Мои педагогические находки коммуникативно речевых способностей детей посредством ознакомления с народным творчеством России
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 « Солнышко»
Мои педагогические находки в развитии коммуникативно речевых способностей детей посредством ознакомления с народным творчеством России
Хамукова Е,Х.
Воспитатель 1 категории
2020год
Г. Кировск Ленинградская область
Проблема речевого развития детей, их коммуникативных навыков актуальна и значима на современном этапе становления дошкольного образования. В ФГОС ДО для решения данной проблемы выделены две образовательные области «Социально - коммуникативное развитие» и «Речевое развитие ». Это не случайно.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить её скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. А ведь речь – это средство общения необходимое для вовлечения субъекта в социальную среду.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.
Сложившаяся ситуация побудила меня к поиску оптимальных средств речевого развития. Для этого, я решила использовать произведения русского фольклора, как наиболее простого и доступного для восприятия детьми материала. Фольклор, включающий в себя большое количество жанров: пословицы, частушки, потешки, скороговорки, чистоговорки, песенки , считалки, заклички, присказки, мирилки, колыбельные, загадки и конечно же русские народные сказки – это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Произведения фольклора своим содержанием и формой незаметно вводят дошкольника в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи.
Исходя из этого, мною и моей коллегой Ивонен О.В. ( воспитателем высшей категории ) был разработан познавательный, долгосрочный проект «Мини-музей « Русская изба», основное направление которого содействие развитию речи, коммуникативных навыков детей, формирование патриотических чувств, знакомство с жизнью , бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям средствами малого фольклора.
Мини-музей, созданный на базе учреждения, предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводятся НОД по образовательным областям, досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.
В работе нами используются такие методы и приемы:
- Рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов.
- Чтение педагогом рассказов, сказок и потешек, загадывание загадок, пение колыбельных, заучивание закличек и др.
- Проведение игр ( дидактических, сюжетно-ролевых, малоподвижных, инсценировок ), проведение физ. Минуток.
- Изготовление с детьми наглядных пособий для игровой и образовательной деятельности.
Также нами, «изба» оформляется к таким праздникам как
« Рождество», « Сороки», « Пасха», « Масленица».
Мини-музей регулярно обновляется новыми экспонатами и пособиями с помощью наших коллег и родителей.
В группе мной, совместно с родителями, созданы необходимые условия для приобщения детей к русскому народному творчеству: патриотический уголок, ширмы, настольные и дидактические игры, разные виды театра ( настольный, пальчиковый, куклы бибаго ). Создана картотека пальчиковых игр ( Сорока-сорока, Этот пальчик-дедушка, Ладушки, Идет коза рогатая, Котенька-коток, Кисанька-мурысанька ), присказок, загадок, мирилок, картотека подвижных народных игр ( Бояре,а мы к вам пришли, Золотые ворота, У медведя во бору, Карусель Салки ), хороводные игры ( Арбуз, Заинька, Каравай, Баба-яга).
Причем чтобы максимально достичь воспитательного и обучающего коммуникативным навыкам эффекта, необходимо чтобы устное народное творчество было максимально включено во все жизненные процессы и виды детской деятельности ребенка в детском саду.
Например: во время умывания детей
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
***
Умываемся мы быстро,
Вытираемся мы чисто,
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно
Во время кормления детей
***
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
***
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
***
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
Одевания на прогулку.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Расчёсывания
***
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
***
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.
***
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу. Раз, два ,три ,четыре, пять.
Перед сном
***
Люли- люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать.
Детку тихо усыплять
Спи малютка почивай,
Спи тихонько отдыхай
***
Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши
Я использую потешки и в пальчиковых играх с детьми. С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки , внешний вид, при этом хорошо тренируется память. Дети быстро запоминают их, они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания ее спать, катания машинки и т.д.
Например,
-Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)
Мы капусту рубим-рубим,
(поочередные движения
прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим,
(поочередное поглаживание
подушечек пальцев)
Мы капусту трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)
Особенно детям нравится разучивать заклички:
Например,
Весна -красна!
Что принесла?
Теплое летечко ,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Открывай окошко!
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не намочи!
Зря в окошко не стучи.
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.
Также большое место в своей работе отвожу народным сказкам, которые раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. На мой взгляд, поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Из сказки мои воспитанники узнали много новых слов, образных выражений, их речь заметно обогатилась эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для развития устной речи детей и для всестороннего развития детей среднего и старшего возраста.
Использованная литература:
И. А. Байчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».
И.Г.Гаврилова « Истоки русской народной культуры в детском саду».
Интернет ресурсы.