Мои педагогические находки коммуникативно речевых способностей детей посредством ознакомления с народным творчеством России

3
0
Материал опубликован 1 December 2020 в группе


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 « Солнышко»











Мои педагогические находки в развитии коммуникативно речевых способностей детей посредством ознакомления с народным творчеством России
















Хамукова Е,Х.

Воспитатель 1 категории



2020год

Г. Кировск Ленинградская область



Проблема речевого развития детей, их коммуникативных навыков актуальна и значима на современном этапе становления дошкольного образования. В ФГОС ДО для решения данной проблемы выделены две образовательные области «Социально - коммуникативное развитие» и «Речевое развитие ». Это не случайно.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить её скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. А ведь речь – это средство общения необходимое для вовлечения субъекта в социальную среду.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.

Сложившаяся ситуация побудила меня к поиску оптимальных средств речевого развития. Для этого, я решила использовать произведения русского фольклора, как наиболее простого и доступного для восприятия детьми материала. Фольклор, включающий в себя большое количество жанров: пословицы, частушки, потешки, скороговорки, чистоговорки, песенки , считалки, заклички, присказки, мирилки, колыбельные, загадки и конечно же русские народные сказки – это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Произведения фольклора своим содержанием и формой незаметно вводят дошкольника в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи.

Исходя из этого, мною и моей коллегой Ивонен О.В. ( воспитателем высшей категории ) был разработан познавательный, долгосрочный проект «Мини-музей « Русская изба», основное направление которого содействие развитию речи, коммуникативных навыков детей, формирование патриотических чувств, знакомство с жизнью , бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям средствами малого фольклора.

Мини-музей, созданный на базе учреждения, предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводятся НОД по образовательным областям, досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.

В работе нами используются такие методы и приемы:

- Рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов.

- Чтение педагогом рассказов, сказок и потешек, загадывание загадок, пение колыбельных, заучивание закличек и др.

- Проведение игр ( дидактических, сюжетно-ролевых, малоподвижных, инсценировок ), проведение физ. Минуток.

- Изготовление с детьми наглядных пособий для игровой и образовательной деятельности.

Также нами, «изба» оформляется к таким праздникам как

« Рождество», « Сороки», « Пасха», « Масленица».

Мини-музей регулярно обновляется новыми экспонатами и пособиями с помощью наших коллег и родителей.

В группе мной, совместно с родителями, созданы необходимые условия для приобщения детей к русскому народному творчеству: патриотический уголок, ширмы, настольные и дидактические игры, разные виды театра ( настольный, пальчиковый, куклы бибаго ). Создана картотека пальчиковых игр ( Сорока-сорока, Этот пальчик-дедушка, Ладушки, Идет коза рогатая, Котенька-коток, Кисанька-мурысанька ), присказок, загадок, мирилок, картотека подвижных народных игр ( Бояре,а мы к вам пришли, Золотые ворота, У медведя во бору, Карусель Салки ), хороводные игры ( Арбуз, Заинька, Каравай, Баба-яга).

Причем чтобы максимально достичь воспитательного и обучающего коммуникативным навыкам эффекта, необходимо чтобы устное народное творчество было максимально включено во все жизненные процессы и виды детской деятельности ребенка в детском саду.

Например: во время умывания детей

***

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

***

Умываемся мы быстро,
Вытираемся мы чисто,
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно



Во время кормления детей

***

А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.

***

На моей тарелочке
Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.

***

Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.


Одевания на прогулку.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.


Расчёсывания 

***

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

***

Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.

***

Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу. Раз, два ,три ,четыре, пять.

Перед сном

***

Люли- люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать.
Детку тихо усыплять
Спи малютка почивай,
Спи тихонько отдыхай

***

Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши

Я использую потешки и в пальчиковых играх с детьми. С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки , внешний вид, при этом хорошо тренируется память. Дети быстро запоминают их, они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания ее спать, катания машинки и т.д.

Например,

-Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(разгибается большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(разгибается указательный)

С этим братцем щи варил,

(разгибается средний)

С этим братцем кашу ел,

(разгибается безымянный)

С этим братцем песни пел.

(разгибается мизинец)


Мы капусту рубим-рубим,

(поочередные движения

прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капусту солим-солим,

(поочередное поглаживание

подушечек пальцев)

Мы капусту трем-трем,

(потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем-жмем.

(сжимать и разжимать кулачки)

Особенно детям нравится разучивать заклички:

Например,

Весна -красна!

Что принесла?

Теплое летечко ,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Открывай окошко!


Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи.


Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.


Также большое место в своей работе отвожу народным сказкам, которые раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. На мой взгляд, поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из сказки мои воспитанники узнали много новых слов, образных выражений, их речь заметно обогатилась эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для развития устной речи детей и для всестороннего развития детей среднего и старшего возраста.


Использованная литература:

И. А. Байчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».

И.Г.Гаврилова « Истоки русской народной культуры в детском саду».

Интернет ресурсы.

t1606839781aa.jpgt1606839781ab.jpgt1606839781ac.jpg

t1606839781ad.jpg

t1606839781ae.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.