Методическая разработка «Моделирование сказок как средство развития разнообразных сторон психики у детей, имеющих нарушения речи»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №120 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга
Методическая разработка.
Тема: Моделирование сказок как средство развития разнообразных сторон психики у детей, имеющих нарушения речи.
Учитель-логопед: Логинова Л.А.
В наше время малыш, которому скоро исполнится один год, уже смотрит книжки со сказками, знаком с некоторыми мультипликационными героями сказок. Человечество встречает своего дитя сказками, учит его, развивает, дает ребенку знания из разных областей науки и жизни. Сказки развивают все стороны психики малыша: память, внимание, поведение, ассоциативное мышление, фантазию, воображение, логику, речь и много еще всего замечательного и хорошего! Психика ребенка развивается на наглядно-образном материале и в игре. Можно подбирать разные сказки и знакомить детей с любыми лексическими темами, добиваться любых дидактических целей, используя методики в этих сказках: метод сказкотерапии, метод игротерапии, метод арт-терапии, метод ТРИЗ, метод алгоритма, метод применения проблемной ситуации, метод ассоциативных цепочек, метод трансформации.
В своей работе «Моделирование сказок» я применяла сразу по несколько методик в разработке одной сказки и для всех сказок использовала индивидуальные перфокарты.
СКАЗКА «ТРИ МЕДВЕДЯ»
Маша идет в лес и приходит к домику.
В этом доме живут 3 медведя, у них есть 3 стула, 3 тарелки и 3 кровати.
Дети раскрашивают геометрические фигуры в перфокарте, рассказывают сказку, называют геометрические фигуры, считают их.
Используемые методики:
1.Метод моделирования (перфокарты с геометрическими фигурами).
2.Метод ассоциативных цепочек (понятия «большой», «поменьше», «маленький» применяются к разным предметам: медведи, стулья, тарелки, кровати).
3.Метод эйдетизма-использование образов всех органов чувств.
Например: вспомни, как пахнет сыростью лес, грибы; какой приятный ветерок дует летним днем; как греет солнышко на полянке (релаксация); какая вкусная каша и т.д.
4.Метод Цицерона. Задаем много вопросов по сказке.
5.Метод крокирования (чертеж-схема «Путь Маши»).
6.Развиваем воображение, память, внимание, творческие высказывания.
7. Метод трансформации: овалы, квадраты, круги и прямоугольники обозначают какие-либо предметы.
Задание для родителей:
- придумайте, что было в начале и в конце сказки.
- кто разбудил Машу утром?
- как оделась Маша? (нарисовать Машу)
- взяла ли Маша себе еду?
- какие грибы Маша нашла?
- чем пахнет утренний лес?
- какую песенку пела Маша, когда шла по лесу?
- какой домик встретила в лесу? (нарисовать домик).
- что делали медведи после побега Маши из их дома?
- как встретили родители Машу?
СТАРЫЕ СКАЗКИ НА НОВЫЙ ЛАД. СКАЗКА «РЕПКА»
Цели: развивать воображение, память, внимание, творческие высказывания. Придумывать образы по такому же плану, где следующий персонаж сказки меньше ростом, чем предыдущий. Развивать математические представления: большой, поменьше, самый маленький.
Это задание можно выполнять детям дома с родителями и использовать любой лексический материал. Чтобы ребенок запомнил образ, пририсовать к треугольнику небольшую деталь, по которой ребенок назовет персонажа. Таким образом учим ребенка быть внимательным, учим умению выделять главное, систематизировать, обобщать, учим мнемоническим приемам, т.е. умению работать с памятью ( речевой, зрительной, слуховой).
1.Мешок деда Мороза тянут - Зима, Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, сосулька, снежинка (тема: «Зима»)
Например: на треугольнике «Зима» нарисовать рот, из которого идет голубой пар, деда Мороза обозначить красным носом, Снегурочке нарисовать шапочку, Снеговику нарисовать морковку, сосулька будет голубого цвета, а на самом маленьком треугольнике просто нарисовать снежинку.
2. Сундук с кладом тянут - Кощей Бессмертный, Леший, Баба Яга, Кикимора,
гном, эльф (тема: «Сказки»)
Если мы работаем по теме: «Сказки», то Кощей Бессмертный-черный треугольник, Леший-«лохматый» треугольник, Баба Яга-треугольник с горбатым носом, Кикимора-треугольник с мухомором, гнома обозначим колпачком, а эльфа обозначим крылышками.
3.Домик Тыквы тянут - Тыква, кабачок, редька, помидор, редиска, горошинка (тема: «Овощи») Здесь все можно раскрашивать в соответствии с цветом называемого овоща.
СКАЗКИ «ТЕРЕМОК» И «ТРИ ПОРОСЁНКА»
В сказках «Теремок» и «Три поросенка» мы знакомим детей с геометрическими формами, счетом, развиваем речь.
Это Теремок, в котором селятся звери и мы обозначаем их геометрическими фигурами. Так как это перфокарта, то каждую фигуру мы раскрашиваем в разные цвета, соответствующие окраскам зверей (мышка-круг серого цвета, лягушка-овал зеленого цвета, зайчик-прямоугольник белого цвета, лисичка-треугольник оранжевого цвета, волк-ромб черного цвета, медведь-большой квадрат коричневого цвета). Дети быстро запоминают сказку, названия героев сказки и очередность появления героев сказки.
В сказке «Три поросёнка» три домика: шалаш из соломы (раскрашиваем в желтый цвет треугольник), домик из прутьев (раскрашиваем в коричневый цвет квадрат) и дом из кирпича (раскрашиваем прямоугольник в красный цвет). Рассказываем сказку. Считаем фигуры. Развиваем речь: притяжательные прилагательные («Чей хвост?», «Чьи уши?»), относительные прилагательные (деревянный дом, соломенная крыша), сочетание имен числительных с именами существительными (три поросенка, один волк, шесть кругов, девять овалов и тд).
Список литературы:
1.Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.
2.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2006.
3.Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять сказки. – М.: АРКТИ, 2005.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000
5. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
6. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб. 2005
7.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Гном-Пресс, 2004.
8. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.
9. Эльконинова Л.И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. 1999. №4.