Занятие на тему «Многообразие мира рабочих профессий» (7–9 классы)
Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Радуга»
Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Профессиональная ориентация воспитанников на рабочие профессии
Открытое занятие в рамках проекта «Профи-дебют» на тему:
«Многообразие мира рабочих профессий».
Подготовили:
социальный педагог Лукашева О.И.
социальный педагог Амелина Г.А.
МОСКВА 2024
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ
Пояснительная записка |
|
Одна из важных задач ЦССВ — помочь воспитанникам выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Данное открытое занятие призвано закрепить знания воспитанников о рабочих профессиях, узнать качества, которыми должны обладать носители данных профессий. Для удобства воспитанники на занятии будут работать с каталогом «Мир рабочих профессий», специально разработанный педагогами по проекту «Профи-дебют».
|
|
СТРУКТУРА |
СОДЕРЖАНИЕ |
Название |
«Многообразие мира рабочих профессий» |
Форма проведения |
Открытое занятие |
Продолжительность |
45 минут |
Место проведения |
ЦССВ «Радуга» Байкальская, 48 |
Участники |
Социальные педагоги, воспитанники |
Категория воспитанников |
7-17 лет |
Особенности детей и группы |
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. |
Дидактические средства |
Визуальные (зрительные) – рабочие карточки, каталог «Мир рабочих профессий» Прочее оборудование: компьютер |
Предварительная работа |
Цель: формирование у воспитанников представлений о многообразии рабочих профессий. 1. Тестирование воспитанников на знание разнообразия рабочих профессий. 2. Психологическое тестирование воспитанников по типу профессий по Е.А. Климову («человек-природа», «человек-техника» и т.д.). 3. Экскурсии: завод «Rehau», «ООО Гжель», «Line Sport», Центр «Моя карьера», экскурсия в музей предпринимателей в рамках проекта «Профи-дебют», колледж №20, Московский технологический колледж. 4. Профориентационная встреча-беседа со специалистами проекта «Билет в будущее»; знакомства с людьми рабочих специальностей: Манаева Е.В., Кузнецова Рената. 5. «Профориентационная игра «Рабочие профессии». 6. Мастер-классы: «Предрейсовый технический осмотр транспортных средств», «Сердце авто», «Крутящийся момент с двигателя на колеса», «Изготовление панно на лазерных и фрезерных станках» |
ХОД ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ |
|
Цель: |
- создать условия для закрепления знаний о рабочих профессиях. |
Задачи: |
Образовательные: - расширение представлений воспитанников о мире профессионального труда; Развивающие: - развивать понимание того, что знания, получаемые на занятиях, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков. Воспитательные: - воспитание уважительного отношения к труду, к людям труда. |
Принципы: |
Системность, практическая направленность, личностно-ориентированный подход, гуманизация |
Виды деятельности: |
Учебно-методическая |
Критерии качества проведения: |
Достижение заявленных целей открытого занятия, активизация познавательной деятельности воспитанников, наличие доверительно-уважительной, эмоционально позитивной обстановки, увлечённость и включённость воспитанников в процесс, удовлетворённость самого педагога, коллег, воспитанников. |
Этап |
Содержание деятельности |
I. Вводно-организационный (вступительное слово педагога, создание соответствующего эмоционального состояния, мотивация к деятельности) |
Приветствие, вступительное слово социального педагога |
II. Основной (деятельностный) (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность) |
Интерактив, работа с плакатами; работа в группах |
III. Завершающий, рефлексивно-корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия подведение итогов) |
Подведение итогов занятий, рефлексия |
Литература |
Выбор профессии: оценка готовности школьников. 9- 11 классы/ С.О. Кропивнянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало и др.; под редакцией С.Н. Чистяковой. – Москва: ВАКО, 2009; Технология организации профориентационной работы в школе. Практическое пособие/С.Н. Козловская. – Инфра-М, 2017. |
Интернет-источники |
https://nsportal.ru/ |
Ход мероприятия
Приветствие, вступительное слово социального педагога:
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы подведем итог нашей работы (исследования), которое длилось несколько месяцев. Вспомним экскурсии, знакомства с людьми рабочих профессий, увидим результат нашей деятельности – каталог рабочих профессий. И надеемся, что после нашего занятия вы сможете с большей осознанностью выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе.
- Я несколько раз произнесла словосочетание – рабочие профессии. Кто сможет дать понятие? (ответы)
Это группа профессий, которые обычно связаны с выполнением физических или ручных работ, требующих специфических навыков, знаний и опыта.
- Какие группы профессий вы можете ещё выделить? (ответы)
Служащие, творческие профессии, социальные профессии, исследовательские профессии.
Задание: соотнести профессию и название группы (карточки, младшие дети выполняют задание с рисунками – выбрать рабочие профессии)
Рабочие профессии – водитель, слесарь, сварщик, повар, электрик, швея, механик, маляр, кузнец.
Служащие – проектировщики, инженеры, врачи, менеджеры, консультанты, учителя, полицейские.
Творческие профессии – художник, писатель, музыкант, дизайнер, архитектор, актёр, фотограф, хореограф
Социальные профессии - социальный работник, социальный педагог, психолог, специалист по работе с молодежью, специалист органа опеки и попечительства; представитель службы занятости.
Исследовательские профессии - правовед, топограф, энтомолог, сурдопедагог, климатолог, востоковед, нанотехнолог.
(Проверяем младших, затем старших детей - последними зачитываются рабочие специальности )
Рабочие профессии– это одни из самых полезных и необходимых профессий. Интересно. Сервис для поиска работы и сотрудников Работа.ру и сервис автоматизации подбора и обработки резюме СберПодбор провели исследование и выяснили, специалисты каких профессий будут самыми востребованными на рынке труда в 2024году. В исследовании приняли участие более 1000 представителей компаний из всех регионов страны.
56% работодателей отметили, что в 2024 году на рынке труда самыми востребованными окажутся те специалисты, которые обладают рабочей профессией — это сварщики, токари, электрики и другие.
– Человек, который выбирает ту или иную рабочую профессию должен обладать определенными чертами характера. – Ребята, давайте попытаемся выбрать те черты характера, которые, по вашему мнению, подходят для освоения профессии СТРОИТЕЛЬ.
ТЕХНИЧЕСКИЙ СКЛАД УМА
БЕСПЕЧНОСТЬ
ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА
ХИТРОСТЬ
КРЕПКОЕ ЗДОРОВЬЕ
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ
ТРУДОЛЮБИЕ
ЖАДНОСТЬ
(правильные выделены черным).
Социальный педагог:
Всем строителям необходима физическая закалка, отличное владение профессией, выносливость, трудолюбие, внимание и умелые руки, желание делать нужное людям дело, своим трудом принося им радость.
Людям данной профессии приходится работать на улице в морозы и в жару, под дождем и на ветру.
И это по силу сильным, мужественным, закаленным людям, любящим свою профессию. Я считаю, что профессия строителя – одна из самых полезных профессий.
Выберите те черты характера, которые, по вашему мнению, подходят для освоения профессии ШВЕЯ.
РУЧНАЯ ЛОВКОСТЬ
НЕУКЛЮЖЕСТЬ
НЕОРГАНИЗОВАННОСТЬ
УСИДЧИВОСТЬ
ТЕРПЕЛИВОСТЬ
НЕУСИДЧИВОСТЬ
(правильные выделены черным).
Социальный педагог:
Шитьё — это трудоёмкая работа, которая требует терпения, необходимо иметь хорошо развитые мелкие моторные навыки. Такие интересы и личные качества делают профессию швеи особенно привлекательной для тех, кто любит работать руками, создавать красивые вещи и видеть непосредственный результат своего труда.
Выберите те черты характера, которые, по вашему мнению, подходят для освоения профессии АВТОМЕХАНИК.
ПРАЗДНОСТЬ
ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ
ИНТЕРЕС К АВТОМОБИЛЯМ
СЛАБОЕ ЗДОРОВЬЕ
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЙ СКЛАД УМА
(правильные выделены черным).
Социальный педагог:
В работе автомеханика необходим хорошая физическая подготовка, любознательность и интерес к устройству и функционированию автомобилей помогут вам успешно работать в этой области.
– Об этой профессии расскажет Роман, который учится в колледже № 20 и осваивает профессию автомеханик. (Выступает Роман Вольский)
– Вы немного устали, я предлагаю вспомнить самые интересные и яркие моменты знакомства с рабочими профессиями. (видео)
– Отдохнули, а теперь за работу. Перед каждым лежит каталог, где мы вместе с вами обобщили информацию о рабочих профессиях. Сейчас каждый выберет профессию, её назовет, чтобы не было повтора и через 5 минут кратко расскажет, что это за профессия и назовет как можно больше мест, где могут работать представители данной профессии. Воспитанники работают в группах.
Пока ребята выполняют задание, младшие воспитанники отгадают загадки:
Трудится в халате белом, Его работа непростая,
Только вовсе он не врач. Порой опасна и трудна.
Когда примется за дело, Он уголь в шахте добывает,
Будут хлеб, батон, калач. Чтобы в тепле жила страна.
Испечёт он кекс и сайку. (Шахтёр)
Кто же это? Угадай-ка!
(Пекарь) Строит он высокий дом,
Его мы вызвали, когда Много окон будет в нём,
Вдруг оборвались провода. В них заглянут свысока
Своим доволен он трудом: Солнце, птички, облака.
Теперь опять со светом дом. Столько радостных людей
(Электрик) Там поселятся скорей.
Дети, их родители
Благодарят … (Строителя)
Социальный педагог: - Время истекло. Слушаем ваши ответы. Молодцы!
И конечно, всем хотелось бы узнать, какую зарплату получают представители той или иной профессии. Я предлагаю найти ответ в интернете на сайтах, указанных на экране. Каждый берет профессию, о которой только что рассказывал.
Superjob, работа.ру, авито
8. Социальный педагог:
-Что интересного, нового вы узнали сегодня?
-Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?
Социальный педагог с воспитанниками обсуждают ответы на вопросы, делятся чувствами. Социальный педагог подводит итог и прощается с воспитанниками.
- Выбрать свое дело в жизни – задача нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А, чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. В каталоге «Мир рабочих профессий» вы обобщили знания о том. какими качествами должен обладать представитель той или иной профессии, на какую заработную плату он может рассчитывать и в каких колледжах вы можете получить соответствующее образование. Можно быть кем угодно по профессии, но в любой профессии нужно иметь доброе сердце, терпение и стараться своим трудом приносить радость окружающим. Поэтому, прежде всего мы желаем вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.
Спасибо за приятное общение, открытое занятие окончено!
9