Статья на тему «"Мнимая" реорганизация юридических лиц и её признаки»

0
0
Материал опубликован 4 April 2022 в группе

"Мнимая" реорганизация юридических лиц и ее признаки

Реорганизация юридических лиц является сложной юридической процедурой, включающей ряд юридических фактов, при осуществлении которых достигается определенный правовой результат. И, используя ее сложность, отсутствие в законодательстве и юридической литературе определенности относительно реорганизации, ее общих особенностей и необходимых признаков ее проведения, проводятся многочисленные "мнимые" реорганизации с целью уклонения от исполнения налоговых обязательств, погашения кредиторской задолженности, а также получения заинтересованными лицами не декларируемых доходов.

Поскольку в действующем законодательстве отсутствует понятие "мнимая реорганизация", для получения наиболее полной информации относительно вышеуказанного процесса рассмотрим правовые позиции судов по данному вопросу, характеризующие "мнимую" реорганизацию и определяющие признаки фиктивности реорганизации:

1. Реорганизация не имеет никакого хозяйственного смысла и направлена лишь на упрощенный порядок прекращения деятельности в результате реорганизации [6]. Детальные совокупные признаки фиктивности реорганизации могут быть следующими:

а) присоединяемые организации относятся к категории фирм "однодневок" ("массовый" руководитель, "массовый" учредитель, адрес "массовой регистрации");

б) присоединяемыми организациями не представляется налоговая отчетность в налоговые органы;

в) отсутствуют (закрыты) расчетные счета организаций, что исключает возможность безналичного расчета с третьими лицами, с бюджетом при уплате налогов;

г) у организаций отсутствует численность, техника, имущество, для осуществления заявленных видов деятельности;

д) большая общая сумма задолженности по организациям (более 10 млн. руб.);

е) в отношении присоединяющего юридического лица начато несколько процедур реорганизации путем присоединения к нему большого количества юридических лиц (несколько десятков).

2. Реорганизация, в противоречие своей основной цели по оптимизации предпринимательской деятельности юридического лица, используется недобросовестными участниками гражданского оборота как способ ухода от исполнения обязательств [3]. Признаки фиктивности:

а) недостоверные сведения о юридическом адресе реорганизуемых организаций;

б) наличие признаков отсутствия деятельности юридических лиц;

в) отсутствие расчетных счетов организаций;

г) отсутствие обособленных подразделений реорганизуемых организаций;

д) непредставление доказательств, опровергающих обстоятельства об использовании недобросовестными лицами реорганизации как способа ухода от исполнения обязательств.

3. Отсутствие цели по продолжению деятельности юридического лица – правопреемника при реорганизации, а также нарушение прав кредиторов [2]. Признаки фиктивности следующие:

а) реорганизация не влечет увеличения уставного капитала юридического лица правопреемника;

б) отсутствие у правопреемника имущества, достаточного для исполнения требований кредиторов, в результате чего предъявление требований к правопреемнику не будет иметь результата.

4. Установление в действиях реорганизуемых юридических лиц злоупотребления правом при проведении реорганизации [5]. Признаки фиктивности:

а) при реорганизации не преследуется цели осуществления законной предпринимательской деятельности;

б) целью реорганизации является принятие правопреемником на себя рисков и кредитных обязательств присоединяемых лиц.

5. Проведение реорганизации с целью создания видимости перехода прав и обязанностей присоединяемых юридических лиц, уклонения от исполнения налоговых обязательств, погашения кредиторской задолженности, не для реальной работы и ведения финансово-хозяйственной деятельности, а для получения заинтересованными лицами не декларируемых доходов [4]. Обстоятельства, свидетельствующие о том, что юридическое лицо, к которому принято решение о присоединении, создано без цели осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности:

а) присоединяющее юридическое лицо по трем признакам относится к категории фирм "однодневок";

б) обществом через два месяца после его создания начато более десяти процедур реорганизации путем присоединения к нему других юридических лиц;

в) участником общества является организация, которая осуществляет полномочия руководителя в 95 действующих юридических лицах и входит в состав участников в 90 действующих юридических лицах;

г) руководителем общества является управляющая организация, которая осуществляет полномочия руководителя в 33 юридических лицах (часть которых прекратило деятельность в результате реорганизации) и входит в состав участников в 23 действующих юридических лица;

д) руководителем управляющей организации является физическое лицо, осуществляющий полномочия руководителя в более чем двух десятках юридических лиц (из которых более 10 прекратили деятельность в результате реорганизации в форме слияния, присоединения и в связи с исключением из ЕГРЮЛ, несколько находятся в процессе реорганизации или ликвидации), являлся участником 5 юридических лиц, которые прекратили деятельность в результате реорганизации в форме присоединения, являлся заявителем в более чем 1500 случаях при государственной регистрации;

е) в ходе контрольных мероприятий по проверке адреса места нахождения общества установлено, что по вышеуказанному адресу зарегистрировано более ста юридических лиц (местонахождение общества по данному адресу не установлено);

ж) у общества отсутствуют расчетные счета, с даты постановки на учет является налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы" и по состоянию на текущую дату авансовые платежи не поступали. Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом с момента постановки на учет организации не представляется.

Таким образом, при всем многообразии признаков фиктивности, полностью решить рассматриваемую проблему только с помощью судебных разбирательств не представляется возможным. Следовательно, для использования реорганизации по своему прямому назначению – оптимизации предпринимательской деятельности юридических лиц, и в целях предотвращения неправомерных действий недобросовестных лиц при проведении данной процедуры, следует дать определение понятию "мнимая реорганизация" и закрепить его и признаки фиктивности реорганизации в действующем законодательстве. Кроме того необходимо разработать предупредительные меры для максимального исключения возможности проведения неправомерной реорганизации, а также меры ответственности для всех причастных к данному правонарушению лиц.

 

Список литературы:

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ /[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 27.12.2019).

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.12.2017 N Ф06-27003/2017 по делу N А65-5301/2017 /[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 27.12.2019).

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.12.2017 N Ф06-27118/2017 по делу N А65-4751/2017 /[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 27.12.2019).

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.05.2018 N Ф06-32515/2018 по делу N А65-12785/2017 /[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 27.12.2019).

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2017 N Ф07-14041/2017 по делу N А13-16362/2016 /[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 27.12.2019).

Постановление Верховного Суда РФ от 30.10.2017 N 306-КГ17-16280 по делу N А65-19198/2016 /[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 27.12.2019).

Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) "Об акционерных обществах" /[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 27.12.2019).

Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" /[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 27.12.2019).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" /[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 27.12.2019).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.