Открытый урок по теме «Полисахариды. Крахмал и целлюлоза»

1
0
Материал опубликован 6 March 2022

Пояснительная записка к презентации

 Открытый урок  по теме: «Полисахариды. Крахмал и целлюлоза».

Цели урока: формирование представлений о важнейших полисахаридах: крахмале и целлюлозе -  в сравнении их строения, свойств, применения и значения в природе.

Задачи: 1) обучающие - закрепить умение писать реакции, характеризующие химические свойства моносахаридов на примере глюкозы; сравнить строение и свойства крахмала и целлюлозы; на основе межпредметных связей органической химии и биологии показать значение полисахаридов в строении и функционировании живой природы; формирование навыков и умений информационно – поисковой деятельности в процессе подготовки проекта,

              2) развивающие - развитие познавательного интереса к химии и биологии, выработка умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, обобщать изучаемые свойства и делать аргументированные выводы; формирование  умения устанавливать причинно- следственные связи,  самостоятельности учащихся по добыванию и применению знаний; развитие практических умений и навыков в процессе выполнения лабораторных опытов.

             3) воспитательные - способствовать воспитанию коммуникабельности, умению общаться на деловом уровне, адаптации работы в группе, паре; расширение кругозора обучающихся о применении полисахаридов и их роли в природе.

Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование и реактивы:

  • ноутбук,
  • проектор,
  • экран,
  • презентация мини - проекта «Полисахариды в косметике»,
  • образцы крахмала и целлюлозы,
  • образцы тканей из ацетатного шелка,
  • образцы продуктов, содержащих крахмал (картофель, рис, макароны, геркулес и белый хлеб),
  • йодная настойка, вода горячая, лёд.
  • химические стаканы, пипетки, фарфоровые чашечки,
  • учебник, тетрадь.

Учебник: «Химия 10» О.С.Габриелян.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

Как вы думаете какие из овощей из стихотворения содержат углеводы? 

(обучающиеся отвечают)

Учитель:

- Сегодня на уроке, как вы поняли из стихотворения, мы продолжаем  изучать класс органических соединений - углеводы.

 

(Заставка на экране – крахмал и целлюлоза). С момента своего появления на Земле человек употребляет растительную пищу, богатую крахмалом, использует для своих нужд древесину и другие растительные объекты, содержащие большое количество целлюлозы. В настоящее время человек уже умеет выделять и перерабатывать природные полимеры, получая из них ценные вещества, материалы, продукты: бумагу и ткани, муку и патоку, спирт и древесный уголь.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим важнейшие полисахариды: крахмал и целлюлозу. Сравним их по строению, физическим и химическим свойствам, вспомним из курса биологии о нахождении полисахаридов в природе, расширим ваши знания о применении крахмала и целлюлозы.

 Запись темы урока в тетрадях. «Полисахариды. Крахмал и целлюлоза».

III. Актуализация знаний

Тест «Глюкоза: строение и свойства» (письменно, 1 человек), работа по дидактической карточке «Углеводы. Глюкоза» (допишите предложения), интерактивные тесты (2 человека).

 Давайте вспомним классификацию углеводов (фронтальная беседа с классом)

Какие они бывают? Приведите примеры соединений относящихся к данному классу.

Почему глюкозу называют альдегидоспиртом? Изобразите структурную формулу глюкозы на доске. Какие свойства глюкозы этим обусловлены?

Почему фруктозу называют кетоноспиртом? Превратите формулу глюкозы в фруктозу (на доске).

Характерна ли для фруктозы реакция «серебряного зеркала»? Почему?

Запишите уравнения реакций спиртового и молочно-кислого брожения глюкозы (у доски). В каких областях нашли применение данные процессы? При каких условиях возможны данные реакции?

IV. Изучение нового материала

 Итак, сегодня наша задача сравнить крахмал и целлюлозу.

(Обучающиеся в течение урока заполняют в тетрадях таблицу, которая изображена на доске).

Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы

Признаки сравнения

Полисахариды

Крахмал

Целлюлоза

Нахождение в природе



Состав (общая формула)



Структурное звено



Физические свойства



Химические свойства



Применение




Слайд 1.

(Рассказ учителя с элементами беседы в сопровождении презентации).

- Давайте назовём продукты, содержащие крахмал (Ответы учащихся: картофель, хлеб, рис, мука и т.д.).

- Назовите процесс, в результате которого в листьях растений образуется крахмал. (Фотосинтез).

Учитель: крахмал образуется в зелёных растениях при поглощении ими энергии солнечного света. В клетках, содержащих хлорофилл, из углекислого газа и воды синтезируется глюкоза, которая затем превращается в крахмал. Крахмал содержится в цитоплазме растительных клеток в виде зерен запасного питательного вещества. Картофельные клубни содержат крахмала около 20%, пшеничные и кукурузные зёрна – около 70%, а рисовые – до 80%.

Давайте заполним первую строку таблицы.

Слайд 2.

Рассмотрим состав и строение крахмала.

- Назовите общую формулу крахмала. Запишите её в тетради (и на доске)

(Учащиеся заполняют вторую строку в таблице: «состав»)

Учитель: Крахмал - природный полимер. Структурными звеньями макромолекул крахмала являются остатки молекул циклической α-глюкозы. Макромолекулы крахмала неодинаковы по размерам: в них входит разное число структурных звеньев – от нескольких сотен до нескольких тысяч, поэтому неодинакова их молекулярная масса.

Учащиеся заполняют третью строку таблицы «структурное звено»

Слайд 3.

Учитель: макромолекулы крахмала различаются не только размерами, а, следовательно, массой, но и структурой. Он является смесью двух веществ: амилозы и амилопектина. Амилоза имеет линейную структуру, она растворяется в воде. На её долю приходится 10-20%. У амилопектина структура разветвленная, в воде он не растворяется, а только набухает. На его долю приходится 80-90%.

Теперь давайте обратим внимание на физические свойства крахмала. Попробуем их описать.

(Учащиеся устно описывают физические свойства образца крахмала, пробуя растворить его в воде. (Ответ: белый порошок, без запаха, нерастворимый в холодной воде, в горячей воде образует клейстер). Заполняют 4 строку таблицы «физические свойства»

Переходим к изучению химических свойств полисахаридов. Слайд 4.

В древности недобросовестные торговцы подмешивали в сметану муку, чтобы она становилась гуще. Обнаружить такой обман можно было очень легко. Для этого достаточно было капнуть маленькую капельку йода на сметану. И если продукт содержал крахмал, то йод приобретал синюю окраску.

Как называется такая реакция, которая позволяет распознавать вещества? (Качественная). Просмотр видеофрагмента.

Учитель: характерной реакцией крахмала является его взаимодействие с йодом. Этим свойством пользуются при определении крахмала в пищевых продуктах. При нагревании синее окрашивание исчезает, при охлаждении появляется вновь. (Если время позволит – можно проделать этот опыт в классе).

Сейчас мы с вами постараемся обнаружить крахмал в различных продуктах питания, с которыми сталкиваемся каждый день. Перед вами картофель, рис, макароны, геркулес и белый хлеб. Добавьте к каждому образцу йодную настойку.

(Учащиеся выполняют лабораторные опыты). Что вы наблюдаете? Какие продукты содержат больше крахмала, какие меньше? Почему вы так думаете?

Учитель: А благодаря наличию гидроксогрупп крахмал способен образовывать эфиры, которые не нашли практического применения. Просмотр видеоопыта.

Слайд 5.

Учитель: крахмал сравнительно легко подвергается гидролизу. В зависимости от условий гидролиз может протекать ступенчато, с образованием различных промежуточных продуктов – декстринов, мальтозы, глюкозы.

Учащиеся заполняют пятую строку таблицы «химические свойства»

Слайд 6.

Рассмотрим применение крахмала. В каких областях крахмал нашёл широкое применение? (Ответы: пищевая, кондитерская, и др.)

Учитель: крахмал – ценный питательный продукт. Непосредственно крахмал не усваивается организмом. Чтобы облегчить его усвоение, продукты, содержащие крахмал, подвергают воздействию выс. температур. Происходит частичный гидролиз крахмала и образуются декстрины, растворимые в воде. В пищеварительном тракте они подвергаются дальнейшему гидролизу с образованием глюкозы, которая усваивается организмом.

Крахмал используют в производстве клея, при обработке белья,  в кондитерской промышленности. (Заполнение 6 строки таблицы: «применение крахмала»)

Слайд 7.

Учитель: а сейчас мы рассмотрим признаки целлюлозы в сравнении с крахмалом.  - Давайте вспомним из курса ботаники, какие материалы содержат целлюлозу? (Ответы обучающихся).

Учитель: целлюлоза, или клетчатка, входит в состав растений, образуя в них оболочки. Отсюда происходит и её название – от лат. Cellula, что значит – клетка. Целлюлоза придаёт растениям прочность и эластичность и является своеобразным скелетом растительных клеток. Волокна хлопка содержат до 98% целлюлозы, волокна льна – до 80%, а в древесине – около 50%. (Заполнение первой строки таблицы «нахождение целлюлозы в природе»)

Учитель: чистая целлюлоза – белое твёрдое вещество (демонстрация ваты), не растворимое в воде и обычных растворителях, но хорошо растворяется в аммиачном растворе гидроксида меди (II) (реактив Швейцера). (лабораторный опыт – растворение целлюлозы в орг. растворителе). (Заполнение 4 строки в таблице «физические свойства целлюлозы»)

Слайд 8.

Учитель: целлюлоза, как и крахмал, является природным полимером. Оказалось, что они имеют одинаковые по составу структурные звенья и одну и ту же молекулярную формулу – (C6H10O5)n. В чём же отличие? А отличие в структуре макромолекул. Молекулы крахмала имеют линейную или разветвлённую структуру, целлюлоза – только линейную. Это объясняет то, что целлюлоза образует такие волокнистые материалы, как хлопок, лён и т.д. (Демонстрация образцов тканей из льна и хлопка). В природных волоконцах макромолекулы целлюлозы располагаются в одном направлении, т.е. ориентированы вдоль оси волокна. Возникающие при этом многочисленные водородные связи между гидроксогруппами разных макромолекул обусловливают высокую прочность этих волокон.

Слайд 9.

Давайте отметим состав и структурное звено целлюлозы (Заполнение 2 и 3 строки таблицы «состав» и «структурное звено целлюлозы»).

Учитель: целлюлоза состоит из остатков β-глюкозы. А в чём отличие α- глюкозы от β- глюкозы?

В пищеварительном тракте жвачных животных целлюлоза подвергается гидролизу под действием микроорганизмов кишечника.

Слайд 10.

Учитель: рассмотрим химические свойства целлюлозы.

  1. Целлюлоза легко горит с образованием углекислого газа и воды. Поэтому природные объекты с её выс. содержанием, например, древесина, используются как топливо.

 (C6H10O5)n + 6n O2 →6n CO2 + 5n H2O+ Q

При нагревании древесины без доступа воздуха происходит её термическое разложение, приводящее к образованию ценных органических веществ (ацетона, уксусной кислоты, метанола) и древесного угля.

  1. Подобно крахмалу, но с меньшей скоростью, целлюлоза гидролизуется под действием минеральных кислот. В итоге образуется глюкоза.

(C6H10O5)n+ n H2O t  n С6Н12О6

Слайд 11.

Учитель: Целлюлоза способна образовывать эфиры. Каждое структурное звено целлюлозы содержит по 3 гидроксильные группы. За счёт них целлюлоза может давать простые и сложные эфиры. Большое значение имеют азотнокислые эфиры целлюлозы. Они получаются при действии на целлюлозу азотной кислоты в присутствии серной кислоты. В зависимости от условий, получают динитроцеллюлозу или тринитроцеллюлозу. (Заполнение 5 строки таблицы «химические свойства целлюлозы»)


Слайд 12.

Учитель: Остановимся немного подробнее на свойствах нитроцеллюлозы. Их общее свойство – горючесть. Просмотр видео.

Тринитрат целлюлозы, называемый пироксилином, - сильновзрывчатое вещество. Его применяют для производства бездымного пороха. Просмотр видео.


Слайд 13.

Учитель: Реакция образования сложных эфиров имеет очень большое промышленное значение. Сейчас мы убедимся в этом на примере получения триацетилцеллюлозы. Её получают в реакции с уксусным ангидридом. Полученную ди – и триацетилцеллюлозу используют для приготовления искусственного ацетатного волокна. (Демонстрация образцов ткани из искусственного и синтетического материала). А в чём отличие искусственных волокон от синтетических? (Ответ: искусственные волокна получают из природных материалов, а синтетические – из полученных химическим путём веществ).


Слайд 14.

Заполним 6 строку таблицы «применение целлюлозы»: целлюлоза используется с давних времён. Она идёт на изготовление тканей, верёвок, канатов. Путём гидролиза целлюлозы и брожения образующейся при этом глюкозы получают этиловый спирт, идущий на производство бутадиена для синтеза каучука. Эфиры необходимы в производстве нитролаков, киноплёнки, искусственных волокон, взрывчатых веществ. Целлюлоза используется в строительстве и при изготовлении бумаги.


Слайд 15.

Учитель:  С давних времён человек использует волокнистые природные материалы для изготовления одежды и различных изделий домашнего обихода. По мере увеличения потребностей населения и развивающейся техники возникла потребность получать химические волокна.

Давайте откроем учебники на с 210 и прочтём, как происходит формование ацетатного волокна (обучающийся читает вслух).

( Работа с рис. 34 учебника и текстом  на с. 210, рассматривают образцы тканей из ацетатного шелка)

V. Закрепление изученного материала

Итак, сегодня мы познакомились с очень важным и широко распространенным классом соединений – полисахаридами. Сейчас мы знаем о них гораздо больше, чем раньше. Давайте проверим, а что же мы запомнили.

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Какое вещество является мономером крахмала? Целлюлозы?
  • В клетках каких живых организмов образуются крахмал, целлюлоза,
  • Какие функции выполняют в клетках живых организмов полисахариды?
  • Сравните относительные молекулярные массы крахмала и целлюлозы. У какого вещества она больше? Почему?
  • Чем отличаются крахмал и целлюлоза по строению? Что общего в их строении?
  • Какие химические свойства, обусловленные наличием гидроксогрупп, проявляют крахмал и целлюлоза?
  • При каких условиях происходит гидролиз полисахаридов?
  • Каким изменениям подвергаются крахмал и целлюлоза в пищеварительном тракте человека и животных? Запишите уравнение реакции гидролиза крахмала. Переваривается ли целлюлоза в желудках большинства животных и человека? Почему?
  • Можно ли из крахмала получить волокна, а затем ткань? Почему?


(Далее обучающиеся выполняют интерактивный тест по новому материалу – итоговый тест из 5 вопросов, слайд 19).

VI. Презентация мини – проекта «Полисахариды в косметике»

VII . Подведение итогов.

VIII. Домашнее задание: §24, c. 206-211, упр.2, 5 с. 211;

 подготовиться к практической работе №7 «Углеводы»;

используя следующую ссылку, найдите практический совет по хранению хлеба свежим:
http://sc.karelia.ru/catalog/res/be622174-1521-3e1b-1e1c-a8ac90616b34/view/

 



Предварительный просмотр презентации

Тема урока ?

Белки. Протеины. «Жизнь есть способ существования белковых тел…». Ф.Энгельс

Природные белки. Казеин Главный белок входящий в состав молока. Mr(C1864H3012O576N468S21)=41.820

Природные белки. Коллаген Коллаген – белок кожи, волос, рогов животных

Природные белки. Актин и миозин Актин и миозин белки мышц

Природные белки. Пепсин Пепсин – фермент желудка, помогающий разрушать белки пищи до пептидов.

Природные белки. Фибрин. Фибрин – нерастоворимый белок крови. Участвует в образовании тромба

Природные белки. Альбумин Альбумин – яичный белок. Mr (C237H386O78N58S2) = 5.354

Природные белки. Гемоглобин Гемоглобин – белок крови, содержащий железо. Находится в эритроцитах и придаёт им красную окраску.

Структура белка

Первичная структура белка – это цепочка последовательно соединённых между собой аминокислот. Эта структура наиболее устойчива, т.к. между аминокислотами образуется ковалентная связь.

Вторичная структура белка Упаковка пептидной цепочки в спираль за счёт регулярно повторяющихся водородных связей. Структура прочная.

Третичная структура белка - Форма закрученной спирали в пространстве, образованная в основном за счёт дисульфидных мостиков, водородных связей, гидрофобных и ионных взаимодействий

Четвертичная структура - это объединение нескольких трёхмерных структур в одно целое

Форма молекул определяет растворимость белков в воде Кератин (волосы) Коллаген (в сухожилиях ) Миозин (мускулы) Все ферменты Инсулин Гемоглобин антитела Фибриллярные (нерастворимые) Глобулярные (растворимые)

Функции белков Этот белок переносит кислород к органам и тканям. О каком белке идёт речь и какую функцию он выполняет?

Функции белков В каждой живой клетке непрерывно происходят сотни биохимических  реакций.  В этом процессе участвуют белки. О какой функции белков идёт речь?

Функции белков Миллионы людей по всему миру спасены от многих страшных заболеваний, благодаря вакцинации. Какие белки вырабатываются организмом в ответ на чужеродные тела, попавшие с вакциной? Какую функцию они выполняют?

Функции белков Белки участвуют в образовании клеточных мембран, органоидов, а также в образовании внеклеточных структур. О какой функции белка идёт речь?

Химические свойства. Биуретовая реакция. Качественная реакция на пептидную связь Позволяет определить, есть ли белок в продуктах питания? Проведем опыт!

Реакция Фоля. Белки, содержащие в своём составе серу, дают чёрное окрашивание при нагревании с ацетатом свинца.

Ксантопротеиновая реакция. «Ксантос» – жёлтый, «протеин» - белок При взаимодействии с белками, содержащими ароматические аминокислоты, получаем жёлтое окрашивание

Денатурация белка

Химические свойства Пятна от белковых продуктов хозяйки всегда отстирывают холодной водой. Почему нельзя стирать вещи горячей водой?

Химические свойства Как можно отличить натуральный мех от искусственного? Этим простым методом часто пользуются продавцы рынков

Мозговой штурм Почему повара стремятся сочетать блюда из растительного и животного белка?

Мозговой штурм Почему белковые продукты подвергают термообработке? Для чего это нужно?

Мозговой штурм Педиатры рекомендуют вводить в рацион детей до 1 года этот важный белковый продукт, содержащий все незаменимые аминокислоты, необходимые ребёнку для роста, образования гормонов. Также этот продукт источник кальция и витамина Д. Назовите этот продукт.

Мозговой штурм  Известно, что вегетарианцы не употребляют белки животного происхождения. Но сейчас врачи утверждают, что существует продукт, схожий по аминокислотному составу с животным белком. Назовите этот растительный продукт.

Мозговой штурм Нельзя обмануть время – это знает каждый. С возрастом мы седеем. Что происходит с белком волос? Как называется этот процесс?

Мозговой штурм   Белковая недостаточность является важнейшей проблемой питания. Бедно живущие семьи на фоне недостаточно калорийной пищи потребляют мало белка, в результате чего возникает ЭТО заболевание.

Мозговой штурм  Недостаток этой аминокислоты может привести к недоразвитию зубов у детей

Мозговой штурм Китайская пытка: осужденного кормили только постным вареным мясом и поили мизерным количеством воды, аналогичные пытки проводились немцами во время ВОВ. Что нужно было добавить в пищу, чтобы предотвратить мучения осуждённого?

Химический эксперимент Опыт №1. У вас на столах два вида нитей. Задача: определить какой мех натуральный, какой искусственный. Решение: Необходимо поджечь каждую из нитей. Натуральная шерсть горит и образует запах «жжёного пера». Т.к. нить из натурального белка – кератина . Синтетическая нить плавится, образуя комочек, пахнет пластмассой и не крошится между пальцами

Спасибо за внимание! А теперь определим победителя!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.