Урок музыки в 5 классе на тему «Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве»
Урок музыки « Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве».
Дата: 20.01.2015г.
Класс 5 в, количество 26 человек.
Тип урока: интегрированный.
Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа.
Познакомить с музыкальными произведениями, где композиторы использовали колокольный звон.
Задачи:
Образовательные: - сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси.
-познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов.
-установить присутствие колокольной тематики в литературе, живописи и музыке.
Воспитательные: -способствовать патриотическому воспитанию детей.
-воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам земли.
Развивающие:- развивать умение анализировать, спрашивать, развивать речь и умение слушать.
-расширить представления о значимости колокольных звонов в современном мире.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
Компьютер ,экран, плакаты с текстом песен « Дин-Дон» и « Не отнимайте солнце у детей».
Музыкальный материал: Фрагмент из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, «Вставайте люди русские» С.С.Прокофьева, «Славься» М.И.Глинки, песни Е. Лучникова «Дин-Дон», песня И.Джагмаидзе , на слова Л.Цориевой «Дети неба» .
Ход урока.
Организационный момент.
Вход в класс под музыку М.П.Мусоргского фрагмент «Коронования» из 2 действия оперы « Борис Годунов».
Музыкальное приветствие.
-Ребята, что вы услышали, когда входили в класс? На что похожа эта музыка?
( колокольный звон)
-Какая эта музыка? (вокальная, симфоническая)
-Прозвучало вступление 2 действия оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского. Музыка оркестра изображает звучание радостного перезвона колоколов.
- Колокольность присуща многим русским композиторам. М.И.Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев использовали звучание колокола в своих произведениях. Колокола были связаны со всем укладом жизни на Руси, начиная от рождения и до смерти человека.
Радостный перезвон колокола называется благовест. Благо-радость, вест-весть, благая весть.
-В каких произведениях на уроках музыкального искусства вы встречались со звучанием колокола? ( «Славься» из оперы « Иван Сусанин» М.Глинки).
Пропеть фразу «Славься ты Русь моя».
-Какой тут звон использовал композитор? (Благовест).
-Здесь благовест звучит из 7 колоколов. На Руси он звучал, чествуя победителей, царей, на большие праздники.
Еще в шестом веке на Руси появилось искусство колокольного звона, потому как. Никаких других музыкальных инструментов в храме быть не должно.
Поэтому с особой любовью и почитанием люди относились к колокольному звону, а владыки не жалели средств для изготовления колоколов.
Сам колокол древнейший самозвучащий ударный инструмент определенной высоты. Звук появляется с помощью удара языка о сам колокол. Колокола бывают различных тонов, размеров от маленьких до 50 и более тонн. Самый большой Царь-колокол в Кремле, как музейный экспонат. Он никогда не звонил-200 тонн.(репродукция)
Слушание: Примеры звучания колокольных звонов.
-Какие чувства у вас возникли? (Возвышенность, умиротворенность).
-Свадебный звон колокола называется «малиновым звоном».
Слушаем свадебный перезвон, ростовские звоны.
-С какими звонами познакомились на уроке?
-Вы заметили, как органично сливаются в храме все виды искусства- живопись, иконы, образы святых, церковное песнопение, звуки колоколов.
Колокольный звон очень живописен. Эта живописность отражена во многих произведениях изобразительного искусства.
Показываю репродукции: Юон « Ласточки и купола», Левитан «Вечерний звон» и другие.
-Какими красками отображен колокольный звон на иллюстрациях? (радужными, светлыми, яркими, нежными).
-Сейчас мы с вами попытаемся стать немного звонарями.
Исполнение песни «Дин-Дон» музыка Е.Лучникова, слова Е.Бондаренко.
Исполнение с использованием колокольчиков.
-Скажите: «Можем ли мы увидеть музыку? С помощью чего?»(воображения).
Показываю коллаж из рисунков учащихся к этой песне.
-В нашей жизни не всегда бывает радость, счастье. Есть и печальные моменты, даже трагические. О колокольном звоне, который называется НАБАТ, мы с вами уже говорили на уроках во 2 классе.
-Какой это звон колокола?(тревожный)
-Слушание песни «Дети неба» музыка И.Джагмаидзе, слова Л.Цориевой.
-Такой звон изображен на картине Рериха « Голубиная книга»(краски мрачные, темные).
-В какой кантате звучит набат? Привожу примеры (Три богатыря, Александр Невский, Садко).
-Кто написал музыку к этой кантате?(С. Прокофьев, П. Чайковский, М.Глинка)
-Слушаем фрагмент « Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский».
-Похож ли набат на благовест?(нет, он тревожный, монотонный)
Русский композитор С.В.Рахманинов в своем творчестве довольно много использовал колокольность. Поэму для симфонического оркестра, хора и солистов он назвал «Колокола», где привел различные виды звучания как набат, благовест, трезвон и другие при помощи инструмента симфонического оркестра идиофон, который имитирует звучание колоколов в разных моментах жизни человека.
Исполняю аккорды вступления концерта №2 С.В.Рахманинова.
-На какой звон колокола похожа эта музыка? (набат)
-Многие русские композиторы вводили звучание колокольного звона в свои произведения или имитировали звон колокола при помощи различных инструментов или фортепиано.
-Колокольный звон поистине является отрадой души, неотъемлемой частью звуковой атмосферы русской жизни.
-Лермонтов, Пушкин, Толстой и многие другие русские поэты и писатели говорили о том, что в колокольном звоне отразилась русская душа, жизнь.
Итог урока:- О чем говорили на уроке?
- О каких звонах говорили?
-Какие композиторы использовали в своих произведениях колокольные звоны?
Белкина Надежда Владимировна