Доклад «Чтение детей и подростков как фактор формирования человеческого капитала»
«Чтение детей и подростков как фактор формирования человеческого капитала»
Лыкус Янина
Содержание.
Введение ………………………………………………………………………..3
Раздел I. Детское чтение – индикатор отношения общества к его будущему………………………………………………..………………………4
Раздел II. Чтение детей: новое мышление и перспективы…………………...7
Раздел III. Роль библиотеки во внешкольном учебном заведении…………12
Заключение …………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………….15
Введение
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Можно приводить бесчисленные примеры высказываний авторитетных людей Земли, в которых книга и чтение рассматриваются как один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
Развитие «общества читателей» возможно лишь в определенных социальных условиях. Социологи рассматривают чтение как «чуткий, надежный и даже универсальный индикатор состояния общества».
Детское чтение – индикатор состояния общества и отношения
общества к его будущему. Вот почему во многих развитых странах проводится государственная политика в области чтения, и особые усилия прилагаются для поддержки и стимулирования чтения детей и молодежи.
Чтение относится к общенациональным проблемам. От его состояния зависит духовное здоровье нации. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от нечитателей в своем интеллектуальном развитии. Первые способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь большой объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формулирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Раздел I Детское чтение – индикатор отношения общества к его будущему
Чтение – явление не простое. Существует бесчисленное множество его форм. И изучение чтения – дело довольно сложное: прямому наблюдению поддается лишь физический, внешний, а не внутренний его акт. Предполагается, что первый всегда отражает второй, но это не совсем верно.
Сравнивая статистику чтения в различных странах, мы видим, что в большинстве случаев той или иной мере наблюдается спад читательской активности. При этом чтению книг отводиться больше времени в странах с запаздывающей модернизацией.
Чтение в наши дни куда более ориентировано на удовлетворение не столько общекультурных, эстетических, сколько информационно-прагматических потребностей. Оно превратилось в сопутствующее занятие. Все чаще читают в транспорте, в очереди, обращаются к «малым» жанрам – инструкциям, в том числе экранным, объявлениям, правилам и т.п. У значительной части населения не хватает ни времени, ни душевных сил на чтение в его прежнем смысле (вдумчивое вчитывание, сопереживающее восприятие). Ведь источником переживаний, помимо прочих, становятся телесериалы, просмотр которых не требует сосредоточенности, необходимой для чтения.
Итак, основная тенденция последних лет - утрата чтением его исключительной роли в обществе. С одной стороны, оно превращается в средство получения информации, с другой – в развлечение, как в других странах. Но в то же время, как показывает анализ американских бестселлеров, есть не только образцы «популярного чтива», но и то, что принято относить к «серьезной литературе». А это означает, что Россия модернизируется и многие привычные занятия обретают иное содержание, меняя, до известной степени, современные социальные процессы.
Можно уверенно прогнозировать снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности. Этот процесс развивается очень быстро. Это результат общей социокультурной ситуации в стране. Появляется много беспризорных детей (они оказываются вне сферы внимания государства и школы). Падает престиж образования и знаний, идет «перетекание» наиболее активной части населения в неинтеллектуальные сферы трудовой деятельности. Все больше групп молодежи, ориентированных на некнижные формы культуры. Бедственное положение наблюдается в государственной системе образования. Снижаются педагогические стандарты.
Особое беспокойство специалистов вызывает функциональная (или вторичная) неграмотность, в том числе и в молодежной среде. Рассматривая проблемы чтения в информационном обществе, ректор Франкфуртского университета им. И.В. Гете Клаус Ринг говорит: «Телезрители только тогда получают от телевизора устойчивую пользу, когда регулярно читают газеты». Исследователи в 70-х гг. сделали однозначный вывод: лучший читатель является и лучшим телезрителем; только читающее общество является мыслящим.
Такое понимание долго игнорировалось. Между тем безграмотность распространилась среди населения.
Благодаря исследованиям Райнера Лемана мы знаем, что вторичная неграмотность развивается в раннем возрасте, а именно: в третьих классах, после того, как дети только научились писать и читать. В восьмых классах 60% классных руководителей жалуются, что ученики не владеют необходимыми навыками чтения и письма; примерно 30% этих учеников признают, что испытывают сложности с чтением и письмом. Таким образом, приходится констатировать, что в нашей стране, по окончании регулярного обучения, примерно треть подрастающего поколения недостаточно умеет пользоваться такими основополагающими инструментами информации современного общества, как чтение и письмо.
У подрастающего поколения должно появится осознание ценности и специфического значения книг, газет и журналов, т.е. печатных средств информации. Последнего достичь труднее: простая доступность и удовлетворение от использования требуют здесь более комплексного подхода, чем в случае с печатными средствами. Легкость обслуживания не должна нас обманывать.
Несомненно, компьютер не имеет равных в расчетах, накоплении данных, в поиске и передаче информации. Но для потребителя смысл огромного потока данных выявляется только при их оценке и определении их места во взаимосвязях, в фильтрации информации, в целенаправленном обобщении. Это предполагает натренированное аналитическое сознание, способность воображения, оценки качества, которые ничем нельзя заменить. Основание этих взаимосвязей в нынешней ситуации, по-видимому, - основная задача политика в области образования. При всем технологическом прогрессе нельзя потерять из виду ту истину, что предпосылкой овладения электронными средствами информации всегда будет умение читать.
Раздел II Чтение детей: новое мышление и перспективы
Специалисты разных областей, в том числе психологи, педагоги, социологи, доказали, что нечитающий ребенок – это не только препятствие к социально успешной реализации личности, но и огромный риск для общества. Риск пополнения людей с девиантным и дезадаптивным поведением, с атрофированной способностью к состраданию; риск увеличения числа людей, не способных считывать элементарную информацию, усваивать самые простые инструкции, людей с пониженной способностью к адаптации. Если добавить к этому еще и тотальное увлечение детей новыми технологиями, то можно утверждать, что чтение зачастую становится только одним из способов получения информации, чисто технологическим и рациональным процессом.
Что же нужно предпринять, чтобы обеспечить, поддержать и стимулировать чтение подрастающего поколения? Одним из основных направлений данной деятельности могут быть следующие: обеспечение доступности начального образования как гарантия для каждого человека в овладении грамотностью; обеспечение доступа к печатным источникам через институт бесплатных библиотек; организация и поддержка государства система мероприятия государственного и международного масштаба, стимулирующих обращении к книге и чтению; законодательная и финансовая поддержка книгоизданий; организация чтения для всех возрастов; социальных групп и уровней образования.
Исходя из вышеизложенного, волей – неволей напрашивается вопрос: кто в состоянии обеспечить и поддержать детское чтение, видоизменить поиск и доставку информационных продуктов, стать рекреационным учреждением призванным удовлетворять запросы связанные с разносторонней деятельностью человека (учебной, социальной, досуговой)? Исключительно адаптивным соцоикультурным институтом для этой цели является библиотека.
Библиотека – единственное неангажированное учреждение, призванное и способное предоставлять интересующие материалы, которые отражают различные точки зрения и подходы, теории, концепции, взгляды на тот или иной предмет, явление, событие.
Библиотеки, располагающие кадрами подготовленных специалистов, применяют разнообразные методики по привлечению ребенка к книге. Среди наиболее значимых мероприятий по распространению книги и чтения, а так же помощь в формировании читательской культуры детей и подростков следует назвать следующее: конкурс на лучший читающий класс, сетевой марафон «Прочитал сам – порекомендуй товарищу», бенефисы читателей, конкурс на лучшего читателя года, месяца, лучшую книгу года, презентации новых книг и журналов, программы поддержки детского литературного творчества, среди которых литературно художественные студии, объединения юных журналистов, создание рукописных детских журналов, литературные конкурсы «Продолжи произведение», и т.д., ежегодные праздники книги , городские, национальные и международные выставки детской книги; совместные акции редакциями детских периодических изданий.
Таким образом, библиотеки становятся проводниками нового взгляда на чтение как на национальную ценность, его популяризацию среди широких слоев населения.
Подчеркнем важность исследований в области детского чтения, которые проводятся в библиотека и помогают активизировать его и упорядочить. Исследуются такие проблемы, как активизация детского чтения в условиях развития новейших информационных технологий, современные тенденции распространения чтения среди детей и подростков, проблемы семейной грамотности, профилактика вторичной неграмотности и др.
Важным является аспект способствующий формированию литературного вкуса, эстетических критериев оценки прочитанного, отбор лучшего из издательского потока. Это рекомендательная библиография для юных читателей, родителей, учителей. К уникальным рекомендательным пособиям можно отнести трехтомный библиографический словарь «Писатели нашего детства», изданный Государственной Российской библиотекой для детей. Он отражает, рекомендуемый круг чтения для детей и подростков 5- 15 лет и включает оригинальные очерки о творчестве 300 российских и зарубежных авторов, списки лучших изданий их произведений, списки литературы и писателях, сведения об иллюстраторах произведений, об экранизациях, переводах на другие языки и т.д.
Сейчас не редко приходится сталкиваться с тем, что читающему школьнику не с кем поделиться впечатлениями, его начитанность не интересна сверстникам. Решить эту проблему помогают коммуникативные формы общения. Среди наиболее эффективных назовем такие: книгодебаты, викторины на дому, отзывы о книгах, интерактивная читательская газета «Пятый угол», которая является своеобразной трибуной для тех кто имеет вербальный комплекс.
Нельзя не упомянуть сегодня и о такой важной библиотечной функции, как формирование «Золотой книжной полки» - это когда библиотека может предлагать, популяризировать, доносить до пользователя все лучшее и побуждать к чтению. Среди наиболее эффективных форм – литературные и кукольные миниспектакли.
Но все это происходит благодаря усилиям представителей библиотечной профессии, ложится «тонким слоем» и не затрагивает глубинные процессы, влияющие на читаемость юных «книголюбов».
Интересен в данном направлении зарубежный опыт достойный подражанию.
Например, национальные программы чтения в США, Франции, Великобритании, Швеции; закон о защите детской литературы в Бразилии; деятельность национальных институтов и центров чтения в Австрии, Германии, Швеции.
Показателен в этом вопросе опыт Швеции. В последние годы в Швеции обеспокоены проблемой уменьшения общей эрудиции, кризисом чтения, дезлексией (невозможностью восприятия печатного текста). Здесь создана и довольно успешно реализуется национальная кампания «Книжное жюри», где дети выбирают лучшую книгу по четырем возрастным группам. Имела колоссальный успех национальная компания «Чтение – 2000». Поддерживаются проекты «Чтение для мальчиков», «Почитай мне папа», «Для всех внуков», «Читать вслух – переживать вместе счастливые минуты». Основной девиз этих проектов – научить детей радоваться книге и читать с радостью.
С целью популяризации книги, активизации чтения детей подростков в Швеции так же создан институт детской книги, Швецкий институт, распространяющий информацию по культуре страны. Работает издательство «Книга для всех», которая бесплатно обеспечивает книгами все социальные институты, связанные с образованием и информацией.
В Германии для детей выпускается национальная серия книг «Банда в коротких штанишках».
Норвегия создает программы чтения типа «Читающий колледж».
Колумбия внедряет национальную программу поддержки чтения, где главное место уделяется чтению детей и подростков.
В Великобритании, где в последние десятилетия особое беспокойство вызвал уровень навыков чтения школьников (согласно исследованиям, их читательские навыка оказались ниже, чем у их сверстников в других европейских странах), правительство выступило инициатором двух крупных проектов: «Национальная стратегия в области грамотности» и «Национального года чтения». Главные задачи проектов: повысить уверенность личности как читателя; научить получать удовольствие от чтения; разнообразить чтение; предоставить читателям возможность поделиться впечатлениями от прочитанного; повысить статус чтения, как творческого процесса; через приобщение к чтению способствовать воспитанию и развитию творческой и социально адаптированной личности.
Поражает своим размахом начавшееся в России направление «Молодая Россия читает», цель которого – активизация чтения тех, кто составляет будущее нации.
К сожалению, ситуация в настоящее время такая, что у многих детей нет новых книг ни в домашней, ни в школьной, ни у друзей и знакомых, и поэтому сложно надеяться, что ребенок может развивать и поддерживать свои навыки чтения. А детям необходимо реализовывать свое право на чтение, чтение лучшей литературы, как классической, так и новой.
Раздел III. Роль библиотеки в образовательном учреждении
Библиотека – есть система, выполняющая триединую функцию: собирателя информации, хранителя культуры и носителя образования. Все эти составляющие действуют одновременно: каждая дополняет две другие и каждая не может работать без двух других.
Образование – любое! – начинается с книги.
Библиотека нужна всем: и педагогам, и детям, и родителям. Отсутствие необходимых методических материалов, педагогической литературы, возможности постоянно следить за всеми нововведениями в науке и практике образования и воспитания в значительной степени снижает эффективность педагогического труда, степень удовлетворенности от работы. Ни одна, даже самая богатая личная библиотека, не сможет заменить педагогу общественные фонды. Кроме того, педагоги нуждаются и в грамотной информационной поддержке, в профессионально организованном справочном библиографическом аппарате, в периодических обзорах всего нового, что появляется в мире образования. Все это может и должна делать библиотека ВУЗ.
Методическая работа библиотеки должна идти по двум направлениям:
оказание помощи в теоретической подготовке педагогов в ходе их самообразования, в проведении различных методических мероприятий Центра, в разработке методических материалов;
оказание помощи специалистам Центра в практической деятельности: при подготовке к открытым занятиям, конкурсам, мероприятиям досугового характера.
Усилия библиотеки направлены на то, чтобы повышался профессионализм педагога-практика, формировалась и укреплялась его самостоятельность и ответственность. А чтобы эти три кита педагогики были в действии, библиотекарю необходимо общаться с собеседником, понимать и принимать его эмоциональное состояние, личные качества. Именно поэтому методическая работа в библиотеке строится на принципах сотрудничества и взаимопонимания, учета возрастных особенностей, понимания чувства прекрасного. Ведь помогая педагогу, помогаешь ребенку.
Рассматривая день нынешний нельзя пройти мимо того обстоятельства, что «информационное поле» детского учреждения сузилось до предельных размеров. Поэтому очень важно помочь ребенку встать на правильный путь добра, истины и красоты, увлечь его игрой, беседой, изготовлением поделок, дать ему понять, что он – талантлив. И если ребенок сумеет найти необходимую информацию, то ему гораздо легче выбрать приемлемые формы самореализации. При этом библиотека должна играть роль «проводника по дороге саморазвития».
Библиотека не может быть оторвана от педагогического процесса: у библиотекаря и педагога – общие цели, достигнуть которых можно только взаимодействуя друг с другом.
Проведение библиотекой массовой работы способствует главному – формированию комфортной информационной среды, отвечающей потребностям и интересам развивающейся личности, на первое место среди которых выходит общение со сверстниками. К тому же, это позволяет привлекать детей и подростков к систематическому чтению, повышать их уровень техники чтения, развивать умение адаптировать полученную информацию к своим жизненным задачам, научить самостоятельному библиографическому поиску необходимой информации. И в результате сформировать культуру общения и коммуникативные способности, научить искусству диалога с любым собеседником.
Заключение.
В грядущем обществе «Экономики знаний» чтение и читающий человек все больше осознаются как национальная ценность. Читающие нации создаются из читающих детей. И в Украине так же необходимо осознание проблемы чтения детей и подростков в качестве национальной проблемы в связи с тем, что детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке не только общества, но и государства.
Сегодня самыми грамотными защитниками детского чтения являются, несомненно, библиотекари. И именно они во многом определяют судьбу чтения как условия развития нации.
Библиотека, как информационно-методический и культурный центр, является местом, где сходятся люди разного звания и положения, пусть, не всегда для занятий, но для общения друг с другом. Секрет притягательной силы библиотеки в том, что здесь царит атмосфера сердечного доверия, искреннего дружелюбия и разнообразного творчества.
Список литературы:
1.Ленский Б.В. Детское чтение – индикатор отношения общества к его будущему // Школьная библиотека.-2000.-№1.- С.1-6.
2.Некрасова Н.Н. Три шага на встречу читателю// Внешкольник.-2002.-№10.-С.18-19.