Модернизация образовательной парадигмы: от традиции к стратегии активного обучения
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ: ОТ ТРАДИЦИИ К СТРАТЕГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Информатизация является отличительной чертой современного постиндустриального общества. На современном этапе развития значение информации возросло во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании. Основой для общества является адекватное восприятие информации и ее передача. Все чаще для характеристики подрастающего поколения применяется понятие «клиповое мышление».
Перед преподавателями стоит задача - подготовить обучающихся к адаптации к быстрым изменениям, так как у современных подростков наблюдается низкий уровень когнитивных способностей, низкий уровень активности в обучении, неумение критически мыслить и многое другое. В связи с этим необходимо менять стратегии образовательного процесса. Приоритетное направление для развития становится не овладение базисными компетенциями, а развитие способностей обучающихся, которые впоследствии помогут занять им активную позицию в обществе. Именно поэтому в современных реалиях интересны такие инновационные педагогические технологии и методики, которые будут наиболее эффективными для достижения данной цели.
Стратегии обучения можно условно разделить на 2 группы: активные и пассивные. Пассивные стратегии предполагают традиционные методы обучения, то есть обучающиеся пассивно воспринимают информацию. В свою очередь, к активным стратегиям относят практические занятия, дискуссии, дебаты, мозговой штурм, кейс-техники и т.д. В рамках грамотной и четко организованной активной деятельности у обучающихся меняется позиция и содержание образовательной деятельности, то есть преобладает субъект-субъектная форма взаимодействия, в рамках которой ученик выступает не в роли объекта, а в роли субъекта - каждый обучающийся становится участником совместной деятельности для решения поставленной проблемы/задачи.
Любые инновационные педагогические технологии имеют как ряд преимуществ, так и недостатки. Использование интерактивных методов обучения предполагает увеличение роли обучающихся в образовательном процессе, в следствии чего возрастает нагрузка и требуется затрата больших ресурсов, чем прежде (ученику необходимо тратить больше времени и сил на подготовку к занятиям).
Таким образом, главная задача для педагогов - повысить активность обучающихся в процессе обучения, то есть стимулировать их к более глубокому осмыслению содержания, для того, чтобы повысить эффективность обучения и убедиться в том, что в дальнейшем они смогут применять изучаемое на практике. Стратегии активного обучения стимулируют обучающихся не только понимать и запоминать, они вовлекают их в решение комплексных познавательных задач, таких как аналитическое мышление, принятие решений, творческое мышление, решение проблем или оценивание, решение практических задач и их комбинирование.
Список использованной литературы:
Воронцова Ирина И. Философия действенности перевернутого обучения как новая педагогическая парадигма // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-deystvennosti-perevernutogo-obucheniya-kak-novaya-pedagogicheskaya-paradigma (дата обращения: 20.02.2022).
Матусевич Ольга Александровна Стратегия активного обучения как инновационная педагогическая технология // Высшее техническое образование. 2012. №8 (155). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-aktivnogo-obucheniya-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya (дата обращения: 20.02.2022).
Муртазина Элина Ирковна Развитие у студентов навыков разрешения конфликтов на занятиях по английскому языку с использованием методов активного обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2019. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-u-studentov-navykov-razresheniya-konfliktov-na-zanyatiyah-po-angliyskomu-yazyku-s-ispolzovaniem-metodov-aktivnogo-obucheniya (дата обращения: 20.02.2022).
Сайдимова Эльфрида Раильевна Активные методы обучения и интернет // Образование и право. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-i-internet (дата обращения: 20.02.2022).
Федина Л. В. К проблеме классификации методов активного обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-klassifikatsii-metodov-aktivnogo-obucheniya (дата обращения: 20.02.2022).