Методическая разработка «Моделирование сказок как средство развития разнообразных сторон психики у детей, имеющих нарушения речи»

6
0
Материал опубликован 12 October 2017 в группе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №120 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга

Методическая разработка.

Тема: Моделирование сказок как средство развития разнообразных сторон психики у детей, имеющих нарушения речи.

Учитель-логопед: Логинова Л.А.

В наше время малыш, которому скоро исполнится один год, уже смотрит книжки со сказками, знаком с некоторыми мультипликационными героями сказок. Человечество встречает своего дитя сказками, учит его, развивает, дает ребенку знания из разных областей науки и жизни. Сказки развивают все стороны психики малыша: память, внимание, поведение, ассоциативное мышление, фантазию, воображение, логику, речь и много еще всего замечательного и хорошего! Психика ребенка развивается на наглядно-образном материале и в игре. Можно подбирать разные сказки и знакомить детей с любыми лексическими темами, добиваться любых дидактических целей, используя методики в этих сказках: метод сказкотерапии, метод игротерапии, метод арт-терапии, метод ТРИЗ, метод алгоритма, метод применения проблемной ситуации, метод ассоциативных цепочек, метод трансформации.

В своей работе «Моделирование сказок» я применяла сразу по несколько методик в разработке одной сказки и для всех сказок использовала индивидуальные перфокарты.

 

СКАЗКА «ТРИ МЕДВЕДЯ»


 

Маша идет в лес и приходит к домику.


 


 

В этом доме живут 3 медведя, у них есть 3 стула, 3 тарелки и 3 кровати.

Дети раскрашивают геометрические фигуры в перфокарте, рассказывают сказку, называют геометрические фигуры, считают их.


 

Используемые методики:

1.Метод моделирования (перфокарты с геометрическими фигурами).

2.Метод ассоциативных цепочек (понятия «большой», «поменьше», «маленький» применяются к разным предметам: медведи, стулья, тарелки, кровати).

3.Метод эйдетизма-использование образов всех органов чувств.

Например: вспомни, как пахнет сыростью лес, грибы; какой приятный ветерок дует летним днем; как греет солнышко на полянке (релаксация); какая вкусная каша и т.д.

4.Метод Цицерона. Задаем много вопросов по сказке.

5.Метод крокирования (чертеж-схема «Путь Маши»).

6.Развиваем воображение, память, внимание, творческие высказывания.

7. Метод трансформации: овалы, квадраты, круги и прямоугольники обозначают какие-либо предметы.

Задание для родителей:

- придумайте, что было в начале и в конце сказки.

- кто разбудил Машу утром?

- как оделась Маша? (нарисовать Машу)

- взяла ли Маша себе еду?

- какие грибы Маша нашла?

- чем пахнет утренний лес?

- какую песенку пела Маша, когда шла по лесу?

- какой домик встретила в лесу? (нарисовать домик).

- что делали медведи после побега Маши из их дома?

- как встретили родители Машу?


 

СТАРЫЕ СКАЗКИ НА НОВЫЙ ЛАД. СКАЗКА «РЕПКА»

Цели: развивать воображение, память, внимание, творческие высказывания. Придумывать образы по такому же плану, где следующий персонаж сказки меньше ростом, чем предыдущий. Развивать математические представления: большой, поменьше, самый маленький.

Это задание можно выполнять детям дома с родителями и использовать любой лексический материал. Чтобы ребенок запомнил образ, пририсовать к треугольнику небольшую деталь, по которой ребенок назовет персонажа. Таким образом учим ребенка быть внимательным, учим умению выделять главное, систематизировать, обобщать, учим мнемоническим приемам, т.е. умению работать с памятью ( речевой, зрительной, слуховой).

1.Мешок деда Мороза тянут - Зима, Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, сосулька, снежинка (тема: «Зима»)


 

Например: на треугольнике «Зима» нарисовать рот, из которого идет голубой пар, деда Мороза обозначить красным носом, Снегурочке нарисовать шапочку, Снеговику нарисовать морковку, сосулька будет голубого цвета, а на самом маленьком треугольнике просто нарисовать снежинку.

2. Сундук с кладом тянут - Кощей Бессмертный, Леший, Баба Яга, Кикимора,

гном, эльф (тема: «Сказки»)


 

Если мы работаем по теме: «Сказки», то Кощей Бессмертный-черный треугольник, Леший-«лохматый» треугольник, Баба Яга-треугольник с горбатым носом, Кикимора-треугольник с мухомором, гнома обозначим колпачком, а эльфа обозначим крылышками.


 3.Домик Тыквы тянут - Тыква, кабачок, редька, помидор, редиска, горошинка (тема: «Овощи») Здесь все можно раскрашивать в соответствии с цветом называемого овоща.

 

СКАЗКИ «ТЕРЕМОК» И «ТРИ ПОРОСЁНКА»

В сказках «Теремок» и «Три поросенка» мы знакомим детей с геометрическими формами, счетом, развиваем речь.


 


 

Это Теремок, в котором селятся звери и мы обозначаем их геометрическими фигурами. Так как это перфокарта, то каждую фигуру мы раскрашиваем в разные цвета, соответствующие окраскам зверей (мышка-круг серого цвета, лягушка-овал зеленого цвета, зайчик-прямоугольник белого цвета, лисичка-треугольник оранжевого цвета, волк-ромб черного цвета, медведь-большой квадрат коричневого цвета). Дети быстро запоминают сказку, названия героев сказки и очередность появления героев сказки.

В сказке «Три поросёнка» три домика: шалаш из соломы (раскрашиваем в желтый цвет треугольник), домик из прутьев (раскрашиваем в коричневый цвет квадрат) и дом из кирпича (раскрашиваем прямоугольник в красный цвет). Рассказываем сказку. Считаем фигуры. Развиваем речь: притяжательные прилагательные («Чей хвост?», «Чьи уши?»), относительные прилагательные (деревянный дом, соломенная крыша), сочетание имен числительных с именами существительными (три поросенка, один волк, шесть кругов, девять овалов и тд).


 

Список литературы:

1.Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.

2.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2006.

3.Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять сказки. – М.: АРКТИ, 2005.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000

5. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

6. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб. 2005

7.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Гном-Пресс, 2004.

8. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.

9. Эльконинова Л.И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. 1999. №4.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации