Урок музыки в 5 классе на тему «Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве»

6
1
Материал опубликован 2 February 2018 в группе

Урок музыки « Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве».

Дата: 20.01.2015г.

Класс 5 в, количество 26 человек.

Тип урока: интегрированный.

Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа.

Познакомить с музыкальными произведениями, где композиторы использовали колокольный звон.

Задачи:

Образовательные: - сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси.

-познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов.

-установить присутствие колокольной тематики в литературе, живописи и музыке.

Воспитательные: -способствовать патриотическому воспитанию детей.

-воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам земли.

Развивающие:- развивать умение анализировать, спрашивать, развивать речь и умение слушать.

-расширить представления о значимости колокольных звонов в современном мире.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

Компьютер ,экран, плакаты с текстом песен « Дин-Дон» и « Не отнимайте солнце у детей».

Музыкальный материал: Фрагмент из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, «Вставайте люди русские» С.С.Прокофьева, «Славься» М.И.Глинки, песни Е. Лучникова «Дин-Дон», песня И.Джагмаидзе , на слова Л.Цориевой «Дети неба» .


 

Ход урока.

Организационный момент.

Вход в класс под музыку М.П.Мусоргского фрагмент «Коронования» из 2 действия оперы « Борис Годунов».

Музыкальное приветствие.

-Ребята, что вы услышали, когда входили в класс? На что похожа эта музыка?

( колокольный звон)

-Какая эта музыка? (вокальная, симфоническая)

-Прозвучало вступление 2 действия оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского. Музыка оркестра изображает звучание радостного перезвона колоколов.

- Колокольность присуща многим русским композиторам. М.И.Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев использовали звучание колокола в своих произведениях. Колокола были связаны со всем укладом жизни на Руси, начиная от рождения и до смерти человека.

Радостный перезвон колокола называется благовест. Благо-радость, вест-весть, благая весть.

-В каких произведениях на уроках музыкального искусства вы встречались со звучанием колокола? ( «Славься» из оперы « Иван Сусанин» М.Глинки).

Пропеть фразу «Славься ты Русь моя».

-Какой тут звон использовал композитор? (Благовест).

-Здесь благовест звучит из 7 колоколов. На Руси он звучал, чествуя победителей, царей, на большие праздники.

Еще в шестом веке на Руси появилось искусство колокольного звона, потому как. Никаких других музыкальных инструментов в храме быть не должно.

Поэтому с особой любовью и почитанием люди относились к колокольному звону, а владыки не жалели средств для изготовления колоколов.


 

Сам колокол древнейший самозвучащий ударный инструмент определенной высоты. Звук появляется с помощью удара языка о сам колокол. Колокола бывают различных тонов, размеров от маленьких до 50 и более тонн. Самый большой Царь-колокол в Кремле, как музейный экспонат. Он никогда не звонил-200 тонн.(репродукция)

Слушание: Примеры звучания колокольных звонов.

-Какие чувства у вас возникли? (Возвышенность, умиротворенность).

-Свадебный звон колокола называется «малиновым звоном».

Слушаем свадебный перезвон, ростовские звоны.

-С какими звонами познакомились на уроке?

-Вы заметили, как органично сливаются в храме все виды искусства- живопись, иконы, образы святых, церковное песнопение, звуки колоколов.

Колокольный звон очень живописен. Эта живописность отражена во многих произведениях изобразительного искусства.

Показываю репродукции: Юон « Ласточки и купола», Левитан «Вечерний звон» и другие.

-Какими красками отображен колокольный звон на иллюстрациях? (радужными, светлыми, яркими, нежными).

-Сейчас мы с вами попытаемся стать немного звонарями.

Исполнение песни «Дин-Дон» музыка Е.Лучникова, слова Е.Бондаренко.

Исполнение с использованием колокольчиков.

-Скажите: «Можем ли мы увидеть музыку? С помощью чего?»(воображения).

Показываю коллаж из рисунков учащихся к этой песне.

-В нашей жизни не всегда бывает радость, счастье. Есть и печальные моменты, даже трагические. О колокольном звоне, который называется НАБАТ, мы с вами уже говорили на уроках во 2 классе.

-Какой это звон колокола?(тревожный)

-Слушание песни «Дети неба» музыка И.Джагмаидзе, слова Л.Цориевой.

-Такой звон изображен на картине Рериха « Голубиная книга»(краски мрачные, темные).

-В какой кантате звучит набат? Привожу примеры (Три богатыря, Александр Невский, Садко).

-Кто написал музыку к этой кантате?(С. Прокофьев, П. Чайковский, М.Глинка)

-Слушаем фрагмент « Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский».

-Похож ли набат на благовест?(нет, он тревожный, монотонный)

Русский композитор С.В.Рахманинов в своем творчестве довольно много использовал колокольность. Поэму для симфонического оркестра, хора и солистов он назвал «Колокола», где привел различные виды звучания как набат, благовест, трезвон и другие при помощи инструмента симфонического оркестра идиофон, который имитирует звучание колоколов в разных моментах жизни человека.

Исполняю аккорды вступления концерта №2 С.В.Рахманинова.

-На какой звон колокола похожа эта музыка? (набат)

-Многие русские композиторы вводили звучание колокольного звона в свои произведения или имитировали звон колокола при помощи различных инструментов или фортепиано.

-Колокольный звон поистине является отрадой души, неотъемлемой частью звуковой атмосферы русской жизни.

-Лермонтов, Пушкин, Толстой и многие другие русские поэты и писатели говорили о том, что в колокольном звоне отразилась русская душа, жизнь.

Итог урока:- О чем говорили на уроке?

- О каких звонах говорили?

-Какие композиторы использовали в своих произведениях колокольные звоны?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации