Модифицированная экспериментальная образовательная программа индивидуального обучения для работы с одарёнными детьми «Шкатулочка идей»
Управление образования опеки и попечительства МО «Каргасокский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Каргасокский дом детского творчества»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ ДО «Каргасокский
дом детского творчества»
_____________В.Н. Маслов
Решение ПС:
Протокол №
Модифицированная экспериментальная образовательная программа индивидуального обучения для работы с одаренными детьми
«ШКАТУЛОЧКА ИДЕЙ»
Направленность: художественная
Форма реализации программы: очная Составитель:
Срок обучения: 1 года Абрамкина Наталия Петровна
Возраст обучающихся: 1 - 18 лет педагог дополнительного образования
Каргасок
Пояснительная записка
Программа имеет художественно-эстетическую направленность (декоративно-прикладное искусство, рукоделие), рассчитана на индивидуальную или групповую работу с одаренными детьми на базе оборудованных мастерских для деревообработки.
Данная программа направлена на более углубленное и расширенное изучение курса «Бисероплетение», «Игрушка» для обучающихся, прошедших один и более года обучения по данным программам.
Концепция. Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выявление одаренных детей должно начинаться в творческих объединениях с первого года обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Определение одаренных детей:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Данная программа актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.
Программа позволяет ребенку самостоятельно определить направление обучения в текущем году. Планирование на первое полугодие происходит на вводном занятии, темы заносятся в индивидуальную маршрутную карту (приложение 1), в начале второго полугодия карта дополняется новыми темами. Поэтапное планирование позволяет ребенку реально оценить свою работу и сопоставить желаемое с возможным. Выбранные темы обсуждаются с педагогом. Достаточное количество часов отводится для изготовления работ и участия в конкурсах и выставках.
Занятия планируются по два-три часа в неделю (72 часа-108 часов в год).
Темы:
бисероплетение: кирпичное плетение, станочное ткачество, ручное ткачество;
игрушка: изготовление игрушек из фоамирана.
Цель: обеспечить благоприятные условия для поддержки одаренных детей, развития и реализации их потенциальных возможностей.
Задачи:
Научить использовать в работе различные техники бисероплетения;
Сформировать стойкие умения безопасной работы с утюгом;
Развить художественный вкус, самостоятельность и индивидуальность в создании творческих работ;
Закрепить ранее полученные знания по бисерплетению и фоамираном;
Воспитывать уважительное отношение к работам других мастеров;
Пополнение портфолио.
Прогнозируемые результаты:
владение различными техниками бисероплетения;
умение самостоятельно организовать безопасную работу;
умение пользоваться разнообразными источниками информации;
самостоятельна разработка проектов собственных изделий;
повышение самооценки, уверенность в своих возможностях;
участие в выставках, конкурсах.
Принципы педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия
предоставленных возможностей для развития личности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы воспитанников с
минимальным участием педагога;
принцип свободы выбора воспитанником дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Этапы реализации программы:
Организационный
работа с родителями;
учителем технологии.
Сроки реализации: сентябрь.
Разработка маршрутной карты для обучающихся по программе.
Реализация программы:
работа по маршрутной карте
Сроки реализации: с октября по май.
Итоговый мониторинг успешности обучающихся.
Формы и методы работы с одаренными детьми:
Практические занятия, лекции;
Индивидуальная работа;
Научные конференции;
Творческие мастерские;
Проектная деятельность;
Конкурсы
Выставки;
Работа в библиотеках с источниками ИНТЕРНЕТА;
Экскурсии.
Приемы обучения направлены на развитие познавательной деятельности и предусматривают:
свободу выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право выбора);
открытость (не просто обучать, а ставить перед воспитанниками проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала);
деятельность (предусматривает применение знаний на практике);
высокую продуктивность (следует по максимуму использовать знания, возможности обучаемых, учитывая их интересы);
обратную связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс обучения, используя приемы обратной связи).
Формы контроля:
наблюдение
устный контроль
практическая работа
портфолио
Результаты контрольных срезов заносятся в сводную таблицу (Приложение 2)
Материально-техническое оснащение:
кабинет, оборудованный столами стульями;
бисер, проволока;
фоамиран;
утюг, термопистолет;
компьютер с выходом с интернет.
План по организации учебной деятельности
при нагрузке 72 часа (36 занятий)
№п/п | Кол-во занятий | Кол-во часов | Учебные действия |
1 | 1 | 2 | Введение |
2 | 1 | 2 | Планирование работы, заполнение маршрутной карты |
3 | 1 | 2 | Организация выполнения учебной деятельности |
4 | 3 | 6 | Сбор информации |
5 | 24 | 48 | Творческая деятельность |
6 | 3 | 6 | Оформление результатов |
7 | 3 | 6 | Резервное время |
| | 72 часа | Итого |
План по организации учебной деятельности
при нагрузке 108 часов (36 занятий)
№п/п | Кол-во занятий | Кол-во часов | Учебные действия |
1 | 1 | 3 | Введение |
2 | 1 | 3 | Планирование работы, заполнение маршрутной карты |
3 | 1 | 3 | Организация выполнения учебной деятельности |
4 | 3 | 9 | Сбор информации |
5 | 24 | 72 | Творческая деятельность |
6 | 3 | 9 | Оформление результатов |
7 | 3 | 9 | Резервное время |
| | 108 часов | Итого |
Источники информации
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/03/18/programma-odarennye-deti
http://pedsovet.su/load/253-1-0-18262
https://infourok.ru/sistema-raboti-s-odarennimi-detmi-v-dopolnitelnom-obrazovanii-1055815.html
Приложение 1
Маршрутная карта обучающегося
ФИО____________________________
год обучения_____________________
№п/п | Тема | Количество часов | ||
| Теория | Практика | Всего | |
Первое полугодие | ||||
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Второе полугодие | ||||
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение 2
Сводная таблица успеваемости
№ П/П | Фамилия, имя воспитанника | Формирование ЗУМ | Формирование общеучеб. способов деят-ти | Формирование социальных компетенций | Достижения(количество) на уровне | | | |||||||
кружка | учрежд | района | области | региона | | |||||||||
| 1 п. | за г. | 1п. | за г. | 1 п. | за г. | ||||||||
1. | | | | | | | | | | | | | ||
2. | | | | | | | | | | | | | | |
3. | | | | | | | | | | | | | |