Модель воспитательной деятельности «Школа – территория здоровья»
Модель воспитательной деятельности
«Школа – территория здоровья»
Автор:
Созин Дмитрий Андреевич,
учитель физкультуры МАОУ СОШ №16
г. Карпинск Свердловской области
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
Каждому человеческому сообществу присуща специфическая культура, нормы и ценности которой генетически не наследуются молодыми поколениями, а усваиваются через систему образования, с соответствующими общественному укладу целями и способами их достижения.
Образование – это социально-генетический механизм постоянной передачи культуры последующим поколениям, предопределяющий становление личности. Образование как система – это уникальный социальный институт, призванный развивать человека, общество и культуру, формируя ценности, социально значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущую культуру и питающее ее общество, так и судьбу отдельных людей.
В условиях глобализации мира и мультикультурного характера коммуникаций особую важность приобретает воспитание «человека культуры», «гражданина мира» через изменение его самосознания, возрастающую роль его личностной позиции, проявляющуюся в необходимости самостоятельно делать выбор, быть толерантным к иным мнениям, принимать решения и нести ответственность перед обществом.
В связи с этим актуальными направлениями развития образования стали его гуманитаризация и гуманизация через увеличение доли общекультурной подготовки, построение культуротворческой образовательной среды, характеризующейся диалогичностью, деятельностно-творческим характером, направленностью на поддержку индивидуального развития учащегося, и демократизация как предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения.
Стратегическими направлениями развития образовательных систем в современном обществе являются интеллектуальное, физическое и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знаний и интеграция средств информационных технологий в образовательный процесс.
Общество начинает понимать, что воспроизводство здоровья как физического, социального и психического благополучия человека – функция главным образом воспитания, а не лечения, поскольку известно, что даже соматический компонент здоровья зависит от состояния медицины и здравоохранения лишь на 10-15%.
В настоящее время приоритетным становится не просто физическое развитие молодого поколения, приобретение им двигательных умений и навыков, а формирование физической культуры личности, воспитание потребности в здоровом, спортивном стиле жизни, ориентация на сознательное укрепление здоровья путем повседневных занятий физическими упражнениями.
Сегодня по данным статистики, около 45% детей и подростков страдают хроническим заболеваниями, лишь 10% молодежи можно считать практически здоровой, около 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию.
Поэтому организация физического воспитания в школе имеет огромное значение для воспитания здорового ребёнка. «Здорового» не только в физическом смысле, но и психологическом.
На мой взгляд, физическое воспитание в школе должно предусматривать решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач. Современные подходы в физическом воспитании предусматривают выделение ряда параметров социокультурного бытия человека - культуру движений, культуру телосложения, культуру физического здоровья, что способствует реализации в учебно-воспитательном процессе широкого арсенала методов, средств и форм физического воспитания (В.И.Столяров, И.Б.Быховская, Л.И.Лубышева.). Широкие возможности физического воспитания предопределяют поиск нововведений в физической культуре школьников, увеличивающих как общий объем физической нагрузки, так и мотивированность самих учащихся в физическом совершенствовании (И.Г.Геращенко, Ю.А.Зубарев, А.И.Шамердин). Сложившиеся условия в школьном образовании ставят спортивных педагогов в ситуацию творческого поиска, разработки и внедрения авторских проектов, обновленной системы методик учебного процесса, переходу от монологичной к диалоговым формам проведения формирования гуманитарного типа мышления учащихся (Шабалина О.Л.Шалгин A. H., 2000 г., И.В.Работин 2001 г.).
Существует четыре педагогические модели физического воспитания: телесно ориентированная, социально ориентированная, личностно ориентированная, средо ориентированная.
Телесно ориентированная модель физического воспитания направлена на укрепление здоровья, достижение нормального физического развития и общефизической подготовленности подрастающего поколения сообразно его природным (телесно-двигательным) способностям. Специфические особенности телесно ориентированной модели физического воспитания связаны с определением реального уровня физического состояния учащихся и проектированием традиционного учебно-воспитательного процесса с использованием нетрадиционных средств и методов его организации и контроля в основном за счет различных форм дифференциации и индивидуализации процессов коррекции состояния здоровья, физического развития и физкультурного совершенствования детей и молодежи.
Социально ориентированная модель физического воспитания базируется на социологизаторском направлении в теориях развития личности и теории социального научения (И.П. Павлов, Дж. Б. Уотсон, Б.Ф. Скиннер и др.). Индивидуальный подход в данной модели связан чаще всего с подбором педагогом индивидуального для учащегося темпа освоения учебного материала в условиях коллективной работы. Результатом такого обучения и воспитания может быть здоровый, физически сильный и выносливый человек как «микрозвено» большого социального «макромеханизма» вполне соответствующий формуле «незаменимых людей нет», прекрасно выполняющий предписания свыше и вполне подходящий для роли «крайнего», или виновного, в случае сбоев в деятельности системы.
Личностно ориентированная модель физического воспитания основывается на идеях гуманистического направления в теориях личности, рассматривающих ее развитие как реализацию потребности человека в самоактуализации. Основными при реализации личностно ориентированной модели в практике физического воспитания являются принципы культуросообразности содержания, элективной дифференциации воспитательно-образовательного процесса и партнерства во взаимодействии его субъектов. Данная модель эффективна для применения на любом этапе развития ребенка и особенно важна на старшей ступени школы в период становления самосознания (И. Кон, А.В. Петровский, Р.С. Немов и др.)
Средо ориентированная модель физического воспитания базируется на идеях экологической психологии, а точнее, на теории возможностей Дж. Гибсона, согласно которой подчеркивается активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду, а также на теории и практике развивающего обучения и образования Ш.А. Амонашвилли, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Рубцова, Д.Б. Эльконина, исходной позицией которых является гипотеза Л.С. Выготского о динамическом соотношении процессов обучения и развития. Ведущая идея средо ориентированной модели связана с опосредованным физическим воспитанием детей и молодежи через построение и постоянное обогащение субъектами спортивной среды образовательного учреждения, города, создающей комплекс условий и возможностей для эффективного спортивного саморазвития и самовыражения личности. Способы взаимодействия субъектов образовательного процесса (педагога и учащихся, учащихся между собой) характеризуются конструктивностью и вариативностью и зависят от объективных требований ситуации: это и сотрудничество (кооперация), и конкуренция (соревнование), и педагогическая поддержка индивидуалистских навыков автономной работы. Результатом такого обучения и воспитания может быть физкультурно-компетентный, творчески активный и коммуникабельный, ведущий и популяризирующий спортивный стиль жизни человек-созидатель.
Средо ориентированную модель физического воспитания целесообразно применять в любом возрасте в процессе формирования как мотивационно-ценностного и содержательно-инструментального, так и рефлексивно- творческого компонента спортивной деятельности, однако больше всего для этого подходят условия старшей школы, поскольку уже сформированы жизненно важные двигательные умения и навыки учащихся, требующие разнообразного двигательного опыта;
Предлагаемая Модель физического воспитания школьников: «Школа – территория здоровья» предполагает адаптированность учащихся к современным условиям жизни средствами физической культуры и разработана с учётом всех вариантов педагогических моделей физического воспитания.
Приоритетными направлениями этой модели работы являются:
- Развитие базовых потребностей школьников в соответствии с возрастом; высокая работоспособность, психическое и физическое здоровье, уверенность в своих поступках и решениях, радости учения и достижении успеха.
- Формирование взаимоотношений ученик - педагог на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основу данного проекта заложена идея имитационной (моделирующей) технологии обучения, предполагающей реализацию принципов: деятельностного характера обучения, использования группы как средства развития индивидуальности, принципа самообучения на основе рефлексии. Структурную основу модели физического воспитания школьников на основе имитационной технологии обучения составили компоненты, рассмотренные в педагогических технологиях ряда отечественных педагогов-исследователей: С. В. Безруковой, В. П. Беспалько, Г. К. Селевко, Л. А. Семеновым, Л. Н. Фитиной.
Модель физического воспитания школьников содержит диагностический, информационный, целевой, содержательный, рефлексивный и коррекционный компоненты и предусматривает активное участие в образовательном процессе, как педагога, так и самого учащегося.
Структурные компоненты | Деятельность педагога физической культуры | Деятельность ученика по усвоению и закреплению материала |
Диагностический | Изучение мотиваций школьников к занятиям физической культурой | Самооценка школьников своих способностей |
Информационный | Информирует о роли и значении физической культуры в жизни учащихся | Участвует в поиске средств и форм физической активности |
Целевой | Выявляет проблему, ставит цели, задачи физического воспитания | Ставит задачи саморазвития, самообразования, самовоспитания |
Содержательный | Совместно с учащимися разрабатывает программу двигательной активности, самореализации личности на занятиях физической культуры | Подбирает комплексы физических упражнений для собственной программы двигательной активности |
Рефлексивный | Наблюдает за учащимися, выявляет наиболее проблемных учеников | Участвуют в самооценке своей деятельности |
Коррекционный | Подводит итоги своей деятельности, исправляет ошибки | Вносит изменения в свою деятельность, разрабатывает перспективы |
Диагностика школьников и мониторинг полученных результатов осуществляется с использованием Технологий диагностики физического воспитания (приложение).
Информационная работа осуществляется через организацию работы с родителями и учениками в форме бесед, выступлений на родительских собраниях и классных часах.
Целевой компонент реализуется через разработку и выстраивание индивидуальной работы с ребятами, учитывающей физические особенности каждого. Разработка индивидуальных маршрутов физического развития и плана тренировок.
Рефлексивный компонент осуществляется на занятиях урочной и внеурочной деятельности.
Коррекция осуществляется по итогам промежуточной и итоговой аттестации.