Статья «Моделирование как одно из дидактических средств развития временных представлений у старших дошкольников»
Моделирование как одно из дидактических средств развития временных представлений у старших дошкольников
Одним из эффективных методов ознакомления с временными представлениями ученые определяют моделирование.
В научной литературе присутствуют различные определения понятия «моделирования». Например, моделирование определяется как процесс создания моделей и их использования в целях формирования знаний о признаках, связях, отношениях объектов окружающей действительности. На основе изученной литературы можно сформулировать следующее интегрированное определение: моделирование – это исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Моделирование является основным из наиболее перспективных методов формирования временных представлений в дошкольном образовании, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщённым отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические), а процесс создания и использования этих моделей и есть моделирующая деятельность.
Метод моделирования разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной. Метод заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
– развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
– учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;
– наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;
– способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
Рассмотрим особенности формирования представлений о времени на примере детей старшего дошкольного возраста. В работе необходимо широко использовать такие методы как, наблюдения, беседы, чтение, рассказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи. У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения обращать внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь – сутки. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Для формирования этих представлений воспитатель использует, прежде всего, наблюдения, рассматривание сюжетных картин, а также чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.
Для ознакомления детей дошкольного возраста с частями суток предлагаются плоскостные модели с одной формой движения – линейной (круги или квадраты разного цвета). Ребенок, излагая отдельные элементы модели, запоминает названия эталонов времени, их чередование, последовательность.
Ознакомление с днями недели следует объединять с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).
Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Например, понедельник – первый день по прошествии недели, вторник – второй, среда – средний и так далее. Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры: «Назови следующий день недели», «Назови соседей», «Покажи соответствующую цифру».
Название дней недели, особенно вначале, требует объединения с конкретным содержанием деятельности. Так, воспитатель обращается к детям с вопросом: «Какой сегодня день недели? Правильно, сегодня вторник. Занятие по математике всегда будет во вторник. Какой день недели был вчера? Какой день недели предшествует вторнику?» Дети отвечают на вопросы. Уточняется последовательность дней недели. Эта работа осуществляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Утром воспитатель спрашивает: «Какой сегодня день недели, а какой будет завтра?».
Кроме того, должна проводиться работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом должны широко использоваться картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки,.
С временами года (сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. На одном из занятий воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего? Правильно, год состоит из четырех времен года. Вот круг. Пусть это будет год. Разделим его на четыре части». Дети рассматривают части круга. Каждая часть разного цвета. Воспитатель предлагает условно сравнить каждую часть круга с определенным временем года.
Воспитатель должен формировать «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. Можно ознакомить детей с объемной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени.
Исследователь Т.Д. Рихтерман отмечает, что специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его»
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими.
В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умение называть эти части суток уже в младшей группе. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток. В старших группах дать представление о сутках и познакомить при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо у детей развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час. Все эти знания о времени необходимо формировать в ходе обучения на занятиях.
Особенностью формирования представлений о времени у детей является необходимость применения дидактических игр, так как – это ведущий вид деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается. Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.
Дидактическая игра дает возможность формировать у детей временные представления. Применение дидактических игр в педагогическом процессе детского сада позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену деятельностей, предупредить утомляемость. В связи с этим игра должна быть введена в ежедневно повторяющийся распорядок детской жизни. Для игры отводится время до завтрака и после него, на прогулках (дневной и вечерней), вечером до ухода детей домой. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила, результат игры.
Большое значение играют правила, с помощью которых дидактическая игра позволяет регулировать динамику процессов возбуждения и торможения у детей для того, чтобы они могли более точно оценивать временные интервалы. Правила определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Для того, чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно важно это делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучатся действовать в соответствии с правилами, и у них сформируется умение точно оценивать временные интервалы.
Например, игра «Бывает – не бывает». Воспитатель изображенное на карточке время года не показывает, а читает стихотворный текст и загадывает загадки. Дети, даже если быстрее всех догадались, о каком времени года идет речь, не должны выкрикивать. Правила предписывают показывать карточку только после того, как все дети правильно назвали время года.
В дидактической игре «Когда это бывает?» воспитатель называет какое-то время года, например, весна. По правилам игры дети должны назвать признаки этого времени года. Но должен отвечать только тот ребенок, кому воспитатель передаст камешек. В результате по очереди отвечают все дети, и воспитатель может убедиться, кто хорошо знает признаки времен года, а кто затрудняется. Правила игры, следовательно, предписывают не только то, что дети должны выполнить, но и также то, чего дети не должны делать. В дидактической игре возможно понимание причинно-следственных связей между явлениями в природе и характеризующих их временных отношений, так как дети в игре приобретают знания о природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками).
Многие настольно-печатные игры с природоведческим содержанием способствуют развитию представлений о времени детей. Например, в игре «Кто, когда спит?», следует определить, кто спит ночью, а кто днем. В этой игре ребенок использует имеющиеся у него знания о мире живой природы и соединяет их со своими ощущениями времени. Дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам. Делать правильные выводы, обобщения.
Закрепить знания детей о сезонах можно в играх с лото «Времена года», которые имеют много различных вариантов. Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществляется посредством игр-путешествий в утро, день, вечер, ночь. Начать игру следует такими словами: «Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром, и во время нашего путешествия будем смотреть, кто, что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой улицы. Кто это рано утром убрал улицы?» В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь этих названий. Когда дети отчетливо усвоят представления о частях суток, научатся определять их по характерной деятельности и объективным показателям, правильно называть каждую из них, необходимо приступить к уточнению знаний о последовательности частей суток. Для этого провести игры, например «Назови все части суток»: Дети, я назову одну часть суток, а вы назовите все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День – что дальше? (вечер) и т.д. Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток существенными признаками деятельности, называя соответствующее время.
К дидактическим играм относятся и подвижные игры, в которых слова-названия дней недели, месяцев года, сезонов могут служить сигналом к определенному действию. В качестве таких сигналов могут использоваться малые формы фольклора и короткие четверостишия, в строках которых встречаются слова, обозначающие временные категории. В подобных играх дети учатся устанавливать временную последовательность с разных точек отчета. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени. В процессе дидактических игр можно использовать различные наглядные пособия: карточки с числовыми фигурами, карточки, основанные на соответствии цветов, с целью закрепления знаний детей о порядке следования дней недели, изображение предметов, карточки с инструкциями для детей. Эти средства позволяют материализовать временные категории и производить с ними манипуляции, отыскивать недостающие дни недели, вставлять на место пропущенный месяц, расставлять по порядку, определять, когда это произошло, совершать другие игровые действия.
Таким образом, особенности формирования у детей дошкольного возраста временных представлений состоят, прежде всего, в необходимости учета детского восприятия и комплексного применения методических приемов, а особенно дидактических игр и технологии моделирования.
Кияйкина Наталья Федоровна