Занятие в 6 классе «Мой край в картинах русских мастеров. Период Ордынского завоевания»
Мой край в картинах русских мастеров. Период Ордынского завоевания
Зайцева Юлия Николаевна
Учитель истории и обществознания
Высшая квалификационная категория
МБОУ СОШ №46 г. Липецка
Класс: 6
Регламент: 45 минут
Номинация: методическая разработка занятия в системе внеурочной деятельности
Аннотация к уроку: Внеурочное занятие соотносится с уроком по истории России для 6 класса «Монгольское нашествие на Русь». Предполагается расширение знаний учащихся по теме, а также соотнесение основных исторических событий с историей родного края и их отражение в искусстве. Межпредметная связь «История – МХК». Используя, материалы дневника, можно составить цикл занятий «Мой край в картинах русских мастеров». Данное занятие является вторым в системе внеурочной деятельности.
Цели задачи:
1.Знакомство учащихся с историческими местами нашей малой родины, представленных в картинах художников;
2. Формирование навыков работы с дневником липецкого школьника, как средством получения дополнительных знаний;
3. Развитие творческих способностей и интересов у учащихся;
4. Продолжить формирование навыков работы с текстом;
5. Продолжить формирование навыков систематизации информации;
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД:
- учиться определять цели и задачи деятельности на занятиях;
- волевая саморегуляция;
- самооценка своих действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
- уметь давать оценку качества и уровня усвоения материала.
- контролировать свои действия по образцу, предложенному учителем;
- оценивать результаты учебной деятельности по предложенным критериям;
- учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности коллектива.
Коммуникативные УУД:
- совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятий;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- приобретать навыки коллективного творчества в различных видах деятельности;
- строить монологическое высказывание;
- владеть диалогической формой речи;
- уметь работать в паре, группе, команде;
Познавательные УУД:
- определить характер и художественную ценность картины;
- приобретение сведений об авторах картин;
- уметь работать с текстом, напечатанном в дневнике;
- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя или самостоятельно;
- уметь сравнить;
- делать выводы о результатах совместной работы в коллективе.
Оборудование: Раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация «Листая страницы истории», плакат «Липа».
Используемая литература.
Петр Келлер: бедный художник, выставлявшийся на Sotheby's // URL: http://rslovar.com/content-sothebys
Платонов Андрей Иванович // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
Липецкая газета. Искусство без тайн. 25.04.2013.
Технологическая карта занятия
Этапы | Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | 3 мин. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к занятию. | Приветствуют учителя, распределяются по группам. |
Мотивационный этап | 6 мин | Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Посмотрите на экран, перед вами несколько картин, они принадлежат кистям разных мастеров, но что же их объединяет? Слайд 1. Совершенно верно. Посмотрите на ваши столы, скажите, что вы видите? Совершенно верно, именно дневник станет нашим основным помощником на уроке. Сценка с дневником. Слайд 2. Приложение 1 Ребята, к нам в гости заходил дневник, а перед этим мы посмотрели фотографии, как вы думаете. О чем сегодня пойдет речь? Определяют тему занятия. Слайд 3. | На картинах изображаются события связанные с историей нашей страны. Изображен период, когда Русь столкнулась с нашествием монголов. Также мы видим «Поле Куликово» Перед нами, дневник «Липецкого школьника», репродукции полотен художников и их биографии. Разыгрывают сценку. Приложение 1.Слайд 2. Определяют тему занятия. Слайд 3. |
Актуализация знаний | 4 минуты | В 13 веке на нашу страну обрушилось грозное испытание - нашествие монголов на Русь. Вспомните, когда это произошло? Верно, ребята, а сколько лет Русь находилась в зависимости? Слайд 4. Раздробленная Русь почти два с половиной века находилась под игом захватчиков. На протяжении 240 лет русский народ находился в зависимости от Орды, конечно, такое крупное событие в истории не могло забыться. Поэтому многие деятели искусства обращались к этой теме, изображали события тех дней. Наш край, так же сталкивался с монголами. Более того многие, важные события происходили недалеко от нашего города. Это вдохновило деятелей искусства воплотить данные события в картинах, чтобы передать потомкам историческую память. | Первая встреча с монголами произошла в 1223 г. на реке Калке. Завоевана Русь была в 1237 по 1240 гг. во время походов Батыя на Русь. Русь находилась в зависимости 240 лет с 1240 по 1480 гг. Слайд 4. |
Открытие нового знания. | 20 минут | Ребята разбиваются на группы. Ваша задача, используя раздаточный материал и информацию в дневнике, подготовить сообщение о том, как развивалась Русь, а также представить отражение данных событий в живописи. Группа 1. Сообщение о событиях 12 века, предшествующих набегу монголов. С анализом картины П. С. Келлера «Дикое поле». Анализируют информацию, отвечают на вопросы.
Приложение 2. Слайд 5. После тяжелейших испытаний, Русь почти полтора века находилась под игом. Но в 1380 г. князь Дмитрий Донской сумел разбить монгольского хана Мамая на поле Куликовом. Это событие воодушевило многих деятелей культуры, на создание картин, фильмов и даже мультфильмов. К 600-летию Куликовской битвы режиссер Роман Давыдов снял мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы». Внимание на экран. Слайд 6. Какие чувства вызвал у вас мультфильм? Группа 2. Сообщение о событиях 14 века. Рассказ о Куликовской битве и отражение данного события в картине Андрея Ивановича Платонова «Куликово поле».
Победа Дмитрия Донского вдохновила Землю Русскую, однако, в 1382 г. хан Тохтамыш совершил карательный поход на Русь и снова начали выплачивать дань Орде. В 1395 г. Тамерлан, преследуя своего бывшего союзника, хана Тохтамыша вторгся в Елец, город постигла страшная судьба. Группа 3. Сообщение о событиях 14 века. Рассказ о битве с Тамерланом в г. Ельце отражение данного события в картине Ивана Григорьевича Мишина «Ельчане в битве с полчищами Тамерлана».
| Работа в группах. Выступление групп: Группа 1:
Просматривают мультипликационный фильм. Слайд 6. Чувство гордости и патриотизма за свою страну. Выступление группы 2.
Слайд 7-10. Выступление группы 3.
|
Осмысление понимания | 5 минут | Период монгольского завоевания закончился в 1480 г. при князе Иване III. Русские войска смогли победить хана Ахмата в «стоянии на реке Угре». Тульский художник 19 века Андрей Данилович Кившенко изобразил события 1478 г., когда князь разорвал ханскую грамоту, показывая, что с зависимостью от Орды должно быть покончено. Ребята, как вы думаете какова связь истории и культуры? Как вы считаете дневник Липецкого школьника, полезен для изучения истории своего края? | История и культура взаимосвязаны. Через произведения искусства можно более образно воспринимать события. Это пробуждает интерес как к истории в целом, так и к истории своего края. Да, дневник, несомненно, полезен и позволяет расширить свои знания, в разных предметных областях. |
Рефлексия | 5 минут | Выходит дневник. Ребята, я рад, что благодаря мне вы узнали много нового. А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд! Слайд 14. Ключевое слово – друг и помощник каждого ученика (Дневник)
Спасибо дневник, за столь интересное занятие! Ребята вам понравилось? | Отгадывают кроссворд! Отвечают на вопрос. |
Этап объявления домашнего задания. | 2 минуты | Написать мини-сочинение, что я знаю о культурных традициях своей малой Родины. | Записывают задание. Получают разъяснения. |
Приложение 1.
Сцена с дневником.
На сцену выходит Дневник.
Дневник поет:
Куплет:
До чего дошел прогресс!
Только ты в дневник залез,
Там история искусства,
Пробуждает интерес.
Припев:
В дневнике история,
Только почитай,
И про край свой Липецкий
Многое узнай!
Куплет:
До чего дошел прогресс!
Было времени в образ.
А теперь читай про город,
В своем новом дневнике.
Припев:
В дневнике история,
Только почитай,
И про край свой Липецкий
Многое узнай!
Музыка затихает. Заходит учитель
Учитель: Дневник, что это ты тут распелся, какие истории? Ты же нужен, чтобы в тебя пятерки ставили, да задание записывали.
Дневник: Юлия Николаевна, ну вы что, 21 век на дворе!
Учитель: И что же ребятам, без заданий и оценок теперь остаться?
Дневник: Нет, конечно. Во мне и графы для домашних заданий и оценок есть, и страница с благодарностью, и о безопасности ребят я не забыл. Но я тут подумал, а почему бы мне не рассказать ребятам про историю Липецкого края, я же «Дневник Липецкого школьника». И поместил на своих станицах самую интересную информацию. Смотрите!
Учитель: Дорогой дневник, это так интересно! Станешь другом для моих учеников? Они очень любят историю.
Дневник: С удовольствием, и прямо сейчас я расскажу им о Липецкой земле.
Приложение 2.
Прочитайте информацию в дневнике о картине П.С. Келлера «Дикое поле», а также представленную ниже информацию и ответьте на вопросы:
- Что такое «Дикое поле»?
- Какое отношение «поле» имеет к Липецкому краю?
- Когда был образован г. Елец?
- Какие события отражены в картине, и в каком стиле она написана?
- В каком стиле написана картина?
- Какие чувства она у вас вызывает?
Петр Степанович Келлер 1909 – 1997 гг. – живописец. В 14 лет Келлер поступил в 1-ю советскую художественную школу. Жил в Ростове. Во время оккупации Ростова с семьёй остался в городе. После освобождения Ростова-на-Дону Келлер был репрессирован, осужден на 10 лет. В 1953 году, после смерти Сталина, был освобожден. Жить в Ростове было запрещено, местом жительства для Келлера определили Семикаракорск. Затем художник перебрался в Новочеркасск. С начала 1960-х и по 1973 год Петр Степанович преподавал в студии изобразительного искусства Дворца культуры завода Ростсельмаш, много работал творчески, активно выставлялся с живописными работами на областных зональных выставках. Картины художника выставлялись во многих музеях, в том числе и за границей. Картина «Дикое поле» отличается своим колоритом. Она написана в технике масляной живописи. Используются темные тона, художник стремись передать природу. Знаменитые работы «Зима» и «На зеленом острове» были проданы на аукционе в Шотландии.
Приложение 3.
Прочитайте информацию в дневнике о картине А.И. Плотнова «Куликово поле», а также представленную ниже информацию и ответьте на вопросы:
- Откуда родом Андрей Иванович Плотнов?
- Кому посвящена данная работа?
- В каких жанрах писал А.И. Плотнов?
- Чем известен Степан Дмитриевич Нечаев?
- Есть ли еще у А.И. Плотнова по этой теме?
Плотнов Андрей Иванович (1916—1997) — советский и российский живописец и график, военный художник Студии при Главном политическом управлении пограничных войск. Родился А. И. Плотнов 21 июля 1916 года в семье крестьянина деревни Верхнее Павлово Данковского района Липецкой области. Его родители были простыми крестьянами, но они очень хотели, чтобы их сын получил хорошее образование. Учился в сельской школе № 1 г. Данкова. 1933 году он поступил в Художественный техникум в г. Москва. Творческая деятельность художника Андрея Ивановича Плотнова в первые послевоенные годы не ограничивалась участием в коллективных работах. Творчеству Андрея Ивановича всегда были присущи гражданственность звучания и верность лучшим традициям русского классического искусства. Всегда в его произведениях звучат народные мотивы, отражается память о традициях русского классического искусства. Многие работы художника, посвящённые военной теме и космосу, стали хрестоматийными. В ярких, запоминающихся образах раскрыта душа русского человека, его национальный характер. Большое внимание уделял историческим сюжетам, написал картины раскрывающие события XIV века - «На поле Куликово», «Портрет молодого Дмитрия Ивановича» (Д. Донской), «За землю русскую». Андрей Иванович Плотнов умер 13 мая 1997 года. По его завещанию он был похоронен в родном Данкове. Память о выдающемся художнике-земляке свято чтут на данковской земле.
Приложение 4.
Прочитайте информацию в дневнике о картине И.Г. Мишина «Ельчане в битве с полчищами Тамерлана», а также представленную ниже информацию и ответьте на вопросы:
- В каком городе жил и трудился И.Г. Мишин?
- Какой вклад внес в художественное образование?
- Удалось ли полчищам Тамерлана захватить Москву?
- Какое наследие оставила трагедия в г. Ельце?
Мишин Иван Григорьевич 16.11.1928 – 2000 гг. Живописец. Член Союза художников СССР. Жиль и работал в городе Елец Липецкой области. Выпускник Елецкого художественного училища, которое действовало в городе до 1957 года. По его окончании Иван Мишин, как один из самых способных учеников, был оставлен здесь для преподавания. А после закрытия училища работал в Елецких мастерских Липецкого художественного фонда. О его мастерстве и профессионализме в живописи говорит такой факт — четырежды Иван Григорьевич награждался почетными грамотами Правления Союза советских художников как один из лучших живописцев Липецкой области. С 1993 года и вплоть до своей кончины он был преподавателем рисунка в художественном отделении Елецкого училища искусств имени Хренникова. Г. Мишин – художник разных тем и жанров. Его кисти принадлежат портреты, пейзажи, натюрморты. В пейзажах художника всегда чувствуется лирическое настроение, в портретах – стремление к глубокому раскрытию характера человека. Для работ Ивана Григорьевича характерна острота восприятия, свежесть передачи, обилие света, мажорный колорит. Его работы хранятся в Липецком областном краеведческом музее, Елецком краеведческом музее, в частных коллекциях Америки, Англии, Италии, Франции. Умер И. Г. Мишин в 2000 году.
мой край
PPTX / 7.16 Мб
Спицына Любовь Ивановна
Зайцева Юлия Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Спицына Любовь Ивановна
Спицына Любовь Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна