12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кабанова Надежда Валерьевна30 Россия, Удмуртская респ., Большое Волково |
Программа дополнительного образования «Живая лаборатория моими глазами»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Большеволковская средняя общеобразовательная школа Вавожского района
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Живая лаборатория моими глазами»
Возраст учащихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Кабанова Надежда Валерьевна
Педагог дополнительного образования
д. Большое Волково, 2023 г
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая лаборатория моими глазами» составлена в соответствии с дополнительной образовательной программой МОУ Большеволковская СОШ.
Направленность: естественнонаучная.
Программа разработана на основании законодательных и нормативно – правовых документов:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Росийской Федерации» (в частности, статьей 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»);
- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
-Дополнительной образовательной программой МОУ Большеволковская СОШ;
- Положением о дополнительной образовательной общеразвивающей программе МОУ Большеволковская СОШ;
Актуальность: Программа кружка в «Живая лаборатория моими глазами» соответствует целям ФГОС и обладает новизной для учащихся и направлена на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на более глубокое развитие практических умений, через обучение учащихся моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в старших классах. Помимо всего выше сказанного, у ученика есть прекрасная возможность более глубоко познакомиться с предметом, понять всю его привлекательность и значимость, а значит, посвятить себя в будущем именно биологии. Для этого у школьника будет возможность принимать участие в предметных неделях, научно-практических конференциях, олимпиадах различного уровня. В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, проекты, экскурсии. Программа кружка «Живая лаборатория» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Адресаты программы: программа рассчитана на учащихся 12-13лет.
Объём: 36 часов.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 45 минут.
Цель программы:
Целью занятий кружка является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии, изучение биологического разнообразия планеты Земля.
Задачи:
сформировать систему научных знаний о единстве живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;
систематизировать сформированные начальные представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
приобрести опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, и связи человека с ним;
сформировать основы экологической грамотности, способность оценивать последствия деятельности человека в природе;
сформировать способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов живых организмов;
сформировать представления о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования;
освоение приемов выращивания и размножения растений и животных в домашних условиях и ухода за ними.
Планируемые результаты
Личностные.
- Знания основных принципов и правил отношения к живой природе.
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, троить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты
- Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
- Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
- Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение).
- Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
- Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.
- Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
- Различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.
- Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
- Выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей.
- Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела. | Количество часов | Формы контроля |
| |||||||
Всего | тео рия | практика |
| ||||||||
1. | Введение. | 1 | 1 | - |
|
| |||||
2. | Микроскоп и я. | 5 | 1 | 4 |
|
| |||||
3. | Ботаника на практике. | 12 | 2 | 10 | Защита исследовательских работ |
| |||||
4. | Зоология на практике. | 18 | 5 | 13 | Защита исследовательских работ |
| |||||
ИТОГО | 36 | 9 | 27 |
|
|
Содержание учебного плана
Введение.
Тема 1.Теория: Инструктаж по технике безопасности при проведении лабораторных работ.
Раздел 1. Микроскоп и я. (5 ч.)
Тема 2. Практика: Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование.
Тема 3. Практика: Знакомство с устройством микроскопа.
Тема 4. Практика: Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов.
Тема 5. Практика: Мини-исследование «Микромир».
Тема 6. Теория: Выбор темы исследовательской работы.
Раздел 2. Ботаника на практике. (12 ч.)
Тема 7. Практика: Исследование фотосинтеза растений
Тема 8. Практика: Определение дыхательного коэффициента прорастающих семян.
Тема 9. Практика: Удивительное рядом.
Тема 10. Практика: Исследование крахмала из других объектов.
Тема 11. Теория: Структура листа.
Тема 12. Практика: Исследование верхней и нижней поверхности листьев.
Тема 13. Практика: Корневой чехлик. Зоны деления и роста.
Тема 14. Практика: Зона корневых волосков. Проведение воды в клетках молодого корня.
Тема 15. Практика: В мире растений.
Тема 16. Теория: Всё о пыльце.
Тема 17. Практика: Изучение пыльцы из натурального меда.
Тема 18. Практика: Защита исследовательской работы.
Раздел 3. Зоология на практике. (18 ч.)
Тема 19. Практика: Мини-исследование «Мир в капле мясного бульона».
Тема 20. Практика: Мини-исследование «Мир в капле мясного бульона».
Тема 21. Теория: Живая планета.
Тема 22. Практика: Клетки из мяса – что мы едим?
Тема 23. Практика: Клетки икры – откуда берутся рыбы?
Тема 24. Практика: Исследование ротовых аппаратов различных насекомых.
Тема 25. Практика: Исследование ноги насекомого.
Тема 26. Практика: Исследование крыльев насекомых.
Тема 27. Практика: Исследование фасеточных глаз.
Тема 28. Практика: Исследование рыбьей чешуи под микроскопом.
Тема 29. Практика: Исследование шерсти.
Тема 30. Теория: Выбор темы исследовательской работы.
Тема 31. Теория: Опорно-двигательная система птиц.
Тема 32. Практика: Строение скелета птицы.
Тема 33. Теория: Лесное дыхание.
Тема 34. Практика: Строение скелета млекопитающих.
Тема 35. Теория: Подготовка к защите исследовательских работ.
Тема 36. Практика: Защита исследовательских работ.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Месяцы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | Май | Всего недель | Всего часов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Недели обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4
| 1 | 2 | 3 | 4
| 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4
| 36 |
|
| ||||||||||
Контроль аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 |
| ||||||||||
Всего часов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1
| 1
| 1
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1
|
| 36 |
| ||||||||||
Теория
| 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
| 1 |
| 1 |
|
| 9 |
| ||||||||||
Практика
|
| 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 27 |
|
Программа воспитания
Характеристика творческого объединения
В данном объединении занимаются дети 12 -13лет. Обучающиеся осваивают технику работы с микроскопом, изучая микропрепараты растительного и животного происхождения.
Цель программы: изучение биологического разнообразия планеты Земля.
Мероприятия проводятся совместно с родителями, а также запланировано родительское собрание.
№ п/п | Тема мероприятия | Воспитательные задачи, решаемые в ходе мероприятия | Сроки проведения | Примечание |
1 | «Удивительное рядом» | Воспитание бережного отношения к природе, экологической культуре | Ноябрь, 1 неделя |
|
2 | «В мире растений»
| Воспитание стремления к защите окружающей среды, восстановлению природы
| Декабрь, 3 неделя
|
|
3. | «Живая планета» | Воспитание стремления к познанию мира и общества | Февраль, 1 неделя
|
|
4. | «Лесное дыхание» | Воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы, общества | Май, 1 неделя |
|
Методическое обеспечение программы
Учебно-наглядные пособия, компьютер, микроскопы, микропрепараты.
Условия реализации программы
Учебный кабинет, имеющий площадь и освещенность в соответствии с нормами СанПиН.
Формы аттестации.
Формой проверки результатов обучения является выполнение двух исследовательских работ.
Методические материалы.
Программа включает в себя следующие технологии:
По видам:
групповые
По методам:
объяснительно-иллюстрированный;
репродуктивный (педагог демонстрирует – воспитанник воспроизводит);
диагностический;
поисковый;
игровой.
Метод творчества:
эвристический (развитие творческих способностей);
смысловое ведение;
придумывания.
Метод воспитания:
Изменение деятельности в обществе.
Вид занятий:
теоретические и практические;
обучающие;
закрепляющие;
импровизационные;
игровые.
Список литературы:
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для обучающихся.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.- 304 с.;
2. Мазур О.Ч., Никитинская Т.В. Биология. Наглядный школьный курс: удобно и понятно. – М.: Эксмо, 2023;
3. Ростовцева Е.Л. и др. Биология. Ботаника. Зоология. – М.: ИЛЕКСА, 2022;
4. Интересный микроскоп. Изучаем микромир. Руководство. – Levenhuk Press, 2018;
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольно-измерительные материалы
Итоговая исследовательская работа
Критерии оценки защиты исследовательской работы.
№ | Критерии | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
1 | Актуальность | Автор не сумел показать, чем обусловлен его выбор кроме субъективного интереса, связного с решением личных проблем или любопытством. | Тема изученная, но в ней появились «белые пятна» вследствие новых данных, либо тема относительно малоизвестная, но проблема «искусственная». Не представляющая истинного интереса | Обоснована необходимость выполнения данной работы, доказана значимость поставленных проблем |
2 | Проблема | Не сформулирована | Названы противоречия на основе анализа ситуации, но не соответствуют теме | Сформулирована проблема, проанализированы ее причины, соответствует теме |
3 | Цель | Не выделена | Выделена нечётко и/или не соответствует проблеме | Выделена и соответствует проблеме |
4 | Задачи | Не соответствуют цели | Выделены нечётко и/или определены неверно | Соответствуют цели |
5 | Гипотеза | Не сформулирована | Выделена нечётко и/или не соответствует проблеме | Выделена и аргументирована |
6 | Методы исследования | Не применяются | Применяются, но не соответствуют цели и/или нецелесообразны | Соответствуют цели, разнообразны и адекватны предмету |
7 | Информационная компетентность | Теоретический материал по проблеме не представлен | Автор даёт краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, но упущены некоторые важные аспекты рассматриваемой проблемы. | На основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части |
8 | Логичность доказательства (рассуждения) | Работа представляет собой бессистемное изложение того, что известно автору по данной теме. | В работе либо упущены некоторые важные аргументы, либо есть «лишняя» информация, перегружающая текст ненужными подробностями, но в целом логика есть. | Последовательно, сделаны необходимые выкладки, нет «лишней» информации |
9 | Результативность | Выводы приведены, но не связаны с заявленной проблемой | Выводы не охватывают проблему в полном объеме, цель достигнута частично | Выводы соответствуют проблеме, цели и задачи достигнуты |
10 | Новое знание | Не получено | Получено новое знание | Новое знание имеет практическое применение, даны рекомендации по его использованию |
11 | Качество доклада | Доклад зачитывается | Доклад рассказывается, но не объяснена суть работы, монотонный, ручь эмоционально не окрашена | Доклад четко выстроен, краткий, формулировки ясные |
12 | Качество ответов на вопросы | Докладчик не может ответить на вопросы | Ответы докладчика не уверенные | Докладчик убедительно отвечает на большинство вопросов. Имеет собственную позицию и готов ее отстаивать |
13 | Наглядность | Представлен плохо оформленный демонстрационный материал | Демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть неточности | К демонстрационному материалу нет претензий |
14 | Рефлексивность | Не высказано впечатление о работе | Названы сильные и слабые стороны работы | Указаны причины успехов и неудач |
Максимальный балл – 28.
Перевод баллов в отметку
Количество баллов | Перевод в отметку | Уровень |
0-13 | отметка «2» | ниже среднего |
14-18 | отметка «3» | средний |
19-23 | отметка «4» | повышенный |
24-28 | отметка «5» | высокий |