Модуль образовательной деятельности социально-коммуникативной направленности "Что такое светофор?"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КАРАБАШСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 1 «РЯБИНУШКА»БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МОДУЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
(вторая младшая группа)
«ЧТО ТАКОЕ СВЕТОФОР?»
Разработала воспитатель:
Иванова Марина Николаевна
п. г. т. Карабаш, 2025 г.
Одновременно с появлением первого автомобиля возникла проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге. Стремительное возрастание скорости движения и плотности транспортных потоков в современном мире не вызывает сомнения в том, что ПДД необходимо знать и выполнять гражданам всех возрастов. Правила излагают лишь норму поведения на дорогах, т.е. то, как должно быть, но практика показывает, что они устанавливают и регламентируют правовые отношения между участниками движения, и определяют требования к техническому состоянию транспортных средств, средствам регулирования дорожного движения и т.д., но одно знание правил не гарантирует их выполнение. Поэтому обеспечение безопасности движения стало актуальной государственной проблемой.
Заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного движения имеет важное значение в решении этой проблемы.
Цель: знакомить воспитанников с правилами безопасного поведения на дорогах и отвечать на вопросы воспитателя.
Задачи.
Общеобразовательные:
- ознакомление и обогащение знаний о светофоре и типах светофора;
- закреплять умение у воспитанников различать типы светофора.
Развивающие:
- развитие познавательных способностей, речи, ориентировки в пространстве;
- развитие устойчивых привычек соблюдать правила безопасности, дисциплинированности, внимательности на дороге.
Воспитывающие:
- воспитание интереса к культуре поведения на улице и дороге;
- формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми.
Планируемые результаты:
- ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, определяя направление предмета;
- ребёнок понимает значение сигналов светофора;
- ребёнок имеет представление об элементарных правилах безопасного поведения на дорогах;
- ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Связь с другими видами деятельности. Наблюдение за работой водителя; целевая прогулка к перекрёстку; беседа «Светофор – лучший друг», лепка «Светофор»; рассматривание иллюстраций «Ситуации на дороге»; рисование пешеходного перехода; чтение А. Барто «Грузовик», «Кораблик», отрывок из рассказа А. Дороновой «Зелёный, жёлтый, красный»; татарская подвижная игра «Летает - не летает»; подвижные игры «Стоп», «Зелёный – красный», «Найди свой цвет»; дидактическая игра «Собери светофор», «Найди не правильный светофор»; пальчиковая гимнастика «Стоп»; дыхательная гимнастика «Насос»; заучивание поговорки «Тише едешь – дальше будешь».
Материальная база. Макет транспортного и пешеходного светофора; мяч; флажки трёх цветов: красного, зелёного и жёлтого; простые и цветные карандаши.
Ход образовательного модуля.
1.Организационный момент –игра – приветствие «Назови имя друга»
Воспитатель.
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг
Мячик ты передавай,
Имя друга называй.
2. Беседа.
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.
Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой.
Как посмотрит красным глазом –
Остановится всё сразу.
А зелёным подмигнёт –
И машины, и народ
Отправляется вперёд
Воспитанники. Светофор.
Воспитатель. Правильно ребята, это светофор. Для регулирования движения на дороге автомобилей и пешеходов используют светофоры. Светофоры бывают для транспорта и пешеходов. В транспортных светофорах имеются три стеклянных линзы, которые подают световые сигналы красного, жёлтого и зелёного цвета. В пешеходных светофорах имеются две стеклянные линзы, которые подают световые сигналы красного и зелёного цвета.
Воспитатель. Какие бывают светофоры?
Воспитанники. Транспортные светофоры и пешеходные светофоры.
Воспитатель. Ребята, рассмотрите изображения на карточках и поставьте в кружках крестик на рисунках пешеходных переходов с пешеходными светофорами и объясните свой выбор.
3. Подвижная игра «Найди свой цвет»
Воспитанники получают флажки трёх цветов: одни – зелёные, другие – красные, третьи – жёлтые, - и группируются по цвету флажков в разных углах комнаты. В каждом углу воспитатель ставит на подставку цветной флажок (зелёный, красный, жёлтый). По сигналу воспитателя: «Иди гулять» - воспитанники расходятся по комнате группами или в одиночку. По новому сигналу «Найди свой цвет» - воспитанники бегут к флажку соответствующего цвета.
4. Раскрашивание транспортного светофора.
Воспитатель. А сейчас, ребята, скажите. Какие типы светофоров вы знаете?
Воспитанники. Транспортные светофоры, пешеходные светофоры.
Воспитатель. Молодцы, ребята, правильно. Транспортные светофоры подают три сигнала, пешеходный светофор подаёт два сигнала. Подумайте, и закрасьте сигналы транспортного светофора. Какие цвета необходимо использовать и в какой последовательности?
5. Игра «Собери пешеходный светофор.
Воспитатель (показывает макет пешеходного светофора). Ребята, посмотрите, пешеходный светофор имеет две стеклянные линзы красного и зелёного цвета, на каждой стеклянной линзе нарисован силуэт человека. На красной линзе у силуэта человека ноги стоят вместе («стоит»), а на зелёной линзе одна нога вытянута вперёд («идёт»). Посмотрите на рисунок и подумайте. Соедините стеклянные линзы с соответствующим квадратом сигнала светофора. (Воспитанники выполняют задание и объясняют свой выбор.)
6. Игра «Определи тип светофора».
Воспитатель. Ребята, рассмотрите рисунок и скажите, что изображено на рисунке.
Воспитанники. Транспортный светофор, пешеходный светофор.
Воспитатель. Правильно, молодцы. Для кого нужен пешеходный светофор?
Воспитанники. Для людей, для пешеходов.
Воспитатель. А транспортный светофор нужен для...?
Воспитанники. Для автомобилей, для Камаза, для грузовика, ...
Воспитатель. Подумайте и нарисуйте под светофорами, для кого они нужны.
7. Рефлексия.
Воспитанники после окончания работы объясняют действия пешеходов и автомобилей во время загорания соответствующего сигнала светофора.
Необходимо стимулировать воспитанников давать полные ответы на вопросы.
Список использованной литературы:
Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 176 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»): учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций/Р. Ш. Ахмадиева, Н. С. Аникина, Е. Е. Воронина, В. Н. Попов/Под общей ред. Р. Ш. Ахмадиевой. - Казань: Фолиант, 2016. - 100 с.
Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах/Под ред. Р.Н. Минниханова, И. А. Халиуллина. - Казань: Татарское газетно-журнальное издательство, 1995.- 167 с.
Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учеб. Пособие/авт.-сост.: Р.Ш. Ахмадиева, Е,Е, Воронина, Р.Н. Миннханов и др.; под ред. Р.Н. Минниханова и Д.М. Мустафина. - Издание ГУ «НЦ БЖД», 20008. - 288 с.