Буклет «Мнемотехника в математике с детьми дошкольного возраста»
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, воображение, внимание. Применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста безусловно играет важную роль в личностном, интеллектуальном развитие ребенка. Важно научить ребенка самостоятельно находить правильное решение, творчески и нестандартно мыслить.
Специфика обучения математике такова, что от действия с реальными множествами ребенок приходит к манипулированию сверх абстрактными для него понятиями: число, множество, количество, натуральный ряд. Их абстрактное содержание фиксируется знаками и символами. Но даже маленькие дети могут увидеть за символами реальные объекты, понять схемы.
Формирование элементарных математических представлений можно рассматривать как вид символической деятельности. Схематизацию, кодирование, замещение можно использовать как средство решения самых разнообразных математических задач.
Предлагаю несколько своих авторских задач:
Рисовал Савелий дом
Три окошка в доме том,
А сколько окон рисовать?
Если домиков тех пять. (Пятнадцать)
Раз на Женин день Рожденья
Принесла бабуля торт.
Призадумался тут Женя
Как разрезать этот торт
Сколько надобно кусочков,
Чтоб гостей всех угостить?
Катю, Павлика, Сережй,
Тетю Клаву, дядю Петю,
Маму, папу и сестру. (Десять)
Возле леса на опушке
Зайка разложил игрушки
Две машинки взял волченок,
Куклу Машу взял бельчонок,
Три лисенка взяли мяч,
Погремушку дядя грач.
Ты дружок мой не зевай – ка
Все игрушки сосчитай – ка. (Пять)
Петя по лесу гулял
И грибочки собирал.
Загляни в его лукошко
Посчитай грибы немножко.
Двоечник Петя за партой сидел,
Двоечник Петя в окошко глядел
Мимо окошка три галки летят,
На Петю глядят.
И подумал Петя вдруг
Галок три, а сколько рук? (ноль)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26
муниципального образования Тимашевский район
«Мнемотехника в математике с детьми дошкольного возраста».
Воспитатель:
Блажкова А.А.
Кияйкина Наталья Федоровна