Модели и педагогические технологии обучения молодежи с нарушениями слуха (10–11 класс)
Модели и педагогические технологии обучения молодежи с нарушениями слуха
Одной из причин несовершенства знаний обучающихся с нарушениями слуха является недостаточно эффективная организация педагогического процесса. Преподаватели зачастую используют методы обучения, предназначенные преимущественно для здоровых обучающихся. Эти методы и приемы обучения не всегда достигают цели в отношении развития познавательных возможностей слабослышащих. Недостаточно также учитываются индивидуальные возможности слабослышащих, уровень их подготовки для восприятия учебного материала.
Чтобы успешно реализовать цели обучения, педагоги должны обладать глубокими и разносторонними знаниями в области педагогики и психологии. В этой связи им необходимы знания:
о психологических особенностях обучающихся с нарушениями слуха;
об особенностях развития их межличностных отношений и их влиянии на развитие личности;
о моделях и технологиях обучения молодежи с нарушениями слуха;
о педагогических технологиях и педагогических методиках обучения, позволяющих компенсировать имеющие у обучающихся ограничения развития познавательных функций.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Различают четыре основные группы технологий:
объяснительно-иллюстративные;
личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения);
развивающие;
коррекционные.
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Создание эффективных условий обучения и воспитания студентов с нарушениями слуха и речи предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся.
Большой вклад в сурдопедагогике и сурдопсихологии внесли Р.М. Боскис, А.П. Гозова, А.И. Дьячков, А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, Е.П. Кузьмичева, Л.П. Носкова, Л.А. Новоселов, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев, Л.И. Тигранова, Ж.И. Шиф и др. Они считают, что возросшие требования к образованию обучающихся с нарушенной слуховой функцией определяют необходимость модернизации содержания образования с позиций применения современных педагогических технологий, в том числе: коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного подхода к обучению (Л.А. Головчиц, Т.С. Зыкова, М.И. Никитина, Л.П. Носкова, Г.Н. Пенин, Е.Г. Речицкая, И.А. Шаповал и др.); информационно-компьютерных технологий (ИКТ) (Т.И. Галишникова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, С.В. Сацевич и др.).
На своих уроках используем различные педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационные технологии, технологию дифференцированного и проблемного обучения, развивающего обучения, групповой работы и проектную деятельность.
Конечно, нужно использовать и традиционные технологии. Традиционная технология – технология, построенная на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания. При этом преподнесение обучающимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ обучающегося. Педагог знает, что информация учителя – это еще не знания обучающегося. Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого. Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России у 15% обучающихся возникают нервно-психические отклонения, вызванные именно увеличением учебных нагрузок. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция и часть обучающихся вообще перестают что-нибудь учить. Еще Д.И. Менделеев говорил преподавателю, стремящемуся вбить в голову ученика максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит. Поэтому глухим и слабослышащим нужно выдавать материал небольшими дозами. Лучше применять личностно-ориентированнную технологию и технологию модульного обучения.
Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу обучающегося, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными студентами, изменять формы общения учителя и ученика.
К личностно-ориентированнным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям обучающихся.
Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение программы.
Эта структура включает в себя следующие подсистемы:
1) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях;
2) психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции;
3) опыт, включающий знания, умения, привычки;
4) направленность личности, выражающее ее потребности, мотивы, интересы;
При работе с глухими и слабослышащими применение технологии разноуровневого обучения просто необходимо. Как правило, обучающиеся имеют разный уровень состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных навыков, восприятия и воспроизведения устной речи. Поэтому выполнение единых программных требований, ориентированные на определенные сроки обучения неэффективно. Нестойкие умения быстро утрачиваются и это приводит к развитию у студентов неуверенности в возможности овладения речью, а у учителя к неудовлетворенности результатами своей работы.
Необходимо использовать в работе с глухими и слабослышащими обучающимися дифференцированный подход в обучении, который учитывает индивидуальные особенности речевого и психофизического развития, даёт возможность добиться определенных результатов.
Использование информационно-компьютерных технологий в образовании глухих и слабослышащих с различными образовательными потребностями базируется на основных положениях исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными в области общей педагогики (А.П. Ершов, И.В. Роберт, Е.И. Машбиц, В.В.Рубцов, Р.Вильямс и др.); на результатах исследований отечественных (Б.И. Айзенберг, О.П. Белоножко, В.И. Голод, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина) и зарубежных ученых.
Информационные технологии позволяют индивидуально для каждого обучающегося подбирать дидактический материал в соответствии с возможностями, задавать уровень сложности заданий, лексический материал, который при этом будет уточняться и закрепляться.
На занятиях используются различные упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания («Найди отличия» и др.) памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления (аналогии, исключение, и т.д.), воображения и других психических процессов. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для обучающихся, в результате чего усвоение знаний становится более эффективным. Увеличиваются доступность и наглядность изложения учебного материала, а для слабослышащих и глухих зрительное восприятие играет значимую роль в процессе познания. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих развиты не хуже, чем у слышащих (Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, К.И. Вересотская), а в ряде случаев развиты лучше. Глухие часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий.
С глухими и слабослышащими применяются технологии компенсирующего обучения, где предусмотрены диагностико-коррекционные программы, с помощью которых выявляются и корректируются дефекты развития обучающихся, предпринимаются дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих.
К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание трудностей и проблем; принятие обучающегося таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
• взаимообучение, диалогические методики, работа в парах, малыми группами;
• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Применение развивающих технологий в обучении как средство умственного развития личности не отбрасывает преподнесение информации ученикам, просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве создания собственного творческого продукта. Известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать и совершать умственные действия можно только в процессе деятельности. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности студентов.
Таким образом, идея специального комплексного подхода к личности глухого и слабослышащего в организованном учебно-воспитательном процессе, в создании возможности всестороннего развития обучающихся, предполагает овладение знаниями основ наук, формирование речи, выработку умения применять знания на практике, готовность и способность к систематизированному труду, развитие социально ценных и нравственных качеств личности.
Применение учителем разнообразных методов и приёмов обучения позволяет заинтересовать глухих и слабослышащих обучающихся, сделать учебный процесс более доступным и социально значимым.