Урок биологии в 7 классе «Многообразие животных»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока.
Класс: 7
Предметная область – биология
Тип урока : урок-обобщение.
Технология – смысловое чтение.
Тема урока: Многообразие животных.
Цели урока:создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Многообразие животных».
Задачи:
Образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение знаний о многообразии животных, содействовать повторению и систематизации знаний.
Развивающие: содействовать развитию у учащихся умения выделять главное, сравнивать и обобщать приведенную информацию, использовать знания, полученные на уроках биологии. Создавать эмоциональные ситуации для развития таких эмоций как удивление, уверенность в своих знаниях. Содействовать развитию у учащихся умений продуктивного чтения, осуществлять самоконтроль, самооценку.
Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию познаваемости мира и его закономерностей. Создать условия для воспитания толерантного и бережного отношения к природе. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, помочь им осознать практическую, личностную, нравственную значимость учебного материала.
Личностные результаты:
Личностные УУД
1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
2.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды- гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Познавательные УУД
1. Формирование навыков смыслового чтения, умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
2.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Коммуникативные
1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.
2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные
1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Составлять (в группе) план решения проблемы.
Метапредметные:
регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
коммуникативные:
- слушать товарища, обосновывать и отстаивать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи;
Познавательные:
- работать с учебником; текстом
- находить сходства и отличия;
- объяснять значения биологических терминов;
- сравнивать и выделять признаки.
Межпредметные связи: география
Материалы и оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал, А3 на группу, фломастеры, оценочные листы, интернет, очертания материков, клей. Учебники географии 7 класс.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности 2 мин | Слайд 1. Звучит музыка П Мориа. Здравствуйте, ребята! Включение в деловой ритм. - Именно так когда-то начиналась любимая многими передача «В мире животных». Сегодня нам предстоит активно поработать. | Подготовка класса к работе. Записывают дату | Личностные: самоопределение Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 Актуализация знаний 1 мин | - Животные окружают нас повсюду, сложно представить мир без птиц, поющих в парках, без кошек, согревающих холодными вечерами. Удивляет и поражает их разнообразие. | Учащиеся слушают информацию. | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. |
3.Обобщение и систематизация знаний. 2 мин
| Слайд 2,3,4 «Зарядка для ума» Недавно ко мне обратились ребята из 6 класса с вопросами, на которые я попрошу ответить вас: В сказке «Конек-горбунок» есть фраза «чудо-юдо рыба-кит». Что неверно в этой фразе? 2. А. Н. Плещеев: 3. в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»: 4. Есенин С Где-то плачет иволга, | Учащиеся отвечают на вопросы. 1. (кит –не рыба) 2. Ласточка- насекомоядная 3. Стрекоза не поёт и не прыгает 4. Иволга- вьет гнездо | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: Действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено Познавательные : извлечение необходимой информации из текста; Личностные: самоопределение. |
Применение знаний и умений 23-25 мин | Слайд. Как сложен мир животных! Раздает текст.( Приложение 1) Задание: 1. Прочитайте текст (3 мин) 2. Определите, по каким признакам можно разделить животных, о которых говорится в тексте? (2 мин) ( записываю на доске: А) систематика Б) Среда обитания В) По материкам Разделимся на 4 групп ( 4 группа – Эксперты, которые должны будут выписать всех животных, и при ответах групп, проконтролировать) Подготовка – 7 мин (Можно использовать интернет, учебники биологии и географии) Слушаем сообщения групп. (3 мин *3 гр = 10 мин) Правила: не перебивать, не выкрикивать, уметь слушать и слышать. Ребята, а теперь давайте сравним ответы, обратите внимание на экран (слайд с правлеными ответами) | Ребята читают текст, определяют группы животных, А) систематика Б) Среда обитания В) По материкам Г) По типу питания (могут предложить). Распределяются по группам. Работают в группах, составляют мини-проект (схема, кластер) Защищают свои мини -проекты Сравнивают с эталоном | Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение работать в группах. Познавательные : извлечение необходимой информации из текста; Личностные: самоопределение. |
Контроль усвоения знаний 5 мин | Проверочная работа по вариантам. (Приложение 2) | Выполняют задание | Познавательные: работать с текстом |
1 мин | Мы не записали тему урока, как вы думаете, какая тема была у нас на уроке? | Отвечают. Записывают. | Регулятивные: целеполагание |
Рефлексия 2 мин | Где могут пригодиться вам, полученные знания? - Какие профессии связаны с животными? - Всё ли мы изучили с вами о животных? - Что же по-вашему мы будем изучать на следующем уроке? | Отвечают на вопросы. Приобретают навык рефлексии. | Личностные: самоопределение |
2 мин Результаты деятельности. | Итак, ребята, подведем итог нашего занятия. У вас на партах лежат листочки, подпишите, оцените свою работу на уроке. Капитан команды так же оценит вашу работу. Спасибо за урок. До свидания. | Приобретают навык самооценивания. | Контроль и оценка результатов деятельности Осознание причастности к успеху в учебной деятельности. |
Приложения
Текст
Животные мира – знакомые незнакомцы.
Наша планета стала домом для огромного количества представителей фауны. Согласно оценкам исследователей, в мире насчитывается от 3 до 30 миллионов видов животных.
С животными люди встречаются повсюду, ведь они обитают в почве и на поверхности земли, в воздухе и в воде. Животные обитают на всех континентах мира. Они встречаются даже там, где очень холодно, например, в Арктике живут белые медведи и тюлени, а верблюды и черепахи комфортно себя чувствуют в пустынях, пингвины – в Антарктике. Овцебык считается одним из самых выносливых животных на земле и обитает на ней уже более миллиона лет.
На Земле обитают сумчатые животные. К ним относятся всем известные кенгуру, а также сумчатый дьявол. Есть животные с необычной внешностью – утконос, броненосец, рыба-меч, рыба-луна, лирохвост, райская птица.
Самым маленьким млекопитающим на Земле является карликовая белозубка, достигающая в длину всего 1 см и весом 3 грамма. Самым большим сухопутным животным является африканский слон.
Самым большим животным на земле является синий кит, самым быстрым бегуном – гепард , а пловцом – парусник , самый сильный – муравей, а жук носорог может поднимать вес, превышающий его в 850 раз. Самым высоким животным является жираф , а самым зубастым – садовая улитка. Существует огромное количество удивительных рыб –лазающая рыбы, опасные пираньи.
Среди круглых червей есть свои рекордсмены. Так, паразитический червь, живущий в организме кашалота может достигать 8,5 метра, свиной цепень – 10 м. Гигантский австралийский дождевой червь достигает в длину 3 метров при толщине тела в 2-3 см и весе около 700 г.
Еще в древние времена человек начал приручать животных. Самым первым животным, которое приручил человек, была собака. Человек одомашнил некоторые виды птиц, например, кур, гусей, индюков, страусов.
Проверочная работа
Вариант 1
Известно, что ласка обыкновенная – самое маленькое хищное млекопитающее, обитающее в разных экосистемах. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела у самцов составляет 13–26 см, вес равен 40–250 г, самки на треть мельче.
2) Хвост у животного очень короткий, не превышает длины ступни.
3) Ласка охотится на мышевидных грызунов, которых ловит в их норах, пользуясь малым размером и гибкостью тела.
4) Живёт ласка на полях и в лесах, в гористых и низменных местностях.
5) В Древнем Риме и раннесредневековой Европе ласка была домашним животным.
6) Ласка выстилает своё гнездо сухой травой, мхом, листьями каштанов и папоротников.
(123)
Вариант 2
Известно, что дятел большой пёстрый– лесная птица, живущая на деревьях и питающаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Клюв у птицы крепкий, заострённый и долотовидный.
2) Яйца насиживают самец и самка поочерёдно в течение 12–13 дней.
3) Ноги у дятла короткие с загнутыми острыми когтями.
4) Дятел не любит соседства своих родичей.
5) Перья хвоста у дятла упругие, их стержни загнуты в сторону ствола дерева.
6) Длина тела птицы составляет 23–26 см, а масса – 70–100 г.
(135)
Вариант 3
Известно, что жаба серая – позвоночное земноводное, питающееся различными беспозвоночными животными. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Серая жаба – самая крупная жаба в Европе.
2) Питается серая жаба мелкими насекомыми, пауками, дождевыми червями, слизнями, многоножками.
3) Серая жаба постоянно живёт на суше, а в воду входит только для размножения.
4) Зимует серая жаба под опавшими листьями, брёвнами, в норах, иногда закапывается в прибрежный ил.
5) Серая жаба – долгожитель, обычно живёт 10–18 лет.
6) Шейный отдел позвоночника животного состоит из одного позвонка, который обеспечивает подвижность головы в вертикальной плоскости.
(236)
Вариант 4
Известно, что краб камчатский — один из самых крупных видов ракообразных, обитатель дальневосточных морей.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Краб дышит растворённым в воде кислородом.
2) Камчатский краб — раздельнополое животное.
3) Мясо краба употребляется человеком в пищу.
4) Тело животного состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.
5) Камчатский краб питается останками погибших рыб.
6) Самцы по ширине панциря достигают 23 см, по размаху ног — 1,5 м, а по массе — 7 кг.
(146)
Вариант 5
Известно, что норка европейская — хищное млекопитающее, имеющее плавательную перепонку между пальцами ног, является объектом пушного промысла. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного.
Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Ареал обитания европейской норки разорван.
2) Потомство из трёх-семи детёнышей появляется в мае — июне.
3) Окраска тела животного однотонная, тёмно-бурая, встречается более рыжеватая.
4) Выведены различные породы норок разнообразной окраски и крупных размеров.
5) Европейская норка питается рыбой, лягушками, раками.
6) Норки отдают предпочтение водоёмам с подмытыми берегами, где много надёжных убежищ среди корней.
(456)
Список литературы и интернет-источники:
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/В_мире_животных
3. https://wildfauna.ru/zhivotnye-raznyx-stran
4. https://bio-oge.sdamgia.ru/problem?id=8388
Группа № 1. Распределение Систематика Животных
Черви | Моллюски | Насекомые | |
Паразитический червь кашалота Свиной цепень Червь дождевой австралийский | Садовая улитка | Муравей Жук-носорог | |
Рыбы | Рептилии | Птицы | Млекопитающие |
Рыбы-меч Рыба –луна Парусник Летучая рыба Пиранья | Черепаха Гадюка Прыткая Ящерица | Пингвины Лирохвост Райская птица | Белые медведи Тюлени Верблюды Овцебык Кенгуру Дьявол сумчатый Утконос Броненосец Карликовая белозубка Слон африканский Синий кит Гепард Жираф Броненосец |
Группа № 2. Распределение по материкам
Австралия | Антарктида | Африка |
Кенгуру Дьявол сумчатый Утконос Лирохвост Червь австралийский Черепахи | Пингвины | Слон Гепард Жираф Жук-носорог Черепахи |
Евразия | Америка Северная | Америка Южная |
Белый медведь Тюлень Овцебык Садовая улитка Муравьи Жук-носорог Черепахи | Белый медведь Тюлень Овцебык Садовая улитка Муравьи Черепахи | Райская птица Жираф Броненосец Черепахи |
Группа № 3. Распределение по средам обитания
Наземно-воздушная | Водная | Организменная | |
Улитка садовая Муравей Жук-носорог Черепаха Лирохвост Райская птица Белые медведи Тюлени Верблюды | Овцебык Кенгуру Дьявол сумчатый Утконос Слон африканский Синий кит Гепард Жираф Броненосец | Рыбы-меч Рыба –луна Парусник Летучая Пиранья | Свиной цепень Почвенная Червь дождевой австралийский |
Животные мира – знакомые незнакомцы.
Удивителен мир животных! С животными люди встречаются повсюду, ведь они обитают в почве и на поверхности земли, в воздухе и в воде. Животные обитают на всех континентах мира. Они встречаются даже там, где очень холодно, например, в Арктике живут белые медведи и тюлени, а верблюды и черепахи комфортно себя чувствуют в пустынях, пингвины – в Антарктике. Овцебык считается одним из самых выносливых животных на земле и обитает на ней уже более миллиона лет.
На Земле обитают сумчатые животные. К ним относятся всем известные кенгуру, а также сумчатый дьявол. Есть животные с необычной внешностью – утконос, броненосец, рыба-меч, рыба-луна, лирохвост, райская птица.
Самым маленьким млекопитающим на Земле является карликовая белозубка, достигающая в длину всего 1 см и весом 3 грамма. Самым большим сухопутным животным является африканский слон.
Самым большим животным на земле является синий кит, самым быстрым бегуном – гепард , а пловцом – парусник , самый сильный – муравей, а жук- носорог может поднимать вес, превышающий его в 850 раз. Самым высоким животным является жираф , а самым зубастым – садовая улитка. Существует огромное количество удивительных рыб –лазающая рыба, опасные пираньи.
Среди круглых червей есть свои рекордсмены. Так, паразитический червь, свиной цепень может достигать размеров 10 м. А гигантский австралийский дождевой червь достигает в длину 3 метров при толщине тела в 2-3 см и весе около 700 г.
А сколько ещё неизведанного, непознанного! Может быть вас ждут открытия?