Урок по музыке в 5 классе на тему «Мой край-Ямал»
Мой край – Ямал
Данный урок разработан в рамках проведения акции «Единый день Ямальского района», с целью привлечения внимания участников образовательного процесса к истории и развитию родного края, воспитания любви к своей малой родине.
Тема урока: «Мой край – Ямал»»
Класс: 5 класс
Вид урока – интегрированный (Изобразительное искусство – музыка)
Используемые технологии (методы, приёмы): словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация), практическая работа.
Цель урока: привлечения внимания участников образовательного процесса к истории и развитию родного края, воспитания любви к своей малой родине.
Задачи: Сформировать интерес к истории и развитию родного края
- воспитания любви к своей малой родине.
- инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания несложного сюжета,
- развивать чувство формы и композиции.
Предварительная работа:
Беседа о жизни людей на крайнем севере. Рассматривание иллюстраций и обсуждение людей кочующих в тундре. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов севера.
Ход занятия:
Организация воспитанников.
- Здравствуйте ребята!
Тема сегодняшнего урока «Мой край – Ямал!»
- Какой он, мой край?
- Сурова, но гостеприимна земля Ямала, потому что живут на ней люди добрые, с горячим сердцами:
Суров мой Север лишь на первый взгляд,
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!
Такие замечательные строки написал о севере, Леонид Васильевич Лапцуй.
- а вы знаете кто это?
Ответы.
- назовите людей, жителей Ямала, которые прославили наш край
Называют имена писателей, поэтов, певцов.
Беседа о знаменитых людях Ямала.
Разучивание песни о Ямале
Сл. И муз. Гимаевой Т.М.
Ямальский остров
Ямальский остров, обская губа,
Холодный ветер, родные берега,
Здесь много рыбы, чаек громкий крик,
Ледовый миф передо мной возник!
Припев:
В тундре небо низко, и звезды над тобой!
Северный наш остров, радует собой,
Обжигает ветер, щеки и носы,
Нет нигде на свете, лучше красоты!
Добрые олени, в тундре дорогой,
Там живут и ненцы, там их дом родной!
Спелую бруснику будем собирать..
Школьные здесь годы будем вспоминать..
- А кто может рассказать, чем богат наш край?
Ответы: природные ресурсы, флора и фауна.
И сегодня мы с вами нарисуем такие сюжеты, в которых будет отражена вся красота нашего края.
Физминутка.
- Ребята давайте вспомним что такое композиция?
Предполагаемый ответ: Это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Главное в композиции – создание художественного образа.
Что такое сюжет?
Предполагаемый ответ: Создавая композицию, необходимо позаботится о том, что будет главным в картине, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание.
Задание: - Ребята вам, необходимо из представленных изображений составить в единое целое, сюжетную-композицию в которой будет отражена жизнь, быт людей живущих на Ямале, важные события, красота природы.
Практическая часть урока.
Подведение итогов.
- Понравился вам урок?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что интересного вы сегодня узнали?
Сейчас мы оформим выставку ваших работ, и мы посмотрим как разнообразно вы выполнили свою работу.
Молодцы!
Прослушайте стихотворение ненецкого поэта Леонида Васильевича Лапцуя.
«Тундра на ладони»
Я кисточку целое утро
Сегодня сжимаю в руке –
И вот появляется тундра,
Вся тундра на белом листке!
Далёко в белёсом просторе
Холмов протянулась гряда.
На них, колыхаясь, как море,
Пасутся оленьи стада.
От этого просто отлично
Становится вдруг на душе!
Сижу над работой своею
И тундрой любуюсь опять…
Одно я пока не умею –
Характер людей рисовать!