Методическая разработка «Формирование коммуникативных компетенций у подростков методом тренинга»
Формирование коммуникативных компетенций у подростков методом тренинга
Методика представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразно проведению какой-либо работы. Методика социально-педагогической работы состоит из системы принципов, форм, способов и средств организации социально-педагогической деятельности с разным контингентом детей. М.В. Шакурова определяет методику как сложившуюся совокупность методов, позволяющую решать типовые задачи. Объектом методики является организуемая социальным педагогом разнообразная деятельность. На подбор методики существенное влияние оказывает содержание деятельности человека, на работу с которым она рассчитана. Так, игра потребует одних методик, диалоговое общение – других.
Методика социально-педагогической деятельности – это совокупность методов деятельности социального педагога и форм организации социального воспитания, направленных на решение проблем клиента. В профессиональном словаре педагога одно из ведущих мест занимают понятия «метод» и «методика».
Методика деятельности социального педагога по формированию коммуникативных компетенций у подростков состоит из системы принципов, форм, способов и средств организации. Методика включает в себя диагностический, коррекционный этап, и этап оценки эффективности воздействий. Коррекционный этап включает программу тренинга, которая сформирована на основе диагностического исследования подростков, направленна на формирование у них коммуникативных компетенций.
В качестве показателя эффективности были использованы результаты тестирования.
Программа тренинга включает в себя 11 занятий. Каждое занятие имеет свою цель, состоит из вводной, основной и заключительной части.
Вводная часть – часть, в которой раскрывается имеющийся опыт и знания. Начинается с ритуала приветствия и упражнений на сплочение.
Основная часть направлена на формирование и применение новых навыков общения.
Заключительная часть включает в себя осознание и применение полученных знаний и опыта в выработке персональной стратегии поведения. Занятия проводились 2 раза в неделю на протяжении двух месяцев.
Задачи:
1. Создать условия, в которых подростку будет комфортно изучать себя и свой внутренний мир, где он не будет бояться осуждения.
2. Углубить знания участников о коммуникативных компетенциях. Научить участников управлять своими эмоциями, чувствами.
3. Скорректировать и сформировать у подростка навыки общения, умение находить выход из различных ситуаций, в том числе и конфликтных; умение отстаивать свою точку зрения, слушать и воспринимать других людей такими, какие они есть.
В тематике занятий прослеживается линия, направленная на осознание собственного внутреннего мира к осознанию себя в социуме.
На тренингах подросткам предлагается одновременно выполнять какие-либо упражнения, что ведет к взаимодействию ребят между собой, формирует такие умения, как взаимопонимание, взаимовыручка и взаимопомощь.
Тренинг построен таким образом, что каждый член группы может принять участие в заданиях, при чем, не боясь ошибиться или сделать что- то не так. На тренинге отсутствует осуждение, поэтому каждый из подростков чувствует себя защищенным. Поскольку атмосфера выстраивается благоприятной и располагающей к общению, участники постепенно «оттаивают» и начинают проявлять себя и познавать свою ценность при помощи сверстников.
Одновременно с развитием коммуникативных компетенций корректируются память, внимание, наблюдательность и многие другие психические характеристики.
Занятия заканчиваются выбранным вместе с подростками ритуалом окончания работы.
Таблица 1
Тематический план
№ |
Тема занятия |
Цель занятия |
Содержание занятия |
1. |
Давайте познакомимся |
Знакомство и установление контакта участников тренинга |
«Давайте познакомимся», «продолжаем знакомство», «контакт» |
2. |
Учимся принимать решение |
Формирование навыков как коллективных, так и персональных по принятию решений |
«Воздушный шар» |
3. |
Учимся говорить «нет» |
Формирование ответственности за принятое решение и понимание, что каждый человек может сказать «нет» |
«Ступени общения», «Mой щит» |
4. |
Понимание чувства ответственности |
Формирование умения просчитывать последствия негативных поступков и несение за них ответственности |
Понимание и осознание проступков, умение нести за содеянное ответственность. Беседа |
5. |
Понятие конфликтов и способы их решения. |
Представления о причинах возникновения конфликтов, умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения конфликтов, получение навыков по разрешению таких ситуаций не только с ровесниками, но и с родителями |
«Я хочу», «Беспроигрышный метод решения споров», «Конфликт» |
6. |
Конфликты и компромиссы |
Формирование умений, помогающих избежать конфликтные ситуации, умение находить компромисс |
«Необитаемый остров» |
7. |
Как справиться с плохим настроением |
Формирование навыков контроля и регулирования своего настроения |
«Вверх по радуге», «Якорь» |
8. |
Стресс в жизни человека |
Умение планировать свою деятельность во время повышенных нагрузок; знакомство с техниками по снятию стресса. Умение противостоять различным перегрузкам |
«Три криминалиста», «Умеете ли вы справляться со стрессом» |
9. |
Способы борьбы со стрессом |
Умение переживать негативные ситуации и сохранять адекватное поведение |
«Человек, переживающий стресс», «умеете ли вы справляться со стрессом», «Способы борьбы со стрессом», «Консилиум» |
10. |
Я расту, я меняюсь |
Формирование знаний о физиологических и эмоциональных изменениях. Снижение уровня тревожности |
«Кто растет быстрее?» |
11. |
Финал |
Формирование стремления к взаимодействию с окружающими, независимо от их индивидуальности |
|
Таким образом, при построении программы тренинга учитываются уже имеющиеся навыки и потребности подростков. Программа тренинга способствует созданию условий, в которых подростку будет комфортно изучать себя и свой внутренний мир, где он не будет бояться осуждения; способствует углублению знаний участников о коммуникативных компетенциях, управлению своими эмоциями, чувствами; способствовать коррекции и развитию у подростков навыков общения (умение находить выход из различных ситуаций, в том числе и конфликтных; умение отстаивать свою точку зрения, слушать и воспринимать других людей такими, какие они есть).
Воронцов Сергей Иванович
Потамошнева Наталья Алексеевна