Технологическая карта урока биологии «Многообразие земноводных» (7 класс)

2
0
Материал опубликован 19 September 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Цель:  сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.

Прогнозируемые результаты

- предметные: расширить кругозор учащихся о многообразии класса земноводных и об их значении в природе и жизни человека.

- метапредметные:  продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология; развивать образное мышление, умение работать в группе, умение анализировать.

- личностные:   привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.

Дидактические средства: учебник.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Тип урока: урок изучения и частичного закрепления знаний.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

Текущий контроль

1.Организационный этап

Приветствие. Проверка отсутствующих.

Подготовка к работе.

-

Фронтальная беседа.

2.Постановка познавательной задачи

1) Давайте вспомним какие особенности строения, жизнедеятельности помогают травяной лягушке жить в воде и на суше?

2) Какие есть системы органов?

3)Какими органами представлена пищеварительная система земноводных?

4)Какие органы осуществляют дыхание у взрослых животных?  

5) С помощью чего дышат личинки?

6) Какими органами представлена кровеносная система земноводных?

7)Каковы особенности кровеносной системы лягушки?

8) Какие органы образуют выделительную систему земноводных?

9)Из каких отделов состоит нервная система?

10)Каковы особенности строения головного мозга лягушки?

11)Как происходит развитие травяной лягушки?

1) Водные – голая влажная кожа, выпуклые глаза, плавательные перепонки, размножение в воде, кожное дыхание.

Наземные – пятипалые конечности, среднее ухо с барабанной перепонкой, слюнные железы, кожа покрытая слизью, глаза с подвижными веками.

2) Выделяют следующие системы органов: Кровеносная. Пищеварительная. . Опорно-двигательная. Выделительная. Дыхательная. Эндокринная. Нервная. Половая. Система органов чувств.

3)Ротоглоточная полость, пищевод, желудок, кишечник, клоака.

4) Лёгкие и кожа.

5) С помощью кожи и жабр.

6) Трёхамперное сердце и сосуды.

7) Сердце 3-х камерное (2 предсердия, 1 желудочек), 2 круга кровообращения (из-за выхода на сушу).

Круги кровообращения:

Малый

Желудочек →смешанная кровь (преобладание венозной крови)→артерии→ легкие→ газообмен→ артериальная кровь→ вены→ левое предсердие

Большой

Желудочек →смешанная кровь→ артерии→ во все органы→ газообмен→ венозная кровь→ вены→ правое предсердие

8)Почки→ мочеточники→ клоака→ мочевой пузырь→ клоака→ окружающая среда.

9)Нервная система состоит из центрального и периферического отделов. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система представлена нервами и нервными узлами.

10) Он имеет пять отделов: передний, промежуточный, средний, задний (мозжечок) и продолговатый. Передний мозг развит лучше, чем у рыб, он достаточно крупный и разделён на два полушария. Мозжечок развит слабо в связи с несложными, однообразными движениями.

11) Все земноводные раздельнополые животные. У самки имеются яичники, а у самца – семенники. Самка обычно ранней весной откладывает икру в хорошо прогреваемых мелких участках водоема. Самец выпускает на икринки семенную жидкость, и икра оплодотворяется. Оплодотворение наружное. В оплодотворенной икринке развивается зародыш, который вскоре превращается в личинку-головастика.

Коммуникативные

Фронтальная беседа.

3.Изучение новой темы

Начертите в тетради таблицу и заполните ее.

Смотрят презентацию, слушают учителя, и заполняют таблицу

Выпишите значение земноводных.

Отряд

Представители

Особенности строения и образ жизни

Безногие

Червяга кольчатая,

цейлонский рыбозмей.

Обитатели почв тропических лесов. Тело длинное, без хвоста и ног, разделено кольцевыми перехватами. Передвигаются змееобразно изгибая тело. Внутреннее оплодотворение.

Хвостатые

Обыкновеный тритон,

малоазиатский тритон,

саламандра пятнистая.

Удлинённое тело, с хвостом, передние и задние ноги примерно одинаковой длины. Оплодотворение внутреннее, некоторым видам свойственно живорождение. Большинство ползает или плавает, изгибая тело.

Бесхвостые

Травяная лягушка,

остромордая лягушка,

прудовая лягушка,

озерная лягушка,

обыкновенная жаба,

дальневосточная квакша.

Короткое тело без хвоста; хорошо развитые конечности, задние длиннее передних.

Значение

В природе В жизни человека

 

Играют роль в круговороте веществ и энергии в природе.

В ряде стран земноводных употребляют в пищу.

 

Влияют на численность своих жертв

(разнообразные беспозвоночные и

мелкие позвоночные).

Лабораторные опыты и наблюдения с их участием.

Оказываются кормом для многих

диких животных (рыб, птиц, зверей).

 

Практическое значение. Поедают насекомых-вредителей.

 

Поедают переносчиков опасных заболеваний, промежуточных хозяев паразитических червей.

 

Коммуникативные

Фронтальная беседа.

Наблюдение

4.Закрепление изученного материала

А теперь посмотрите на слайд и определите, к какому отряду относится это животное?

Бесхвостые

Хвостатые

Бесхвостые

Безногие

Бесхвостые

Бесхвостые

Хвостатые

Хвостатые

Бесхвостые

Безногие

Коммуникативные

Фронтальная беседа.

5.Домашнее задание

П. 40, ответьте на вопросы, составить кроссворд “Многообразие земноводных”.

Записывают в дневник

-

Наблюдение

6.Подведение итогов

Анализ и оценка успешности учащихся на уроке.

Слушают учителя, анализируют

-

Фронтальная беседа.


Презентация "Многообразие земноводных"
PPTX / 18.9 Мб

Предварительный просмотр презентации

Пищеварительная система

Дыхательная система

Кровеносная система венозная кровь

Выделительная система

Нервная система

Головной мозг

Тема урока: «Многообразие земноводных» Тема урока: «Многообразие земноводных»

Известно свыше 3 500 видов земноводных. Их объединяют в такие классы: безногие, хвостатые и бесхвостые, относящиеся к различным экологическим группам: водной, наземной, древесной и почвенной. Все они возникли в результате естественного отбора в процессе эволюции. Известно свыше 3 500 видов земноводных. Их объединяют в такие классы: безногие, хвостатые и бесхвостые, относящиеся к различным экологическим группам: водной, наземной, древесной и почвенной. Все они возникли в результате естественного отбора в процессе эволюции.

Отряд безногие К отряду безногие относится кольчатая червяга, имеющая червеобразную форму тела с кольцевыми перетяжками. Конечностей нет, глаза рудиментарные, тело приспособлено к роющему образу жизни. Живут они в тропической зоне Южной Америки, Африки, Южной Азии.

Отряд хвостатые Представители этого отряда имеют удлиненное тело, переходящее в хвост. Передние и задние конечности примерно одинаковой длины. У многих видов оплодотворение внутреннее. Общее число видов около 350. Тритоны имеют важное приспособление к окружающей среде, это — кожистая оторочка на спине и хвосте — место наибольшего ветвления кожных кровеносных сосудов, через стенки которых идет дыхание в воде. При переходе тритонов к наземной жизни, когда они дышат легкими, эта оторочка исчезает, а кожа становится толще и суше.

К отряду хвостатых относится гигантская саламандра (от 10 см до 1,8 м длиной), живущая в реках Японии и Китая, питающаяся червями, рыбами, лягушками и т. д. Мясо саламандры используют в пищу. К отряду хвостатых относится гигантская саламандра (от 10 см до 1,8 м длиной), живущая в реках Японии и Китая, питающаяся червями, рыбами, лягушками и т. д. Мясо саламандры используют в пищу. В Карпатах встречается пятнистая саламандра, имеющая яркую окраску тела (черные и желтые цвета). Кожные железы этой саламандры выделяют ядовитое вещество, имеющее для нее защитное значение.

Отряд бесхвостые Наиболее многочисленный отряд высокоорганизованных животных, обитающих на всех континентах, кроме Антарктиды. Их размеры относительно невелики: от 1,5 см (короткоголов) до 32 (голиаф). Вес может достигать 3,25 кг. К бесхвостым относятся: лягушки, жабы, квакши.

Наиболее приспособленная к наземному образу жизни серая, или обыкновенная жаба. По внешнему виду она напоминает лягушку, но отличается рядом существенных особенностей: она не прыгает, а «шагает» по земле. В связи с этим ее задние ноги сравнительно короче, чем у лягушки. Кожа жабы серая, бугристая, более толстая и более сухая, чем у лягушки, поэтому жаба менее требовательна к влажности. Наиболее приспособленная к наземному образу жизни серая, или обыкновенная жаба. По внешнему виду она напоминает лягушку, но отличается рядом существенных особенностей: она не прыгает, а «шагает» по земле. В связи с этим ее задние ноги сравнительно короче, чем у лягушки. Кожа жабы серая, бугристая, более толстая и более сухая, чем у лягушки, поэтому жаба менее требовательна к влажности.

К земноводным, приспособившимся к древесному образу жизни, относят небольшую изящную древесную лягушку — квакшу. Квакша обыкновенная встречается на юге Европы, отличается рядом особенностей. После выметывания икры в водоем она забирается на деревья (дуб, граб, иву и др.), где питается насекомыми. Имея на кончиках пальцев присоски, квакша может свободно передвигаться не только по коре деревьев, но и отвесным стенам зданий и даже по стеклу. К земноводным, приспособившимся к древесному образу жизни, относят небольшую изящную древесную лягушку — квакшу. Квакша обыкновенная встречается на юге Европы, отличается рядом особенностей. После выметывания икры в водоем она забирается на деревья (дуб, граб, иву и др.), где питается насекомыми. Имея на кончиках пальцев присоски, квакша может свободно передвигаться не только по коре деревьев, но и отвесным стенам зданий и даже по стеклу.

Земноводные животные играют значительную роль, как в природе, так и для человека. Питаясь насекомыми, приносящими вред растениям, сохраняют урожай культурных растений. Уничтожая многих представителей беспозвоночных животных, контролируют их численность в окружающей среде. Земноводные животные играют значительную роль, как в природе, так и для человека. Питаясь насекомыми, приносящими вред растениям, сохраняют урожай культурных растений. Уничтожая многих представителей беспозвоночных животных, контролируют их численность в окружающей среде.

Некоторые земноводные (саламандра, жаба-голиаф и др.) используются в пищу. Некоторые земноводные (саламандра, жаба-голиаф и др.) используются в пищу.

Некоторые являются прекрасными объектами для лабораторных исследований, проводимых учеными-биологами, медиками. Многие используются для изготовления лекарств. Некоторые являются прекрасными объектами для лабораторных исследований, проводимых учеными-биологами, медиками. Многие используются для изготовления лекарств.

Им даже сооружены памятники во Франции и Китае. Им даже сооружены памятники во Франции и Китае.

Памятник лягушке в Бостоне В Калининграде скульптура Царевны-Лягушки

Обыкновенная квакша

Альпийский тритон

Краснобрюхая жерлянка

Цейлонский рыбозмей

Чесночница

Жаба

Углозуб

Пятнистая саламандра

Озерная лягушка

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.