Конспект урока по МХК на тему «Мир звука, цвета и слова» (6 класс)

7
0
Материал опубликован 20 October 2015 в группе

Цель и задачи урока:

  • подчеркнуть жизненную основу всех искусств, продолжить накопление сведений о композиторах, художниках и поэтах, углубить знания детей о связи искусств, научить видеть их внутреннюю, жизненную связь, опираясь на глубину и силу воздействия на каждого человека;
  • развитие внутреннего слуха, внутреннего зрения, которые являются основой для развития творческого воображения;
  • развитие разносторонних интересов в различных областях искусств, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

 

Ход урока

Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть, и сегодня этот урок мне хотелось бы начать со стихотворения Е. Винокурова:

 

Стихия музыки – великая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде растворена во всем.

Есть в музыке бездумное начало,
Призыв к свободе ото всех оков.
Она не зря лукаво обольщала
Людей на протяжении веков.

Но и сейчас, когда оркестр играет
Свою неимоверную игру,
Как нож с березы, он с людей сдирает
Рассудочности толстую кору.

 

 Вы, конечно, знаете, что музыка великое, никогда неувядающее искусство. Музыка занимает в нашей жизни огромное место, без нее не обходится ни одно событие. Под тихий напев матери засыпает малыш, под веселую мелодию резвятся дети. Музыка обогащает духовный мир человека, украшает его жизнь, а богатый и поэтичный мир звуков привлекает людей своей выразительностью. Сила воздействия музыки на людей столь велика, что она может объединять массы, сплачивать их единой волей, звать на подвиги. Но в мире искусств музыка не одинока.

Искусство муз

Всюду, где живет, трудится и отдыхает человек, – звучит музыка.

Древние греки сложили миф о певце Орфее. Песня Орфея делала чудеса. Когда он играл на кифаре и пел под мелодичный звон её струн, ветер переставал колыхать листву, далекие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, завороженные его музыкой. Вот так в далекой древности почувствовали силу музыки.

Слово «музыка» в переводе с греческого языка означает «искусство муз». Музыка рождалась из слова, из пения птиц и криков животных, из вздохов ветра, шума листвы и журчания воды, из ритмических возгласов людей, занятых общим делом, из магических заклинаний... Музыку древних нельзя было отделить от их повседневной жизни, и нам трудно себе представить, как она звучала. Известно только, что её исполняли на разнообразных дудочках из кости с дырочками, на раковинах и деревянных свистульках. С течением времени наиболее музыкальные для нашего уха звуки выстроились в ряд по высоте, стали разниться по длительности – люди научились связывать их в мелодию.

Музыка может выражать самые высокие чувства и самые тонкие переживания, рисовать звуковыми красками картины природы, создавать портреты, раскрывать характер и рассказывать целые истории. Музыка воспевает борьбу человека за счастье, мир, за светлое будущее.

Музыка дарит людям радость, надежды, мечты. Трудно представить жизнь человека без музыки.

Мелодия

Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию можно напеть или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.

Мелодия всегда имеет тот или иной ритм. Греческое слово «ритмос» означает «соразмерность», «стройность». Ритмом называется чередование звуков, различных по длительности и силе звучания. Короткие звуки сменяются более длинными, протяжными, слабые – сильными.

Из чего складывается мелодия? Из семи основных звуков лада. Все семь звуков лада могут быть повышены или понижены на полтона.

Чтобы обозначить в нотной записи эти повышения и понижения звуков, к ним прибавляются знаки альтерации, то есть знаки изменения высоты звуков (латингкое слово «альтераре» означает «изменять».) Основных знаков альтерации три – диез, бемоль, бекар.

Диез повышает звук на половину тона. Полтона – это самое короткое расстояние (интервал) между двумя звуками. Бемоль – понижает звук на полтона. Бекар – знак отказа от ранее написанного диеза или бемоля. Всех вместе музыкальных звуков – простых и со знаками альтерации – двенадцать.

Сколько же можно сложить мелодий из двенадцати звуков?

Миллиарды! Бесчисленное множество! И ни одна не будет повторять другую.

 

Сегодня мы совершим с вами небольшое путешествие.

 

1 этап  «Истоки музыки»

2 этап  «Слово и музыка»

 

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни, романсы, оперы.

 

Родная природа в музыке С. В. Рахманинова

 

Сергей Васильевич Рахманинов – уже более ста лет мы слышим это имя в мире музыки.

Композитор, пианист, дирижер – он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Он знал успех.

От Чайковского Рахманинов унаследовал любовь к русской природе. Имение Ивановка, в ста верстах от Тамбова,  было любимым местопребыванием композитора.

«Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую работу, – рассказывал он. – …Имение было степное, а степь – это тоже море, без конца и без края, где вместо воды сплошные поля пшеницы и овса – от горизонта до горизонта».

До выезда за границу Рахманинов почти каждое лето проводил в Ивановке. Племянница композитора Прибыткова вспоминала: «Деревню, простую русскую природу Рахманинов нежно любил, сам был кусочком этой русской природы и, пожалуй, внутри был больше деревенским человеком, чем городским».

Послушайте музыку  «Маскарад»

Звучит «Маскарад».

– Что такое вокализ? (Вокализ – это песня без слов.)

– Что вы представляете себе, слушая эту музыку?

– Как вы думаете, почему в вокализе нет слов? (Они не нужны, так как все, что хотел передать композитор, понятно без слов.)

Творчество П.И. Чайковского

Но сначала послушайте, пожалуйста, стихотворение Р. Шуберта «К музыке». В его строках переданы глубокие чувства, которые способна всколыхнуть музыка в сердце человека, утверждение о том, что музыка никого не может оставить равнодушным – она и в минуты грусти, и в час веселья с нами.

 

О, музыка! В час скорби и печали

Ты мне вручаешь боль сердечных мук,

Уносишь мысль в неведомые дали,

Когда услышу твой волшебный звук…

Когда услышу голос арфы нежный,

Я в упоенье в облаках парю.

За этот дар, за этот мир безбрежный,

О, музыка, тебя благодарю!

 

Первое крупное сочинение, за которое взялся П. И. Чайковский по окончании консерватории, давалось ему с большим трудом. Это была Первая симфония.

Вспомните, что мы называли симфонией. (Симфония – от греческого слова «созвучие» – большое инструментальное произведение для симфонического оркестра, написанное по сонатной схеме. Обычно оно состоит из четырех законченных частей, объединенных общей идеей.)

У композитора не было еще опыта, уверенности в себе. Закончив летом симфонию, он поспешил показать ее своим петербургским учителям – Антону Рубинштейну и Зарембе. Симфония не понравилась ни тому, ни другому. Исполнить её Рубинштейн отказался и потребовал больших изменений.

Молодой композитор был сильно огорчен отзывом своих бывших профессоров. По приезду в Москву Петр Ильич принялся за переработку симфонии. Теперь, как ему казалось, было хорошо. Он отсылает партитуру Рубинштейну, но учитель опять недоволен. Симфония в целом признана неудачной. Однако сам композитор глубоко убежден в достоинствах своего произведения. Вторая и третья части симфонии, исполненные в Петербурге в 1867 году в концерте Русского музыкального общества, не произвели на слушателей заметного впечатления.

На следующий год симфония прозвучала в Москве под управлением Н. Рубинштейна и встретила такой горячий прием, который даже превзошел ожидания друзей Чайковского.

Юношеской свежестью веет от этого глубоко поэтического произведения.

 «Зимние грезы» – такой заголовок дал Чайковский своей Первой симфонии. Первая ее часть называется «Грезы зимнею дорогой».

Что такое грезы? (Греза – это мечта, мнимое видение, игра воображения во сне или наяву. Грезить – мечтать, заноситься воображением, надеждами. Грезилось – померещилось, привиделось.)

Композитор хотел передать поэтическое впечатление от зимнего русского пейзажа. Еще с детства ему запомнились путешествия на лошадях из Воткинска в Москву и Петербург. Русские поэты часто воспевали в стихах своеобразную прелесть и поэзию русской зимы. Чайковский попытался воплотить это в музыке.

 

3 этап  «Мир русской песни»

Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, ее пейзажи. Мир русской песни – это поля и степи, дубы и березы, весь просторный русский пейзаж. Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях. Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народной песни. Одно из таких стихотворений – «Вечерний звон» - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов.

 

Народные инструменты

Баян.

Он очень похож на аккордеон, только справа у него не клавиши, а кнопки. Он из рода гармоник, но если первая хроматическая гармоника появилась в России в 1870 году, то баян родился уже в нашем веке – в 1907 году. Назван он был по имени древнерусского певца-сказителя Бояна.

Балалайка.

Русский струнный щипковый инструмент. У нее три струны и треугольной формы корпус. Известна в России с начала XVIII в. и постепенно заменила собой домру, на которой обычно играли скоморохи. Балалайка стала исключительно любимой в народе, особенно среди сельских жителей. Под нее модно было и петь, и плясать, она оказалась прекрасным солирующим и ансамблевым инструментом. У нее характерный звонкий солнечный голос.

В конце XIX в. балалайка была усовершенствована и русский виртуоз игры на балалайке Василий Васильевич Андреев создал из балалаек и домр настоящий оркестр. Теперь их называют оркестрами русских народных инструментов, куда входят не только струнные, но и духовые инструменты – всяческие пастушьи рожки и пищалки, ну и, конечно, баяны.

Гудок.

Если вы думаете, что это какая-то дудочка, в которую гудят, то ошибаетесь. Вовсе и не дудочка, а русский народный смычковый инструмент, притом пришедший к нам из глубокой старины. Впрочем, едва ли кто сегодня на нем играет – это был любимый инструмент скоморохов. У гудка было три струны – две нижние непрерывно «гудели», верхняя служила для исполнения мелодии. Смычок у гудка был изогнут в форме лука.

 

4 этап «Музыка в произведения изобразительного искусства»

5 этап «Звуки, живущие в единстве»

 

– Какую музыку рождают звуки?

(Звуки, которые не будут спорить, а будут слушать друг друга и подчиняться главному.)

 Голосом можно изобразить многое. Даже то, как множество маленьких ручейков вливаются в одну реку. Один голос – основной – ведет мелодию, остальные должны будут постепенно «вливать» свой голос в общее звучание, но при этом, не перебивая друг друга и слушая главный. При таком стройном, слаженном пении получится «полноводная, полнозвучная река».

– Дети, почему петь лучше хором? (Хор – хорошо!)

– А что такое хорошо? Когда человеку хорошо? (Тогда, когда человека окружают друзья, когда между людьми есть взаимопонимание, их связывают добрые отношения, забота друг о друге. Когда в обществе царят мир и дружба, тогда все счастливы.)

– Прочитайте запись на доске:

 

С-ЧАСТЬ-Е. С-оединение ЧАСТей в Е-диное.

Хор состоит из разных голосов, партий. У каждой партии своя роль. Все в хоре друг друга слушают, дополняют и обогащают друг друга. Голоса у певцов разные, но при этом они не выделяются. Они утверждают не себя, а целое. Когда все взаимосвязанно, все вовремя и к месту, то рождается гармония и красота. Когда между звуками возникает согласие, они друг друга дополняют и тем самым рождают благозвучие.

 

Я желаю вам, дорогие ребята, научится не просто слушать, а уметь услышать, не просто смотреть, а уметь увидеть и почувствовать. А урок я хотела бы закончить стихотворением, которое раскрывает весь смысл нашей беседы.

Художники в широком смысле –
Поэты, трагики, певцы.
Одни довольно быстро скисли,
Другие, право, молодцы.

На арфе, или же на лире,
Иль красками на полотне,
Но чтобы там не говорили,
Мы с вами родственны вполне.

Одна судьба, одна задача –
Рисуй, играй или пиши,
Но непременно что-то знача
Для человеческой души.

 

Своеобразными фотографиями с мест путешествия будут ваши рисунки, где вы расскажете о своих впечатлениях. Нарисуйте то, что вы «увидели» во время нашего путешествия. Это будет ваше домашнее задание.

Комментарии
Комментариев пока нет.