорожек, волнистых линий, заборчиков, лесенок, геометрических фигур;


разнообразные прикосновения к поверхности песка: ладошкой, ребром ладони, пальцем (пальцами).


работа с контурами и шаблонами: обведение пальцем контура или шаблона, засыпание шаблона песком. (слайд №7–10))


Игра "Построй ступеньки» развивает ориентировку в пространстве, умение воспроизводить цепочки слогов, слов, делить слова на слоги. (слайд №11)


Упражнения на развитие фонематических процессов:

провести дорожку к картинке (игрушке) с заданным звуком;


отметить на песке место заданного звука в словах;


обвести картинку с заданным звуком, с заданным количеством слогов;


нарисовать под картинкой (игрушкой) цифру (символ), соответствующую количеству слогов в слове, слов в предложении;


нарисовать дорожку (длинную, короткую), соответствующую длине слова. (слайд №12-13)


Пальчиковая гимнастика развивает дифференцированные, точные и согласованные действия пальцев рук. Проговаривание стихотворения сопровождается действиями с песком. (слайд №14)


Проигрывание сказок развивает тактильную чувствительность, пространственные представления, внимание, наблюдательность, умение пересказать текст. (слайд №15)


Игры с песком имеют большое значение для поддержания здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности.



Игровой тренинг «Правила игры в песочнице для малышей».


На начальном этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.


Ведущий. Песочная фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:


Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.


Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.


Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.


Игра-занятие «Песочный детский сад»


данной игре поэтапно обыгрывается целый день в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например расставание с родителями или прием пищи.


Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-«детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.


Среди больших игрушек в группе выбирается такая, которая в понимании ребенка может символизировать родителя. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.


Игра с игрушкой-«родители» и игрушкой-«ребенок»


«Родители» приводят «ребенка» в песочный детский сад, где их уже ждет Песочная фея — воспитательница. Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться, и помогает ему переодеться. Родители целуют малыша и оставляют ему в кармашке/мешочке кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят (взрослый уносит игрушку из комнаты). Песочная фея-воспитатель вместе с малышом машут родителям и идут вместе в группу — песочницу, где уже приготовлено место для игровой

комнаты: там стоит игрушечный столик с посудой, спальня с игрушечной кроваткой, туалет с игрушкой — имитация горшка. Часть песочницы может быть засажена веточками-деревьями — это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее игровой сюжет развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.


При многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например расставания с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации, так как его песочный опыт будет показывать предсказуемость и благополучный исход реальных событий: «каждое утро ты идешь в детский сад», «на некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей», «ты можешь весело поиграть с другими детьми», «воспитатель всегда поможет тебе», «ты должен слушать, что говорит и что просит тебя сделать воспитатель», «родители всегда придут за тобой, они любят тебя».


Консультация для воспитателей

«Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших

дошкольников»


Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.


Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Особенно важно правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период подготовки к школе, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в начальных классах.


Между тем, как показывает практика педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В первую очередь, потому, что прогрессивная деятельность по развитию речи у детей не может и должна быть ограничена рамками календарного плана по проведению дидактических игр. В работе по развитию речи, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности.


Особым интересом у дошкольников пользуются речевые игры, сказкотерапия и особенно — песочная терапия.


Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке – животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.


Особенно важны такие игры для детей с задержкой речевого и психического развития. Таким дошкольникам часто свойственны повышенная тревожность, высокий уровень агрессии, застенчивость, заниженная самооценка, рассеянное внимание.


Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.

Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей. Расскажу о нескольких приемах и методах, которые особенно часто и плодотворно использую в своей практике.


Игра «Нарисуй сказку». Воспитатель просит ребенка нарисовать на песке что-нибудь, любой предмет, или рисует сам. Например, солнышко. Далее воспитатель предлагает детям нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу рассказа

персонажей, например, девочку, дождик, зонтик, радугу и т.д. Так можно «нарисовать» чудесные волшебные сказки, поучительные и просто забавные рассказы.


Игра «Звуки на песке». Эту игру можно с успехом использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв. Ход игры: воспитатель рисует на песке любой предмет на заданную букву, например, рыба – на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.


«Сотри лишнее». Хорошая тренировка логического мышления, направленная также и на развитие речи ребенка. Воспитатель рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок-дерево).


«Сад камней». Дети очень любят играть в песке со всевозможными

камушками, ракушками и другим подручным материалом. Игру обычно начинаю

так: предлагаю общую тему для творчества, например, «море». Дети с удовольствием

выкладывают камнями фигурки рыб, волны, кораблики, попутно рассказывая свои

«морские» истории. Кто-то делится воспоминаниями о морском купании, кто-то играет «в

пиратов», устраивая настоящие кораблекрушения. Так, в процессе увлекательной игры,

одновременно происходит развитие речи, творческого воображения, мелкой моторики.


«Мой мир». В этой игре песок служит не столько материалом, сколько фоном для оформления детских фантазий. Детям предлагается создать свой город на песке, используя множество подручных средств (цветные пуговицы, маленькие игрушки, бусины, искусственные цветы, ракушки и т.д.). У каждого получается свой неповторимый мир. Дети с увлечением рассказывают о том, как устроены песчаные города, какие там цветут растения, какие люди или звери живут в этом мире.


Последний метод особенно хорошо использовать в процессе диагностики речевого


психологического развития ребенка. Занимаясь с детьми, воспитателю нужно не забывать и о работе со взрослыми. На собраниях с родителями можно проводить семинары, посвященные формам и методам развития речи дошкольников, устраивать специальные логопедические практикумы. Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома – развивать и закреплять навыки, полученные на занятиях в детском саду.


Педагогическая копилка


«Личность педагога и еѐ влияние на процесс песочной терапии».


Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком.7 Должен ли он быть «доброй мамой», создающей ребенку комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он соавтор песочной картины? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять важную особенность песочной терапии. Дело в том, что на песочном «листе» перед терапевтом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым. Особо актуален в данном контексте древний принцип «не навреди».


Здесь для специалиста действуют три правила:


Присоединение к ребенку.


Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами,


разворачивающимися в песочнице.


Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.


Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.


Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода

профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса

изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное

суждение Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и

только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста

могут защитить ребенка от психической травмы.


ПЯТЬ ШАГОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО ПРОЦЕССА.

Первый шаг —


демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее: «Посмотрите: наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет: если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный, Вы можете создать любой ландшафт — и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».


Второй шаг -


демонстрация коллекции фигурок. Обычно мы говорим детям следующее: «Посмотрите: здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете ихрассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».


Третий шаг -


знакомство с правилами игр на песке. Очень часто педагоги задают нам такие вопросы: «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?». Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.


Как пример приведем фрагмент развивающего занятия в ДОУ № 76 Невского района Санкт-Петербурга (воспитатель ОЛЕЙНИК И. Е.).


Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришел песок, чтобы поведать свои тайны, рассказать интересные истории и сказки. Здесь, в нашей песочнице, живет властелин песка — Песочный Человечек. Он очень веселый и знает много игр. Но раскрывать свои секреты он сможет только тем, кто готов соблюдать его законы. Песочный Человечек редко показывается людям, но если мы настоящие волшебники, то сможем его увидеть.


Дети. Как его увидеть? Как? Где человечек?


Воспитатель. Для этого нам необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки. И каждый должен назвать свое имя.


Дети. Я—Ася. Я —Рома. Я—Сережа...


Воспитатель. А теперь мы должны поведать Песочному Человечку о наших добрых делах. Но давайте договоримся, что Ася расскажет о том, какие добрые дела совершил Рома, Рома расскажет о Сереже, Сережа — о Кате... Так мы докажем Песочному

Человечку, что мы — настоящие волшебники. Ведь волшебники постоянно совершают добрые дела.Дети. А он нас услышит? Как? Где


он? Его не видно!


Воспитатель. Хозяин нашей песочницы очень чутко прислушивается ко всему, что здесь происходит. Другое дело, если мы ему не понравимся, не сможем доказать, что мы достойны узнать его тайны и сказки, сыграть с ним в увлекательные игры, — он так и не появится!


Дети. Мы хорошие и добрые!


Воспитатель. Это надо доказать! Песочный Человечек нас слушает очень внимательно и пустым словам не доверяет, ему нужны факты.


Милый Песочный Человечек Я -Ирина Евгеньевна, я хочу рассказать тебе об Асе. Асенька очень любит животных, она заботится о наших хомячках, всегда накормит их, напоит, вычистит клетку Благодаря Асе они у нас не болеют и всегда веселы. Теперь твоя очередь, Ася!


А с я . Я расскажу о Роме?.. Рома хороший, он конфеты всем дает.


Воспитатель. Песочный Человечек, Ася тебе хочет сказать, что Рома щедрый, заботливый мальчик, всегда думает о своих друзьях и знает, чем их порадовать. Я правильно тебя поняла, Ася?


Ася. Правильно!


Когда с помощью взрослого ребята рассказали о добрых делах друг друга, то взрослый просит их разъединить руки, положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести заклинание:


ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный Человек, приди!


(Звучит музыка и в руках у взрослого появляется кукла-марионетка в золотистом одеянии.)


ос п и т а т е л ь . Откройте глаза, дети! (От лица Песочного Человечка)


вас слушал, я вас слышал, Вы такие молодцы! Вы волшебники-творцы. Я открою вам секреты. Только знать надо при этом Правила моей страны. Очень все они просты! Я сейчас их изложу И запомнить попрошу! Вы готовы мне внимать?Значит, можно начинать?


Повторяйте все за мной!


Вредных нет детей в стране — Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Пэры, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня?! Или надо повторить?! Чтоб запомнить и дружить!


(Несколько раз дети повторяют правила работы с песком, начиная со слов "Здесь нельзя кусаться, драться...»)


дальнейшем дети повторяют ритуал входа в страну с некоторыми изменениями. Например: вызывая Песочного Человечка, они стоят вокруг песочницы, взявшись за руки,


рассказывают о том, как использовали знания, полученные в ходе занятий с песком (нарисовали картину; рассказали маме и сестренке; посадили рассаду на подоконнике; попросили воспитателя или родителей прочитать о том, что узнали в детской энциклопедии, и пр.); о своих желаниях и просьбах (узнать буквы; поиграть с трансформерами и с покемо-нами; узнать, как раньше строились города; научиться решать задачи и пр.); о проведенном дне; о своих мечтах и т. д.


Дети опускают руки в песочницу, произносят заклинание


Появившийся в руках воспитателя Песочный Человечек приветствует детей, спрашивает о том, нужно ли ему повторить правила жизни в Песочной Стране, и предлагает тему игрового занятия. (Важно отметить, что Песочный Человечек вводится воспитателем в игру только тогда, когда ребята искренни, не лукавят. Соблюдение правил

игры отслеживается при помощи этого сказочного персонажа, причем при их неоднократном нарушении мягко, но безапелляционно игра сворачивается.)


Четвертый шаг —

формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание


занятия. Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др.). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят.


Пятый шаг —


завершение занятия, ритуал выхода. Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности. Например:


ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог! После произнесения этих слов ребята прощаются с Песочным Человечком.


Как вы понимаете, мы «прошли» лишь первые шаги по дороге песочных игр.


t1622041290af.jpgt1622041290ag.png


t1622041290ah.jpgt1622041290ai.png


t1622041290aj.jpgt1622041290ak.jpgt1622041290al.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.