Работа с одаренными детьми на логопедическом пункте общеобразовательного учреждения (1–2 класс)

0
0
Материал опубликован 18 January 2019 в группе

Работа с одаренными детьми на логопедическом пункте образовательного учреждения

 

В соответствии с требованиями ФГОС одним из направлений модернизации школы является создание условий для индивидуального развития всех обучающихся. В число обучающихся на логопедическом пункте входят не только дети, испытывающие трудности в усвоении программного материала, но и одаренные дети, имеющие нарушения звукопроизношения. Именно с таким ребенком была проведена исследовательская работа.

Использование инновационных педагогических технологий, а именно такой является исследовательская деятельность в логопедической практике, открывает новые возможности, позволяет использовать новые подходы в коррекционной работе с детьми. Знания, которые приобретает ребенок в ходе исследования, позволяют легче усваивать материал, разнообразят логопедические упражнения.

Темой исследовательской работы стало изучение положения органов артикуляции при произношении звука [л]. Данную работу можно отнести к исследовательской деятельности по следующим параметрам:

- для данного конкретного ребенка это был процесс поиска неизвестного, выработки новых знаний (артикуляционный уклад звука [л]),

-выдвинутая им гипотеза подтверждалась эмпирическим путем (сравнением, обобщением полученных результатов анкетирования и наблюдением за собственными органами речи),

-созданием своего интеллектуального продукта (осознанием положения органов артикуляции при произношении звука [л]).

Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо, чтобы логопат прежде всего четко представлял себе «физиологический образ звука», т.е. артикуляционный уклад. Его изучение и было в основе выдвинутой гипотезы. Именно с этой целью были задуманы ряд экспериментов, позволяющих опытным путем понять необходимую информацию.

Ребенку предлагалось исследовать положение органов речи у членов семьи, узнать, какие органы артикуляции и каким образом участвуют в образовании звука, сравнить результаты, обобщить, а затем оформить полученные сведения в виде таблицы, в которой предложены варианты расположения губ, зубов, языка, схема изображения силы воздушной струи. Среди них нужно было выбрать подходящий вариант и зарисовать его в табличку.

Следующим этапом было изучение положения органов речи при произношении данного звука перед зеркалом у самого ребенка и сравнение с уже полученными данными предыдущего эксперимента. Логопат имел возможность определить, какие именно органы его речевого аппарата занимают неправильное положение (в данном случае губы и язык).

Далее в качестве третьего эксперимента мы научились выполнять артикуляционные упражнения, необходимые для постановки звука [л]. Укрепив мышцы губ и языка, мы получили правильный звук.

Таким образом, в результате проведенной исследовательской работы у девочки сформировалось четкое представление о положении органов артикуляции при произношении звука [л], что позволило ей осознанно выполнять подготовительные упражнения и получить нужный звук.

А для закрепления полученного навыка я предложила ей провести анкетирование одноклассников, чтобы выяснить все ли правильно произносят данный звук. Им была предложена анкета с вариантами расположения губ, зубов, языка, в которой они должны были отметить положение своих органов речи. У 5 человек губы и язык занимают неправильное положение, значит, имеется ламбдацизм. А моя подопечная при проверке анкет еще раз повторила материал о положении речевых органов при произношении звука [л].

Для повышения интереса к логопедическим занятиям нужны разнообразные методы и приемы работы. Исследовательская деятельность позволяет ребенку самостоятельно добывать знания, прорабатывать нужные темы, а, значит, способствует лучшему усвоению материала, развивает коммуникативные и творческие способности логопатов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.