Доклад «Формирование навыка чтения младших школьников с нарушениями слуха — основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»
ГБОУ Стерлитамакская КШИ для глухих и слабослышащих обучающихся
Формирование навыка чтения младших школьников с нарушениями слуха – основа дальнейшего успешного обучения и воспитания
Учитель высшей квалификационной категории
Хабирова Ирина Васильевна
Для детей с нарушениями слуха и речи чтение имеет исключительно важное значение. Оно вводит их в жизнь, помогает понять и правильно оценить общественные явления, осознать себя как личность, найти своё место в жизни. Книга сближает детей с нарушениями слуха с миром говорящих людей, и в этом смысле она играет определённую роль в процессе реабилитации. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы воспитать у детей потребность в чтении, привить им любовь к книге, без которой невозможно гармоничное развитие личности.
Каждый урок в специальной школе выполняет комплекс задач, направленных на осуществление требований программы и коррекционных недостатков развития учащихся со сниженным слухом. Уроки чтения выполняют образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Образовательные задачи уроков чтения определяются требованиями школьной программы и особенностями развития детей. Как отмечают учёные, дети с нарушениями слуха приходят в школу с глубоким речевым недоразвитием, с ошибками в произношении. Кроме ошибок, вызванных нарушенным слухом, возникают ошибки, связанные с недостаточным формированием механизмом чтения, недостаточным овладением речедвигательного аппарата. Отмеченные недостатки детского чтения постепенно преодолеваются посредством целенаправленной педагогической деятельности.
К образовательным задачам уроков чтения относится также и формирование у школьников умений работать с текстом, расширение и уточнение знаний о предметах, явлениях окружающего мира. Сурдопсихологи отмечают, что знания детей с нарушениями слуха об окружающем мире ограниченны, поверхностны, недостаточно осознанны. Чтение литературных произведений позволяет расширить их знания о животном и растительном мире, об общественно-политических событиях, о многообразном и сложном духовном мире человека. И хотя программа не выделяет точных требований к объёму и направленности этих знаний, можно предположить, что для овладения содержательной и идейно-художественной стороной произведения ученикам необходимы знания природоведческого, общественно-политического, исторического характера, знания о человеке, его характере, взаимоотношениях людей в обществе. По мере усложнения проблематики читаемых произведений школьникам нужны историко-литературные, литературоведческие и искусствоведческие знания. Объём этих знаний, последовательность их усвоения определяет сам педагог, ориентируясь на уровень читательской подготовки учащихся своего класса и тематику произведений, включённых в книгу для чтения данного класса.
Тематический принцип построения программы и книг для чтения позволяет постепенно накапливать знания, расширяя и углубляя их, обогащая лексический запас речи детей с нарушениями слуха.
В методике выделяются методы, способствующие формированию основных качеств чтения, - правильность, сознательность, выразительность.
Рассмотрим методы и приёмы формирования правильного чтения:
- чтение труднопроизносимых слов текста;
- чтение слов, фраз, отрывков из текста с соблюдением правил орфоэпии, словесного и логического ударения;
- различение на слух предложений, фраз, отдельных слов;
- чтение текста по предложениям, частям, целиком;
- предварительный звуковой и слоговой анализ слова;
- выяснение значения слова;
- многократное чтение текста в различных вариантах.
Методы формирования сознательного чтения:
- аналитическое чтение;
- беседа по содержанию прочитанного;
- детское иллюстрирование текста или отдельных отрывков;
- показ действий персонажа по аппликации, макету;
- выборочное чтение по заданной теме;
- составление картинного, словесного плана прочитанного;
- сопоставление текста с иллюстрацией, художественной картиной;
- проведение словарно-стилистических упражнений.
Методы и приёмы формирования выразительного чтения:
- прослушивание образцов выразительного чтения;
- различение на слух фраз со сходной и различной интонацией;
- различение на слух текстов различной интонационной окрашенности;
- упражнения в тренировке в технике чтения: чтение предложений с выделением пауз, словесного и логического ударения;
- ответы на вопросы, поставленные к отдельным словам предложения;
- чтение по ролям;
- заучивание наизусть;
- коллективная декламация.
Таким образом, знание педагогом методов и приёмов работы на уроках чтения помогает разнообразить учебный процесс и повысить качество усвоения.
Воспитательное воздействие художественной литературы на юного читателя отмечается всеми педагогами прошлого и современности. Художественное произведение посредством своих выразительных возможностей вызывает у читателя раздумья, сопереживание тем событиям, людям, явлениям, о которых рассказывает автор. Под влиянием прочитанного у школьников формируется собственный взгляд на окружающее, своё отношение к тем или иным человеческим характерам.
В методике чтения известны различные подходы к решению воспитательных задач на уроках чтения. Выдвижение тех или иных задач определяется самим педагогом, его пониманием художественного произведения, знанием своих учеников, их запросов и интересов, уровнем их воспитанности. В некоторых классах полезно обсудить вопрос о критическом отношении к своим недостаткам характера. Кроме решения нравственных проблем, поставленных в рассказе писателем, важно почувствовать общий настрой произведения: юмор, размышления, нотки грусти, сопереживания, то есть то, что способствует развитиям эмоций. Уроки литературного чтения должны быть оживлёнными, насыщенными эмоциями, соответствующими теме произведения, а не превращаться в скучный разговор о том, каким надо быть, а каким нельзя.
Методическое решение воспитательных задач на уроке определяется использованием таких методов и приёмов, которые снимут дидактическое назидание и пригласят детей к совместному с педагогом обсуждению проблемных вопросов.
Чтение и осмысление текстов позволяют осуществлять коррекционную работу по предодолению или ослаблению недостатков развития, вызванных снижением слуха. Реализация коррекционных задач урока чтения состоит в проведении специальной работы, направленной на обогащение словаря, развитие связной устной и письменной речи, слухового восприятия. Одновременно с работой по развитию слуха и речи предусматриваются задания на развитие логического мышления учеников, их творческого воображения, эмоционально волевой сферы. Выполнение этой группы задач зависит от сочетания используемых методов работы над текстом на уроках чтения.
Названные задачи уроков чтения должны осуществляться в тесной взаимосвязи.
Использованная литература.
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ [И. Г.Багрова и др.]; под ред. Е.Г.Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Никитина М.И. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991.